Светлана Вершинина
Проект «Вода-источник жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВОДА- ИСТОЧНИК ЖИЗНИ».
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры
человека. В этот период основа личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
В данной статье уделяется особое внимание вопросам организации и содержанию педагогической деятельности в детском саду, в частности по проекту «Вода- источник жизни».
Публикация «Проект „Вода-источник жизни“» размещена в разделах
С помощью исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное - речи (умению размышлять, рассуждать и анализировать).
В 5-6 лет ребёнок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Детям всё интересно, их всё манит привлекает. Именно у детей 5-6 лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу всё знать».
1. Описание проекта
Тип проект
• Групповой
По содержанию:
• Познавательный
Участники: дети старшей группы, воспитатель, родители.
2. Актуальность проблемы.
Дети ежедневно в повседневной жизни сталкиваются с водой. Исходя из этого, мы решили уточнить с детьми представление о том, что вода- очень ценный продукт. Она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Люди используют воду для приготовления пищи, мытья рук, тела, вещей, для стирки белья, для полива растений. Для питья человеку пригодна только чистая вода -из родника, колодца, водопровода. Самая чистая вода это кипяченая вода. В морях и океанах вода горько-солёная, непригодная для питья. В водопровод вода попадает из реки : её качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течёт и холодная, и горячая вода. Получают чистую воду из реки очень трудно, поэтому её надо экономить, беречь, хорошо закрывать кран, что бы она зря не утекала. Знакомство детей с круговоротом воды в природе. Каждый день мы употребляем воду и не знаем, чем она полезна.
Цель проекта :
Формирование представлений детей о воде как необходимой части для всего живого на земле. Изучение свойства воды в разных состояниях (жидкое, газообразное, твёрдое).
Исходя из цели, были поставлены задачи:
• Выяснить, что такое вода, какая бывает вода, откуда она берётся?
• Узнать, зачем нужна вода, можно ли обойтись без неё?Почему вода имеет разные состояния?
• Исследовать свойства воды опытным путём.
• Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельность детей.
• Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для её осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.
• Развивать творческие способности, воображение, любознательность.
• Развивать коммуникативные навыки детей.
• Найти сведения о воде в разных художественных произведениях. Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений
По доминирующему методу проект носит исследовательский, творческий характер.
По характеру содержания – ребёнок- взрослый.
По количеству участников- групповой.
По продолжительности- среднесрочный.
Гипотеза: Содействие воспитанию личности ребёнка с развитым познавательным интересом и сформированным осознано-правильным отношением к природе, способного видеть и чувствовать красоту окружающего мира, будет эффективно, если проектная деятельность детей старшего возраста стимулирует внутреннее развитие и обеспечивает удовлетворение детских потребностей, запросов, инициативы и желаний.
Если мы проведём исследование, опыты и эксперименты с водой, изучим познавательную литературу, то мы расширим свои знания о воде как источнике жизни.
Вводный этап
1. Беседа с детьми «Что мы знаем о воде?»
Цель: Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности.
2. Формировать творческой проектной группы детей и родителей «Юные экспериментаторы».
3. Подбор познавательной, научной и методической литературы. Собрать как можно больше сведений о воде из разных источников информации.
Цель:Анализ литературы для организации осуществления исследования.
Основной этап
1. Беседа с детьми «Откуда берётся вода?»
Цель: Дать детям знания о добычи питьевой воды.
2. Изучение с детьми познавательной и научной литературы.
Цель: Стимулировать желание детей использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата.
3. Познакомить с художественными произведениями,где речь идёт о воде (Сказки, рассказы, пословицы, поговорки и т. п.)
4. Опытно-эксперементальная деятельность «Изучение свойств и качеств воды».
Цель: Пробудить у детей интерес к естественно-научным экспериментам по изучению воды и её различных видах и определению её основных свойств.
5. Творческая мастерская. Рисуем с помощью акварели.
Цель: Стимулировать интерес к созданию творческих работ с использованием акварельных красок.
6. Игра-путешествие «Экскурсия»
Цель:Побуждать детей интересоваться красотами природными достопримечательностями.
7. Опытно-экспериментальная деятельность: «Какая бывает вода?» задачи: уточнить представления детей о свойствах воды:прозрачная, без цвета, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы;познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму.
8. Опытно- «экспериментальная деятельность:Вода-растворитель. Очищение воды»
Задачи: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды- фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
9. Опытно-экспериментальная деятельность «Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги?»
Задачи: уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный твёрдый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходов.
10. Доказательство- «Вода-источник жизни» : совместно с детьми поместить сухие семена (семена гороха) во влажную среду до прорастания, затем высаживание в грунт.
Итоговый этап:
1. Цель: Обобщить знания и элементарные представления о воде.
2. Цель: Прививать детям стремление делиться собственным опытом исследовательской деятельности.
При реализации проекта были использованы методы приемы:
• Анализ познавательной литературы
• Опытно-экспериментальная деятельность;
• Исследовательская деятельность,
• Наблюдения,
• Творческая деятельность,
• Игровая деятельность.
Технология реализации проекта :
Совместнос детьми был разработан подробный план деятельности. Поставлена цель :изучить свойства воды, полезные качества воды для здоровья человека. Ребята решили, что без помощи взрослых реализовать этот проект будет трудно. Мы обратились за помощью к родителям, они нас поддержали, и тогда была сформирована творческая группа детей и родителей, которая стала ответственной за реализацию проекта. В индивидуальных беседах, консультациях, через виды наглядной агитации:тематические фотовыставки, выставки рисунков.
Интерес к этой теме у ребят возрос. Им захотелось провести эксперимент и опыт с водой.
Вместе с детьми мы разработали законы:
• Исследователь любит родной край, бережет его, активно участвовать во всех экологических мероприятиях;
• Исследователь-друг живой и неживой природы;
• Настоящий исследователь постоянно наблюдает за природой, проводит опыты и эксперименты;
• Исследователь- настоящий коллекционер познавательной литературы;
Заключительный этап проекта –Таким образом,в работе по экологическому воспитанию детей, в рамках проектной деятельности необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимости комплексного их использования определяется возрастами, индивидуальными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Грамотный и интересный рассказ о проведенном исследовании всем интересующимся людям (детям, родителям, воспитателям).
Литература:
1. Алябьева Е. В. «Природа. Сказки и игры для детей», Сфера, 2012
2. Дыбина В. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., «Неизвестное рядом», Сфера, 2010
3. Иванова А. И., «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду»,Человек, 2010
4. Пашкевич Т. Д. «Проектирование эффективного взаимодействия педагогов с детьми: рекомендации, диагностические материалы, задачи и упражнения», Учитель. 2012
5. Журнал «Ребёнок в детском саду» №3,6-2005
Фотоотчет: