МААМ-картинки

Вводное занятие по обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы

Евгения Вишнякова
Вводное занятие по обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы

Цель: Заинтересовать детей игрой в шахматы.

Задачи :

I. Познакомить детей с шахматной доской и шахматными фигурами.

II. Развивать умственные способности и воображение детей.

III. Воспитывать чувство товарищества, коллективизма.

Образовательные области:

Оборудование занятия.

1. Демонстрационная шахматная доска.

2. Магнитные шахматы.

3. Напольная шахматная доска.

Публикация «Вводное занятие по обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы» размещена в разделах

4. Фигуры шахмат для напольной шахматной доски.

5. Настольные доски.

6. Настольные шахматные фигуры.

7. Ноутбук.

8. Проектор.

9. Проекционный экран. Ход занятия.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Евгения Викторовна. Проходите,

присаживайтесь на стулья.

- Скажите, а вы любите играть? (Да).

- А в какие игры вы любите играть? (Дети могут назвать любые знакомые

им игры).

- Как много игр вы знаете.

- А мультики любите смотреть? (Да).

- Тогда давайте посмотрим мультфильм о настольных играх. Будьте

внимательны.

(Показ в презентации отрывка из мультфильма «Фиксики» серия

«Шахматы»).

(После просмотра происходит совместное обсуждение мультфильма).

- О каких играх шла речь в мультфильме? (Лото, домино, шашки, шахматы).

- А какая игра самая умная? (Шахматы).

- Как вы узнали из мультфильма, кто может играть в шахматы? (Взрослые,

дети, компьютер).

- Молодцы, вы очень внимательные.

- А вы бы хотели научиться этой самой умной игре? (Да).

- Я знаю очень интересную сказку о шахматах. Давайте а вам её расскажу.

(Сказка сопровождается показом слайдов презентации).

Жили-были в далёком Шахматном королевстве два брата: чёрный король и

белый король. (Слайд №2). Короли всегда ругались и спорили, кто же из них

сильнее. И вот однажды решили они помериться силами. Чёрный король

собрал свою армию чёрных шахматных фигур, а белый король-армию белых

шахматных фигур. И сошлись две армии в бою. (Слайд №3). А так как

королевство было шахматным, то и сражение они вели на шахматной доске.

Доска была раскрашена в чёрные и белые квадраты, которые называются

поля. И каждый воин знал своё место, своё шахматное поле. Но во время

сражения началась такая суета, что шахматные фигуры-воины королей

растерялись и забыли где находятся их поля. - А к нам сегодня пришли шахматный король и шахматная королева. Вот

они, посмотрите какие у них короны: у короля высокая и острая, а у

королевы (Воспитатель показывает детям напольные шахматные фигуры).

Это самые главные фигуры Шахматного королевства. Они приглашают нас к

себе в Шахматное королевство, чтобы познакомить со всеми шахматными

фигурами и помочь найти им свои места на шахматной доске.

-Ребята, я очень хочу помочь королю и королеве, а вы? (Мы тоже хотим).

- Ну тогда мы отправляемся в Шахматное королевство, а чтобы туда попасть

мы тоже станем шахматными фигурами. Король подсказывает мне, что вы

похожи на самые маленькие шахматные фигуры-пешки. Посмотрите,

(слайд№4) вот они. Как они дружно стоят стройными рядами.

- Ну а вы, мои пешки, встаньте в ряд.

Нам дороги нет назад.

Прочнее чем орешки.

Хотя мы просто… пешки. (Недоговаривая последнее слово воспитатель

даёт возможность детям самим его сказать).

- Вы готовы отправиться в Шахматное королевство? (Да).

- А трудностей не боитесь? (Нет).

- Тогда закрывайте глаза и повернитесь вокруг себя три раза. Считаем вместе

раз-два-три. (Слайд №5). (Во время того как дети поворачиваются

воспитатель переносит шахматные фигуры на напольную шахматную

доску).

- Ну вот мы и попали в Шахматное королевство.

(Дети вместе с воспитателем подходят к напольной шахматной доске).

- Посмотрите, нас встречают уже знакомые нам шахматные фигуры.

- Кто запомни, как они называются? (Король и королева). (Воспитатель

предлагает детям, не назвавшим фигуры повторить их названия. Так же на

протяжении всей беседы воспитатель просит малоактивных детей

повторить правильный ответ).

- А на чём стоят король и королева? (На шахматной доске).

(Если дети сразу не отвечают, воспитатель задаёт наводящий вопрос. – На

какой доске в шахматном королевстве вели свой бой шахматные фигуры).

- А как называются чёрные и белые квадраты на шахматной доске? (Поля).

- На каком цвета поле стоит король? (На поле белого цвета).-На каком цвета поле стоит королева? (На поле чёрного цвета).

- Какие вы молодцы, всё помните.

- А вы же тоже стали шахматными фигурами. Как они называются? (Пешки).

- Тогда вам тоже можно встать на шахматную доску. Проходите, вставайте на

то поле, которое вам больше нравиться. (Дети встают на напольную

шахматную доску).

- Ну ка, пешки поиграем.

Все поля мы угадаем.

- Пешки, встаньте на поля чёрного цвета.

- А теперь на поля белого цвета.

- А теперь самое сложное задание, слушайте внимательно. Пройдите вперёд

на одно поле.

- А теперь-назад на одно поле.

- Молодцы. Королю и королеве очень понравилось, как вы справились со

всеми заданиями. Они предлагают вам отдохнуть и присесть прямо здесь на

шахматной доске. Очень уж нетерпится королю и королеве познакомить нас

со всеми шахматными фигурами. Внимание на экран.

- С этой фигурой мы уже знакомы. Это чёрный король и белый король.

(Слайд №6).

- У каждого короля есть своя королева. Чёрная и белая. (Слайд№7).

- У короля с королевой есть верный офицер. Это фигура называется слон.

Повторите, как называется фигура? Он также чёрный и белый. (Слайд №8).

- Посмотрите, кого вам напоминает эта фигура? (Лошадь, конь). Эта фигура

так и называется-конь. И конечно тоже чёрный и белый. (Слайд №9).

Повторите, как называется эта фигура.

- Эта фигура похожа на башню. А называется она ладья. Повторите, как

называется эта фигура. Ладья есть и в чёрной и в белой армии. (Слайд №10).

- А вот это самые маленькие фигуры на шахматной доске. Вы на них похожи.

Как они называются? (Пешки).

- Молодцы. Как вы дружно отвечаете.

- Посмотрите, а на нашей шахматной доске стоят все фигуры? (Нет).- Наверное они играют с нами в прятки. Давайте их поищем. Пройдитесь по

залу, посмотрите внимательно. (В разных частях зала стоят напольные

фигуры: слон, конь, ладья, пешка).

- Вы нашли фигуры? Какие молодцы. Берите их и подходите сюда.

(Воспитатель находиться возле демонстрационной шахматной доски, на

которой уже есть фигуры чёрных и белых короля и королевы).

Воспитатель берёт по одной фигуре и по порядку, как они должны стоять

на шахматной доске в начальном положении, рассказывает они х и ставит

магнитные фигуры на демонстрационную доску.

- А вот и офицер короля и королевы. Вспомните, как называется эта фигура?

(Слон). Правильно, повтори пожалуйста.

- В белой армии два слона. Они всегда стоят рядом с королём и королевой.

Вот их поля.

- А эту фигуру вы, наверное, помните. Как она называется? (Конь).

Правильно, повтори пожалуйста.

- Конь верный друг слона, и на шахматной доске стоит рядом с ним.

Посмотрите, сколько белых коней? (Два). Совершенно верно.

- А эта фигура похожа на башню. Какое у неё название? (Ладья). (Если дети

затрудняются, воспитатель сам говорит название фигуры и просит детей

повторить).

- Осталась самая маленькая фигура. Давайте назовём её. (Пешка). Конечно.

- А пешек-восемь, и стоят они дружно в ряд. Давайте я буду ставить их на

шахматную доску, а вы считайте.

- Молодцы. Посмотрите, белая армия шахматных фигур собрана и готова к

бою. А Чёрная? (Нет).

- Давайте и фигуры чёрной армии поставим на их поля. А стоят они также

как и чёрные фигуры.

- Какие фигуры стоят рядом с королём и королевой? (Слоны). Правильно.

Сколько чёрных слонов? (Два). Берите фигуры, ставьте их на нужные поля.

- Следущая фигура-верный друг слона? (Конь). Сколько коней в чёрной

армии? (Два). На какие поля их поставим? Правильно, ставьте.

- Какая фигура стоит на краю шахматной доски? (Ладья). А сколько их?

Ставьте фигуры на нужные поля. - Какие фигуры у нас остались? (Пешки). Сколько пешек? (Восемь). И вас

тоже восемь. Я вам дам по одной пешке, а вы по очереди их поставите.

- Молодцы, вы очень дружно потрудились. И вот теперь каждая фигура на

своём месте. На своём шахматном поле. А чтобы лучше запомнить как

располагаются фигуры на шахматной доске, послушайте считалку-подсказку.

- На черно-белом крыльце сидели: король, королева. Два офицера. У них два

коня. Как две башни-ладья. (Проговаривая считалку воспитатель

показывает на соответствующие фигуры).

- Ну и конечно ряд пешек.

- А вы, мои пешки, встаньте в ряд.

Ну-ка пешки поиграем. Головой мы покачаем. Вправо, влево, а потом.

Три, четыре, приседаем.

Наши ножки разомнём.

Раз, два, три, на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души.

За столы теперь спешим.

(Дети проходят за столы с шахматными досками).

- Рассаживайтесь по двое за каждый стол.

- Что вы видите на столах? (Шахматные доски и шахматные фигуры).

- Какие фигуры уже стоят на шахматной доске? (Король и королева).

- Давайте остальные фигуры тоже поставим на шахматную доску.

- Вспоминайте вместе со мной считалку-подсказку.

- На черно-белом крыльце сидели: король, королева. Они уже на своих

местах.

-Два офицера. Какие это фигуры? Подсказка есть на экране. (Слайд № 11).

- У них два коня. (Слайд № 12). Найдите фигуру и поставьте на нужное поле.

- Как две башни-ладья. (Слайд № 13). Где поля Этих фигур? Ставьте.

- Какие фигуры остались? (Пешки). Ставьте ряд пешек.

- Посмотрите, какие вы молодцы. Расставили шахматные фигуры так, как они

должны стоять перед началом шахматного поединка. - А значит вы уже не пешки, а настоящие шахматисты.

- Давайте подойдём к королю и королеве. Они очень довольны, что мы

нашли все шахматные фигуры и правильно их расставили на шахматной

доске.

- Ну а теперь пришло время прощаться. Закрывайте глаза, считайте до трёх и

поворачивайтесь вокруг себя.

- Ну вот мы и вернулись в детский сад.

- Где мы с вами побывали? Шахматном королевстве).

- Кто нас приглашал в Шахматное королевство? (Король и королева).

- С кем нас познакомили король и королева? шахматными фигурами).

- Назовите эти шахматные фигуры? А ты какую шахматную фигуру

запомнил? А ты?

- На что мы расставляли шахматные фигуры? (На шахматную доску).

- Как называются чёрные и белые квадраты на шахматной доске? (Поля).

- А какая фигура больше всего тебе понравилась? А тебе?

- Чтобы вы не забывали о нашем путешествии и продолжали учиться играть в

шахматы. Король передал вам вот такие шахматные медали.

- Желаю вам больших побед. Спасибо. До свидания.

Публикации по теме:

Фронтальное занятие по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста «День рожденья звука [Ш]»Фронтальное занятие по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста «День рожденья звука [Ш]» ТЕМА: «День рожденье звука «Ш». Цель: Автоматизация звука «Ш» в активной речи детей. Задачи. Образовательные: 1. Закрепить правильное произношение.

Упражнения по обучению плаванию на малой воде детей дошкольного возрастаУпражнения по обучению плаванию на малой воде детей дошкольного возраста пражнения выполняются как на суше, так и в воде. Эти упражнения разделяются на: 1) общеразвивающие и специальные физические упражнения;.

Инновационный подход к развитию и обучению детей дошкольного возраста «Инновационный подход к развитию и обучению детей дошкольного возраста» Жданова Ольга Иосифовна КГКП Детский сад «Алтын бесік» ГУ «Отдел.

Методическая разработка по обучению детей игре в шахматы «Умники и умницы» Кружковая работа по обучению детей игре в шахматы «Умники и Умницы».Руководитель: воспитатель Еремеева О. Б. Введение. «Шахматы - это пробный.

Методические рекомендации для родителей по обучению детей игре в настольный теннис Настольный теннис– спортивная игра, в которой принимают участие двое (одиночная игра) или четверо играющих (парная игра). Игра проводится.

Участие в районной интеллектуально-творческой игре для детей дошкольного возраста «ЭкоКолобок»Участие в районной интеллектуально-творческой игре для детей дошкольного возраста «ЭкоКолобок» По Положению мы выбрали направление «Специалист по анималотерапии». Участники команды исследуют возможности использования домашних животных.

Пособие «Жираф» по обучению грамоте детей старшего дошкольного возрастаПособие «Жираф» по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста Цель: совершенствование навыка звукового анализа слогов, слов. Задачи: Совершенствование навыков звукобуквенного анализа. Совершенствование.

Проект «Формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре»Проект «Формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре» Проект: среднесрочный, групповой, исследовательско-творческий. Участники: воспитатели группы, дети, родители, музыкальный работник. Актуальность:.

Вводное занятие театрального объединения Урок №1. Вводная занятия театрального объединения. 1. Введение. Ознакомление с правилами техники безопасности. Цели и задачи,занятий объединения.

Вводное занятие в студии народной глиняной игрушки. «Цветик-семицветик». Занятие по ФГОС (1 класс) Дом детского творчества "Радуга", с. Краснохолмский, Башкортостан. Педагог дополнительного образования Данилова Людмила Александровна. Вводное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вводное занятие по обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы
Опубликовано: 19 ноября 2016 в 12:12
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД