Антонина Демечева
Конспект занятия «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Цель:
Совершенствование представления детей о свойствах воды.
.
Задачи: Образовательные задачи:
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;
Развивающие задачи:
Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
Активизировать словарь детей словами: круговорот воды, пресная вода,
Публикация «Конспект занятия „Волшебница вода“» размещена в разделах
лаборатория, парообразные вещества.
3., Воспитательные:
умение работать в группе; учитывать мнение партнёра
доказывать свою правоту; прививать бережное отношение к воде.
Предварительная работа.
Беседы о воде, её роли в жизни человека.
Проведение непосредственной образовательной деятельности – экспериментирований с водой.
Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Разрезные картинки» и др.
Чтение художественной литературы.
Наблюдение за водой во время прогулок.
Материал : лэпбук письмо, красворд, загадки на капельках, карточки для игры «вода хорошо- плохо «, Прозрачные стаканчики разной формы. 20 штук 1стол – 2 стол по10 стаканчиков, по стаканчику -5 кисточек, гуашь -5, на каждый стол, картинки-по 5,
3-4 стол по15 на стол-30 штук,8 -баночек
Фильтровальная бумага. Воронки, 10 штук, 5 пипеток, ватные диски. Салфетки, платочки
Вещества, которые растворяются в воде: соль, сахар любое растительное масло. Песок, земля, гуашь, пищевой краситель. Зеркало, чайник
Иллюстрации с изображением водоёмов, водопад, болото, дождь, река водяных мельниц, водохранилищ.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
вода плещется, бежит, переливается, журчит;
вода-жидкость;
вода не имеет собственной формы;
вода - растворитель;
фильтр;
пар - это тоже вода, вода холодная, теплая, горячая, кипяток;
лаборатория, коллеги. .
МЕТОДЫ:
наглядный
игровой;
практический
словестный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового
Ход занятия
Воспитатель. Сегодня утром к нам в детский сад принесли письмо. Оно адресовано самым любознательным, самым старшим детям в детском саду.
А кто самый старший в саду?
Дети :
А любознательный?
Дети :
Я сразу поняла, что это письмо адресовано нашей группе. А вы знаете,что в этом письме. Как мы сможем узнать, что лежит в этом письме.
Ребята что-то я не пойму, что это за таблица?
Ответы детей. Это кроссворд.
Воспитатель. Подождите, подождите, здесь еще и загадки.
Наверное, для того, чтобы разгадать этот кроссворд.
Нам нужно отгадать загадки.
Вы готовы отгадывать загадки
Дети :
Воспитатель. Тогда слушайте первую загадку, ее ответ в кроссворде мы запишем под цифрой «1»
1. Загадка.
Вот так чудо! Вот так диво!
Как сорвался он с обрыва, так уже, который год, все никак,
Не упадет. (водопад)
2. А теперь вторая загадка.
Не вода и не суша – на лодке не уплывешь
и ногами не пройдешь. (болото)
картинки
3. Слушайте третью загадку.
Где я только не пройду,
везде сырость наведу.
Я грибной, я слепой, а зимой, совсем чудной.
На полях, желанный гость.
Называют меня. (дождь)
4. Ну, и последняя загадка,
Чуть дрожит на ветерке
лента на просторе
узкий кончик – в роднике,
а широкий – в море (река)
Воспитатель. Молодцы! Правильно вот мы и разгадали кроссворд.
А теперь посмотрим, какое слово получилось в красном прямоугольнике.
Давайте все вместе его прочитаем.
Дети читают.
Вода.
Воспитатель
Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить,
вы догадались?
Воспитатель. Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде.
- А что вы знаете о воде?
Где живет вода?
Где используют воду?
- А что вы знаете о воде?
Дети :
Какая она? (Ответы детей).
- Кому нужна вода? (Ответы детей).
- Зачем вода нужна растениям? (Ответы детей).
- А как они её получают? (Ответы детей).
- Почему животные не могут жить без воды?
(Ответы детей).
- Ребята, а людям нужна вода?
(Ответы детей).
(Звучит запись журчания ручейка). Грамм запись
Воспитатель: или ребенок
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!
- Ребята, для жизни человека вода имеет
очень важное значение.
- А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна. Растительному, животному миру и человеку нужна вода какая? пресная. А какая это вода пресная?
Может, вы знаете о ней? (Ответы детей).
Воспитатель:
- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы думаете какая вода? - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду нельзя, поэтому люди берут воду из подземных скважин - это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют).
Воспитатель:
- А зачем необходимо беречь воду?
Дети :
потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
- А как вода поступает в реку? (Ответы детей).
- Ребята, что такое круговорот воды в природе? (Объяснения детей).
- Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть
в игру «Хорошо – плохо». Возьмите себе картинки.
Разобьёмся на две команды.
Одна команда отвечает на вопрос: «Вода – это хорошо. Почему?».
Другая команда отвечает на вопрос: «Вода – это плохо. Почему?»
. Итак, начали: «Вода – это хорошо. Почему?»
Дети: Вода нужна для питья, чтобы готовить еду, умываться, мыть посуду, полы, игрушки, стирать одежду. Водой можно закаляться. Вода нужна для того чтобы поливать цветы, растения в огороде. А ещё в воде живут различные животные и рыбы, возле воды обитают птицы.
Воспитатель: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем ответы второй команды: «Вода – это плохо. Почему?».
Дети: Если в жару напиться холодной воды, то модно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если не аккуратно обращаться с водой и пролить её на пол, то можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывают наводнения и тогда вода разрушает всё на своём пути не жалея ни кого и ничего. карточки
Воспитатель: Молодцы, отлично справились с этим заданием,
Ребята, скажите где исследуют воду?
Дети : В лаборатории
Мы ведь с вами тоже уже исследовали воду в нашей лаборатории
Практическая (Опытно-экспериментальная).
Воспитатель:
- Ребята, сегодня я хочу снова пригласить вас в лабораторию. Выберите себе пару с кем бы вы хотели работать.
Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места
. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)
- Приступим к нашему исследованию.
Давайте вспомним то, что мы знаем о воде
Воспитатель: А имеет ли вода форму? (Ответы детей).
Вывод: Вода не имеет собственной формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.
Вода какая?
Вода – жидкость.
Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются и их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет форму
Опыт 2. Какого цвета вода?
Воспитатель: Вода имеет цвет
чтобы в этом убедиться мы проведем опыт.
Возьмите стакан – один с водой, а другой с молоком. Возьмите картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (Ответы детей).
А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте опять сделаем вывод.
Вывод: Через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден.
Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.
Опыт :«ВОДА МОЖЕТ НАГРЕВАТЬСЯ»
Воспитатель: Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, шипеть и булькать? Когда это происходит?
Дети: Когда её нагревают.
\ Воспитатель: А что так сильно нагревает воду, что она закипает?
Дети: Огонь, газ, электронагреватель.
Воспитатель: В нашу лабораторию я принесла один из электроприборов. Как он называется? Совершенно верно – это чайник. Давайте с его помощью нагреем воду.
Дети рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты для опыта (вспомнить правила пользования электроприборами). Воспитатель: проводит опыт по превращению воды в пар.
Воспитатель: Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?
Дети: Она кипит, булькает, бурлит.
Воспитатель: А какая кипящая вода?
Дети: Она очень горячая.
Воспитатель: Приведите пример, где вода очень – очень горячая, а где тёплая.
Дети: В чайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот, в грелке. В природных горячих источниках.
Тёплой вода может быть летом в речке или лужице, где её нагревает солнце. В кране, где мы моем руки, в ванне, где купаемся.
Воспитатель: Итак, ребята, какое свойство воды мы узнали из этого опыта?
Вывод:
Дети: Вода может нагреваться, быть тёплой и горячей.
Опыт : «ПАР – ЭТО ТОЖЕ ВОДА»
Воспитатель: Сейчас я выключу чайник. Вода становится спокойной, перестаёт кипеть, но остаётся горячей. Посмотрите, что это поднимается? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он появился? Я в чайник наливала только воду. А вы знаете, откуда появился пар?
Вывод: (высказывания детей)
Воспитатель: Вы правы, если воду сильно нагреть, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим.
Я осторожно подержу зеркало над паром (показать детям). Что вы видите на зеркале?
Дети : Оно запотело, и появились капельки (предложить детям потрогать пальчиком и убедиться, что это вода).
Значит, мы можем сделать вывод: «Пар – это тоже вода, очень сильно нагрета
Опыт 3. Вода – растворитель.
Воспитатель: Ребята, у вас на столах блюдца, что в них лежит?
как вы думаете? боятся соль и сахар воды. лимонная кислота, Чтобы в этом, убедиться проведём следующий опыт
и посмотрим, что произойдёт с солью и сахаром, если мы их опустим в воду.
Возьмите стаканчик с водой насыпьте ложечку сахара и размешайте его. Что получается? Растворился ли сахар в воде или нет?
Дети: Сахар растворился в воде.
Воспитатель: Ваш стол в стаканчик с водой насыпьте ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло.
Дети: Соль растворилась в воде.
Каждый стол делает свой вывод.
Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете?
Если в воду налить масло, бросить краситель, песок,землю, оно так же исчезнет в воде как соль и сахар?
Опыт: очистка воды
Давайте проведём следующий опыт.
Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла. Мерный стаканчик песка, земли
Другие добавят пищевой краситель.
Идёт самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Что произошло с маслом?
Что произошло с красителем? Песком, землей
Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды жёлтыми капельками.
А вода с красителем окрасилась песок лежит на дне стаканчика.
Вода с землей стала грязной.
Воспитатель: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, красителем, песком, землей. с каким же новым свойством воды мы познакомились?
Вывод:
Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.
Воспитатель: Правильно. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на стакан, где мы растворяли масло и краситель,песок, землей
- Что же мы видим? (Ответы детей).
Воспитатель: не растворяется масло, оно плавает на поверхности, песок,
А с краской.
Вода окрасилась
Опыт 4 «ОЧИСТКА ВОДЫ»
Воспитатель: Ребята, посмотрите ещё раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды.
Можно пить такую воду и почему?
Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.
Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Дети: Её нужно очистить от масла.
Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только при помощи фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из воронки и ватного диска.
Воронки салфеток, воронки платка и бинта
попробуйте сделать фильтр самостоятельно.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: У всех всё правильно получилось. Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, по не многу, будем лить масленую воду в баночку с фильтром. Идёт самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистой.
Воспитатель: Куда же делось масло?
Дети: Всё масло осталось на фильтре.
- а как можно очистить воду от красителя
Песка, земли
Вывод:
Воспитатель: Мы с вами узнали самые простые способы очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, не похожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.
Берегите воду
Вода - это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Не менее, впрочем, полезна вода.
Которая, в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе, закончится, может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда
.
. Рефлексия:
В. - Мы сегодня много информации узнали о воде, а что то нового узнали о воде и ее свойствах (Ответы детей).
Что то было для вас интересным?
Теперь своими знания вы можете поделиться с родителями и малышами.
И я хочу вам подарить такие карточки с опытами чтобы вы сделали дома с взрослыми
А эту новую игру мы добавим в наш лепбук.
Молодцы!
И спасибо вам за активную и заинтересованную работу.