Папки-передвижки

Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию сенсорного восприятия на учебный год

Елена
Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию сенсорного восприятия на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка

«Волшебная сенсорная коробочка»

по развитию сенсорного восприятия окружающего мира

и мелкой моторики детей.

Пояснительная записка

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве и т. д.

Публикация «Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию сенсорного восприятия на учебный год» размещена в разделах

Наиболее благоприятным для сенсорного развития многие исследователи считают ранний и дошкольный возраст, поэтому педагогам и родителям необходимо создать условия и подобрать средства сенсорного воспитания, которые бы этому способствовали.

Одним из эффективных средств сенсорного развития ребенка является сенсорная коробка.

Актуальность

Сенсорное воспитание служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, воспринимает окружающее. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования психологов показали, что значительная часть трудностей начального обучения в школе связана с недостаточной точностью и гибкостью сенсорного восприятия. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Истоки способностей детей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в дошкольном возрасте.

Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду - период адаптации. Дети в раннем возрасте испытывают стресс при отрыве от привычной домашней обстановки и это очень негативно может отразиться на их физическом и психо - эмоциональном состоянии. Чтобы сделать процесс адаптации к новым условиям жизни ребенка более плавным, безболезненным и более успешным, необходимы инновационные формы работы, которые известны и понятны детям, знакомы из личного опыта; формы работы, имеющие терапевтический эффект, позволяющие отвлечь ребенка от разлуки с близкими, заинтересовать, снять напряжение, поддержать на стабильном уровне эмоциональное состояние. В этом возрасте малыш получает информацию о мире в основном через чувства: ощупывая, рассматривая предметы, познавая их свойства, ребенок стремительно развивается. Поэтому в своей работе с малышами я использую сенсорную коробочку.

Область применения, возраст воспитанников.

Сенсорные коробки могут использоваться

для детей 1,5-3 года, с наполнителем разным по тактильным ощущениям.

Сенсорная коробочка - универсальная развивающая игрушка для детей, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, исследовать, изучать, то, что находится внутри.

Сенсорная коробочка развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственно-образное мышление, концентрацию внимания, усидчивость, координацию движений, любопытство, воображение, фантазию и творческие способности.

Цель:

1. Развитие сенсорного восприятия окружающего мира.

2. Дать ребенку как можно больше тактильных ощущений.

Задачи:

1. Развивающие :

Развитие сенсорных анализаторов; развитие мелкой моторики; развитие мышления; развитие творческих способностей и креативности ребенка.

2. Обучающие:

Обеспечение детей дошкольного возраста познавательной средой: ознакомление с цветовой палитрой, формой, размером; с природными материалами, другой различной необходимой тематикой (транспорт, животные и прочее).

3. Воспитательные :

Воспитывать интерес к познанию, желанию заниматься: воспитывать детскую самостоятельность и инициативу; прививать детям чувство радости за свои успехи и результаты своих друзей.

Сенсорные коробки имеют ряд преимуществ, которые позволяют их широко использовать:

• занимают немного времени на подготовку;

• компактны;

• доступны;

• предоставляют множество возможностей для обучения;

• являются отличным дополнением к тематическим занятиям;

• сможет сделать любой педагог.

Чем полезна сенсорная коробка?

Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений.

• Это отличная возможность расширить словарный запас и использовать новые слова.

Помогает формированию элементарных математических представлений: счет, группировка, сортировка, измерение и взвешивание. Это лишь некоторые из математических преимуществ сенсорной коробки.

• Помогает изучению цвета, формы, текстуры.

• Помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает.

Обеспечивает бесконечные его возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным.

• Способствует развитию любознательности, фантазии, творческих способностей.

Для создания сенсорной коробки нам понадобились:

• Емкости (пластиковый контейнер, таз, большая миска);

Наполнитель ( любой тактильный материал: сыпучий, жидкий, мягкий). Песок кварцевый, песок кинетический, вода, гидрогелевые шарики, бумага.

Различные элементы (игрушки и предметы);

• Инструменты для пересыпания, переливания (совочки, ложки,сито, формочки, ведерки, сачки).

Техника безопасности при занятии с сенсорными коробками.

1. Занятие (игра) проводится группами по 3-4 ребенка, или индивидуально.

2. Нельзя оставлять ребенка во время игры с сенсорными коробочками наедине.

Сенсорные коробки служат основой для организации сюжетно-ролевых игр. Когда ребенок начинает что-нибудь воображать и придумывать, его можно увлечь ролевыми играми, действия которых будут происходить в сенсорной коробке.

Сенсорные коробочки можно использовать при изучении различных тем. Например: цвет, форма и сортировка переметов.

Планирование для детей 1.5 – 3 года на учебный год.

Месяц

Наполнение Название игры Цели и задачи Содержание

Август 1 неделя Игры с водой «Переливание воды.

Раз, два, три, четыре, пять, с водичкой будем мы играть».

Настроить детей на игру, снять эмоциональное напряжение, развивать глазомер, аккуратность

Нужно взять разные емкости (мисочки, стаканчики, бутылочки) и переливать воду из одного в другой.

Август 2 неделя Игры с водой «Выжми губку».

Развитие мелкой моторики

Показать, как с помощью губки можно переносить воду из одной емкости в другую.

Август 3 неделя Игры с водой «Ложки».

Развитие мелкой моторики, а также овладение понятиями «пустой – полный»

С помощью чайных и столовых ложек вылавливать разные мелкие предметы из воды.

Август 4 неделя Игры с водой «Водяные мельницы»

Учить устанавливать причинно – следственные связи.

С помощью кружки, ковшика или лейки лить воду в водяную мельницу и наблюдать, как крутится колесо

Сентябрь 1 неделя Игры с водой «Капли»

Развитие мелкой моторики, С помощью пипетки наполнить контейнеры для заморозки льда (можно использовать любую другую емкость).

Сентябрь 2 неделя Игры с водой «Бассейн»

Развивать фантазию

Предложить детям научить игрушки плавать.

Сентябрь 3 неделя Игры с водой «Закрой - открой»

Побуждать детей высказывать просьбы словами.

Нужно взять наполненную водой

бутылку, перевернуть и подставить руку

под льющуюся воду «Закрыли водичку! Как ты попросишь открыть воду? Скажи, откройте водичку!» (побуждать ребенка использовать обращение в просьбе). Затем повторить с рукой ребенка

Сентябрь 4неделя Игры с водой «Бумажные кораблики»

Развитие дыхания и артикуляционного аппарата.

Опустить в воду бумажные кораблики и дуть на них. В ходе игры понаблюдать за бумагой и вместе сделать выводы, что бумага портится от воды

Октябрь 1 неделя Игры с бумагой «Что шуршит?» Знакомство с бумагой. Развитие мелкой моторики Разноцветная бумага (основные цвета) нарезана соломкой…Ребёнок заполняет бумагой ёмкость (можно прозрачную – «разноцветная баночка» или мешочек, перекладывает её из одной емкости в другую, соотносит по цвету и т. п.

Октябрь 2 неделя Игры с бумагой «Что спряталось?» Развитие осязательного чувства ребенка и мелкой моторики рук Любые фигурки, маленькие игрушки спрятаны в бумаге. Ребенок должен найти определенную игрушку, найти все спрятанные игрушки.

Октябрь 3 неделя Игры с бумагой «Веселые бумажные шарики» Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, воображения. Скатывание бумаги в комочки, шарики. Сминая кусочки бумаги, ребенок может научиться делать красные цветы, белые снежки, синюю тучу, зеленую траву, желтое солнышко.

Октябрь 4 неделя Игры с бумагой «Разноцветные шарики» Развитие мелкой моторики. Знакомство с количеством предметов, размером, формой.

Разноцветные шарики спрятаны в бумаге…Нужно найти в бумаге шарик и соотнести его по цвету (основные цвета)

Ноябрь

1 неделя Игры с кинетическим песком «Здравствуй песок!» Знакомство со свойствами кинетического песка. Давайте мы с ним поздороваемся и познакомимся. Опустите руки и сожмите песок в кулачках, разожмите кулачки, опять сожмите, разожмите. Понаблюдайте, как песок вытекает из ладошки как ручеек. Переверните руки тыльной стороной, положите на песок погладьте его. Что вы чувствуете?

Ноябрь

2 неделя Игры с кинетическим песком «Необыкновенные следы».

Развитие тактильной чувствительности, воображения.

Игра

«идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«ползут змейки» - ребенок расслабленными (напряженными) пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.

Ноябрь

3 неделя Игры с кинетическим песком «Прятки» Развитие осязательного чувства ребенка и мелкой моторики рук; развитие сосредоточенности.

Дети очень любят искать спрятанные предметы.

Для этой игры взрослый прячет в кинетическом песке любые фигурки, маленькие игрушки. Ребенок должен найти определенную игрушку, найти все спрятанные игрушки, найти определенное количество спрятанных игрушек.

Ноябрь

4 неделя Игры с кинетическим песком «Волшебные ладошки на песке».

Развитие координации рук, воображение, фантазию детей.

Давайте сделаем опечатки своих рук на кинетическом песке, а затем дорисуем их, чтобы получились весёлые опечатки (рыбки, мордочки, птички и т. д).

Декабрь 1 неделя Игры с кинетическим песком «Лепим куличики»

Развитие сосредоточенности, концентрации внимания, аккуратности.

Наполняем формочки, разной тематики, песком.

Можно составлять целые композиции из куличей разной формы и высоты.

Декабрь

2 неделя Игры с песком «Здравствуй, песок!»

Снижение психофизического напряжения.

Взрослый просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.

Ребенок:

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• легко/с напряжением

сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

• дотрагивается до песка всей

ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

Декабрь

3 неделя Игры с песком «Необыкновенные следы»

Развитие тактильной чувствительности, воображения.

- «Идут медвежата» — ребенок кулачками

и ладонями с силой надавливает на

песок.

- «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

- «Ползут змейки» — ребенок расслабленными/

напряженными пальцами рук

делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

-«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение

насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

Декабрь

4 неделя Игры с песком «Песочные прятки»

Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.

Январь

1 неделя Игры с песком «Сеем, сеем»

Развитие тактильных ощущений. Знакомство со свойствами

песка.

Воспитатель показывает как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки (например, из «Киндер- сюрприза»)

Январь

2 неделя Игры с песком «Узоры на песке»

Закрепление

знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в

верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными

нормами освоения, простые/ узоры: (прямые дорожки, заборчики).

Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке.

Пример: сегодня мы с тобой будем

украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке

можно нарисовать. Нарисуй, как я.

Январь

3 неделя Игры с песком «Пересыпание сухого песка через воронку»

Познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка.

Воспитатель раздает детям бутылочки, ведерки, формочки. Показывает как сыплется песок через воронку, как пересыпается из ведерка в формочку. Затем поливает часть песка, перемешивает совком и показывает, что мокрый песок сыпать нельзя, но из него можно лепить, придавая разную форму. Воспитатель показывает детям как наполнять формочку, прижимать песок пальцами или совком, опрокинуть формочку на борт песочницы, украсить «пирог», «торт».

Январь

4 неделя Игры с песком «Дождик моросит»

Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса, знакомство со свойствами песка.

Часть песка увлажняется через разбрызгиватель. Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет

и запах мокрого песка. Затем

ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения

должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).

Февраль

1 неделя Игры с песком «Норки для мышки»

Знакомство со свойствами песка, развитие координации движений

Ребенок вместе с воспитателем копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем воспитатель озвучивает игрушку, например, мышку-норушку, пищит, хвалит малыша за такой

замечательный

домик, просовывая

в него игрушку.

Февраль

2 неделя Игры с песком «Отпечатки» Развитие тактильной чувствительности, воображения.

.

Отпечатки на

мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т. п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем

ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану подбирает серию отпечатков, комментируя

процесс. В таких играх можно использовать

задания на классификацию предметов, например— только геометрические формы, только животные.

Февраль

3 неделя Игры с песком «Я пеку, пеку, пеку» Знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.

Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол.

Февраль

4 неделя Игры с песком «Подготовка канавки, горки для, заборчика прогулки…» Подвести к тематическим постройкам. Закрепить свойства песка.

Дети роют в песке ямку, делает канавку, заборчик, горку. Затем «выходит на прогулку» игрушка (во время прогулки она преодолевает

все эти препятствия: падает в ямку, влезает на горку, перепрыгивает

через канавку.)

Март

1 неделя Игры с гидрогелевыми шариками

«Весёлые пальчики»

Снять эмоциональное напряжение детей, помочь расслабиться, раскрепоститься.

Бассейн для пальчиковых игр. Самое простое, что можно с ним делать, это опускать пальчики в него и перебирать шарики. Такая возня умиротворяет, успокаивает детей. Снимает стресс.

Март

2 неделя Игры с гидрогелевыми шариками

«Лови шарики»

Развивать координацию движений, общую моторику, внимание, развивать наглядное и действенное мышление. Формирование правильной хватки рук. Развивать ловкость. Воспитатель предлагает детям поехать на рыбалку, и самим поймать шарики- «рыбки». Вылавливать из воды гидрогелевые шарики необходимо с помощью ложки или ситечка.

Март

3 неделя Игры с гидрогелевыми шариками

«Что спрятано?»

Развитие мелкой моторики. Знакомство с качеством предметов, размером, формой.

Педагог закапывает в ёмкость с шариками гидрогеля какой – либо предмет и просит найти его. Далее закапывает несколько предметов и предлагает найти их.

Март

4 неделя Игры с гидрогелевыми шариками

«Разноцветные шарики»

Закреплять умение различать и называть цвета.

С помощью гидрогеля можно изучать с ребенком цвета. Раскладывать шарики по соответствующим по цвету стаканам или тарелкам. А так же сортировать аквагрунт по размеру.

Апрель

1 неделя Игры с водой «Мыльные пузыри» Развитие дыхания и артикуляционного аппарата.

В воду добавьте жидкое мыло и размешайте. Возьмите широкую коктельную трубочку, опустите в воду и начинайте дуть — с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Предложите ребенку подуть вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь игрушку, которая живет в пенном замке.

Апрель

2 неделя

Игры с водой «Поймай цветную льдинку» Развитие моторики. Формирование отзывчивости, воспитывать добрые чувства. Воспитатель опускает в емкость с водой 5-10 небольших льдинок и говорит ребенку: «Смотри, смотри, что происходит. Льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай их спасать!»

Апрель

3 неделя Игры с водой «Весёлые кораблики» Развитие дыхания и артикуляционного аппарата.

Дети делают «волны», «ветер», дуют и отправляют в плавание кораблики.

Апрель

4 неделя Игры с водой «Тонет – не тонет» Развитие внимание, памяти Дети экспериментируют с различными предметами. Бросая их в воду, отмечают, что плавает, а что тонет.

Май

1 неделя Игры с водой «Морские сокровища» Развитие мелкой моторики. Знакомство с количеством предметов, размером, формой.

Дети достают со дна емкости («моря») «сокровища»- камушки, ракушки, крупные блестящие пуговицы и разные необычные мелкие предметы. Усложнение – достать с помощью совочка, ложечки, ситечка.

Май

2 неделя Игры с водой «Что плавает?» Развитие внимание, памяти Воспитатель предлагает ребё нку опустить все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывёт. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай их отправим в плавание». Во время игры взрослый обязательно просит малыша назвать предметы и помогает комментировать действия.

Май

3 неделя Игры с водой «Чистюли» Привитие элементарных трудовых навыков. Дать понятие о «грязном» и «чистом» Воспитатель приносит игрушки и предлагает вымыть их. Дети выбирают себе игрушку, называют её и моют, потом вытирают. Это могут быть животные, посуда, транспорт и т. п.

Май

4 неделя Игры с разным наполнителем «Фантазёр» Дать больше сенсорных впечатлений. Учить выполнять разнообразные действия с предметами Наполнителем может быть песок, разные крупы (рис, пшено, гречка, фасоль и т. д.) Можно подкрасить пищевыми красителями разных или основных цветов. Можно добавить дополнительные предметы: камушки разных размеров, пуговицы и т. п. Дети играют на разные темы, н-р транспорт (перевозят разные предметы, преодолевая препятствия).

Ожидаемые (достигнутые результаты) от реализации:

данная форма работы используется мною около года. Приятно наблюдать, как дети учатся договариваться, объединяться в разных ситуациях, возникающих в процессе игры. Сенсорная коробка, ассоциируется у детей с занимательным, познавательным и непринужденным способом познания мира, со знакомством с чем-то новым. Материал, который демонстрируется детям через сенсорную коробку усваиваться быстрее и легче, по моим наблюдениям, нестандартная подача очень сильно завораживает и удерживает внимание. Сенсорная коробочка не занимает много времени на подготовку, не занимает много места, не требует финансовых вложений, предоставляет множество возможностей для обучения. Период адаптации с применением этой волшебной коробочки протекает плавно, безболезненно и более успешно. И она является отличным дополнением к тематическим занятиям.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Перспективное планирование кружка «Юный эколог» на 2016–2017 учебный год (средний дошкольный возраст) Перспективный план кружка:"Юный эколог" I квартал Октябрь Занятие № 1 1. К ребятам приходит Айболит. 2. Чтение Ю. Тувим «Овощи». 3. Дидактическая.

Перспективное планирование кружковой деятельности по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе (1 часть) 1.«Солнышко лучистое» Цель: Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики.

Перспективное планирование кружковой деятельности по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе (2 часть)Перспективное планирование кружковой деятельности по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе (2 часть) Здравствуйте, дорогие коллеги! Я 4 год веду кружковую работу по художественно-эстетическому развитию. Так у меня оформлены планы: Если.

Перспективное планирование на учебный год «Развитие речи» во второй младшей группеПерспективное планирование на учебный год «Развитие речи» во второй младшей группе Сентябрь 1 «У солнышка в гостях» -развивать речевую активность детей; -закрепить знания стихов, потешек; -расширить представления о явлениях.

Перспективное планирование образовательной области по речевому развитию в старшей группе. Февраль-май Февраль 1 неделя Занятие 1. Беседа на тему «О друзьях и дружбе» Цель:Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.

Перспективное планирование организации совместной образовательной деятельности «Хозяйственно-бытовой труд» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию перспективное планирование организации совместной образовательной деятельности с детьми второй.

Перспективное планирование по использованию ИКТ в НОД в средней группе на 2019–2020 учебный год (первая часть)Перспективное планирование по использованию ИКТ в НОД в средней группе на 2019–2020 учебный год (первая часть) Сентябрь1. Неделя безопасности 2 неделя. Осень. Признаки осени 3 неделя. Неделя леса. (Деревья осенью) 4 неделя. Грибы. Ягоды Детский сад.

Перспективное планирование «Дидактические игры по развитию речи дошкольников в совместной деятельности» Первая младшая группа (2-3 год жизни) Сентябрь, октябрь, ноябрь Основные задачи развития речи Звуковая культура речи Учить детей : правильно.

Перспективное планирование по взаимодействию детского сада и семьи в старшей группе на 2018–2019 учебный год Цели: 1. Психолого-педагогическая поддержка семей воспитанников, способствующая реализации её воспитательного потенциала. 2. Актуализация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию сенсорного восприятия на учебный год
Опубликовано: 10 марта 2024 в 12:53
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию сенсорного восприятия на учебный год» (включая файлы) размещена пользователем Елена (УИ 1229523) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД