МААМ-картинки

Конспект занятия «Волшебные перья жар-птицы»

Аверина Татьяна Александровна
Конспект занятия «Волшебные перья жар-птицы»

Цель: воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.

Задачи: закрепить знания детей о жанрах устного народного творчества; развивать познавательную активность детей, формировать правильную устную речь на основе овладения детьми литературного языка своего народа, активизировать словарь по теме; способствовать развитию умения слушать, понимать, проговаривать фольклорные произведения; развивать воображение, память, мышление.

Публикация «Конспект занятия „Волшебные перья жар-птицы“» размещена в разделах

Предварительная работа: чтение и рассказывание русских народных сказок, загадывание и отгадывание загадок; заучивание пословиц, считалок, народных песен, знакомство с хороводными играми, подвижными народными играми, беседы с детьми об устном народном творчестве.

Словарная работа: посиделки, фольклор, жанр, творчество.

Методические приё мы: беседа, вопросы, проблемные и поисковые ситуации, сюрпризный момент.

Оборудование: книги русских народных сказок, иллюстрации к русским народным сказкам, набор картинок к дидактической игре «Покажи отгадку», музыкальная шкатулка, изображение жар-птицы, магнитная доска, музыкальный центр, декорация: русская изба.

Ход занятия.

( Декорация: русская изба)

Под русскую народную музыку входят дети.

1 ребё нок: «Сделал дело – гуляй смело!»

2 ребё нок: «Посиделки – это не безделки».

Воспитатель: дети, мы сегодня не одни. У нас гости. Принимайте гостей.

Дети: здравствуйте, мы вам рады! (Все садятся на стульчики)

Воспитатель: ребята, кто из вас знает, что такое «посиделки?». Чем занимаются на посиделках, кто приходит на посиделки, когда они проводятся? Может это такой праздник?

Ответы детей

Воспитатель обобщает ответы детей. Посиделки – форма общения у молодёжи в старину. Не было раньше ни телевизоров, ни телефонов, ни радио, ни магнитофонов. Молодые люди собирались у кого-нибудь дома и развлекали себя: пели песни, водили хороводы, рассказывали всякие истории, беседовали на самые разные темы. Мы бы сейчас назвали это мероприятие: вечеринка, досуг, развлечение. Проводились посиделки всегда в осенне-зимний период, когда окончены были все полевые работы. Я сегодня предлагаю на наших посиделках поговорить об устном народном творчестве. Что вы, ребята, знаете об устном народном творчестве?

Ответы детей: это сказки, загадки, пословицы, дразнилки, заклички, потешки, считалки, колыбельные песни, хороводные игры.

Воспитатель: молодцы. Это жанры устного народного творчества. Всё это придумал народ очень -очень давно. Не было ещё письменности. Люди не умели ни писать, ни читать. А что придумывали, то рассказывали своим детям, внукам. И все это народное творчество передавалось из поколения в поколение. Устное – передавалось из уст в уста.

Народное – автор народ. Творчество - создано в результате труда. С появлением письменности люди стали записывать сказки, загадки, потешки, пословицы… Искали людей, которые знали разные жанры устного народного творчества, просили их рассказывать. Благодаря им это творение народа дошло до нас. Мы можем сейчас взять книгу и прочитать о любом жанре устного народного творчества. А ещё у устного народного творчества есть другое название. Может кто-то из вас знает?

Ответ детей: фольклор

Ребё нок: фольклор - Это сказки и загадки,

Потешки и считалки,

Пословицы, дразнилки,

Песни и шутилки,

И весёлый хоровод –

Всё придумал так народ!

Воспитатель: слово «фольклор» в переводе с английского языка означает «народная мудрость».

Давайте мы начнём наш разговор со сказок. Вы все любите сказки?

Ответы детей.

Воспитатель: я принесла сегодня на посиделки волшебный сундучок. Его подарила мне одна добрая волшебница, сказав, что в нём живут сказки. Я его никогда не открывала. Давайте этот сундучок мы сейчас откроем. (Показывает сундучок детям).

Ой, сундучок не открывается. Что же делать? Наверное, нужно сказать волшебные слова. Давайте их вспомним. (Дети встают вокруг сундучка и говорят волшебные слова). «Сундучок, сундучок, позолоченный бочок, расписная крышка, медная задвижка. Раз, два, три, четыре, пять сказку можно начинать!

(Раздаётся мелодия, воспитатель открывает крышку сундучка – там сверкают желто-красные огоньки. В группе тоже везде зажглись огоньки)

Воспитатель: вот это чудо! Как красиво! Наверное, мы попали с вами в сказку. Ребята! Посмотрите сюда (обращает внимание детей на стену, на которой светится огнями жар-птица). Дети, кто это?

(Дети узнают жар-птицу и называют сказки, из которых она могла прилететь)

Что же нам делать с жар-птицей? Давайте снова заглянем в сундучок, может там найдём ответ. (Заглядывают в сундучок и достают из него перо жар-птицы, на котором написано: «В разговоре о фольклоре дети много знают. С ними стану я играть, свою душу потешать. Пусть берут моё перо – им подскажет всё оно»).

Ребята, мне, кажется, жар-птица хочет поиграть с нами. Поиграем, дети, с жар-птицей, порадуем её? А перья у неё волшебные. Интересно, что же в этих перьях?

(Ребёнок выходит, осторожно берёт у жар-птицы одно перо; воспитатель читает задание, написанное на обратной стороне пера).

Русские народные сказки читать – мудрость народную познавать

Воспитатель: я как раз принесла сегодня русские народные сказки. Посмотрите, книги все разные, но все они красочные. Где мы можем взять такие книги с русскими народными сказками?

Ответы детей: в библиотеке, купить в магазине.

Воспитатель: Что мы все любим рассматривать в таких книгах?

Ответы детей: иллюстрации.

Воспитатель: по иллюстрациям мы можем сразу догадаться, какая это сказка, не читая её. Если вы, конечно, хорошо знаете сказку. Давайте проверим, как вы знаете русские народные сказки по иллюстрациям?

Дидактическая игра «Какая сказка?» (На столе лежат иллюстрации к русским народным сказкам обратной стороной. Дети подходят, берут одну иллюстрацию и говорят название сказки).

Воспитатель: ребята, чем отличаются сказки от рассказов? Как мы узнаём, что это сказки?

Ответы детей: в сказках всегда есть фантастические герои, которых в жизни не существует (называют их); в сказках звери, птицы, рыбы, насекомые разговаривают.

Воспитатель: обобщает ответы детей. В сказках есть и реальное и несуществующее в жизни. Но мы сказки все равно любим, читаем и смотрим. Чему учат нас сказки?

Ответы детей: доброте, отзывчивости, трудолюбию, мудрости, честности.

Воспитатель обобщает ответы детей. Давайте вспомним с вами пословицу «Сказка ложь, да в ней намёк -добрым молодцам урок»

Ребёнок берёт второе перо. Воспитатель читает:

Любит наш народ весёлый хоровод.

Ребё нок: ну что, народ, становись в хоровод!

Хороводная игра «Капуста»

Дети встают по кругу и считалкой выбирают водящего (зайца)

Зайчишка трусишка по полю бежал, в огород забежал, капусту нашёл. Сидит грызёт. Ай, кто-то идёт!» (Заяц отходит в сторону и отворачивается). Дети берутся за руки, идут хороводным шагом по спирали, поют:

«Вейся, ты вейся, капустка моя. Вейся, ты вейся, велая моя. Как мне капустке не виться, белою велою не налиться. ( Встают плотно друг к другу и зовут зайца: «Зайка иди!»).Заяц ищет верхний капустный листочек (свободную руку последнего ребёнка).Берет этого ребёнка за руку и ведёт хоровод в обратную сторону, раскручивая этот клубок в большой круг со словами: «Развивайся ты, капустышка, развивайся ты, велой кочешок».

Воспитатель: дети, чем хороводная игра отличается от любой другой подвижной игры?

Ответы детей: в хороводной игре есть танцевальное движение и элементы театральной игры.

Ребёнок берёт третье перо. Воспитатель читает:

Кто загадок много знает -никогда не скучает.

Воспитатель: ребята, вы можете сказать, что такое загадка?

Ответы детей.

Воспитатель обобщает ответы детей.

Загадки – это одна из форм устного народного творчества, в которой очень коротко даются характерные признаки предметов и явлений и нужно отгадать о каком предмете идёт речь. Загадки – это народная забава.

Дидактическая игра «Назови и покажи отгадку». (На столе лежат картинки с отгадками. По очереди дети загадывают загадки. Один из детей подходит к столу - находит отгадку, называет её и показывает)

Загадки

• Его держу за поводок, хотя он вовсе не щенок. А он сорвался с поводка и улетел за облака (воздушный шар)

• Его бьют, а он не плачет – веселее только скачет (мяч)

• В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит (поезд)

• Цветное коромысло над полем повисло (радуга)

• С хозяином дружит, дом сторожит. Живёт под крылечком, а хвост колечком (собака)

• Посадили зёрнышко – вырастили солнышко (подсолнух)

• Сто одёжек и все без застёжек (капуста)

• Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает (книга)

• У него два колеса и седло на раме, две педали есть внизу, крутят их ногами (велосипед)

• Дом по улице идёт, на работу всех везёт. Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках (автобус)

• Всё лето стояли, зимы ожидали. Дождались поры – помчались с горы (санки)

• Зимой белый, летом серый (заяц)

• Зимой и летом – одним цветом (ель)

Воспитатель: сколько загадок придумано, чтобы проверить внимание, смекалку, сообразительность!

Ребёнок берёт четвертое перо. Воспитатель читает:

Пословицы и поговорки.

Воспитатель: дети, вы можете сказать, что такое пословицы и поговорки?

Ответы детей: пословицы поучают чему-то, наставляют; поговорки служат для украшения речи.

Воспитатель: обобщает ответы детей. Пословицы и поговорки это меткие, красочные предложения. Их используют в речи, от этого речь становится яркой, образной. Пословицы и поговорки речь украшают, советуют, предупреждают и наставляют. Они самые разные: о труде, о дружбе, о честности, о Родине, о доброте, о любви к близким.

Пословицы и поговорки

• Поспешишь – людей насмешишь.

• Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

• Старый друг лучше новых двух.

• Землю солнце красит, а человека труд.

• Книга наш друг, без неё как без рук.

• Родной край – сердцу рай.

• Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

• Нет милей дружка, чем родная матушка.

• Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

• Семеро одного не ждут.

• Без труда не придёт на стол еда.

• Готовь сани летом, а телегу зимой.

• Кончил дело – гуляй смело.

• Кот наплакал (мало чего-то).

• Остаться с носом (быть обманутым).

• Медвежья услуга (помощь, обращённая во вред).

Ребёнок берёт пятое перо. Воспитатель читает:

Забавные считалки.

Воспитатель: дети, для чего нужны считалки?

Ответы детей: чтобы выбрать водящего в игре.

Воспитатель обобщает ответы детей: считалки – это забавные детские стихи, которые помогают выбрать водящего в игре. В считалках очень важен ритм.

Давайте мы сейчас поиграем и считалкой выберем водящих.

(Девочки встают в круг. Считалкой выбираются сразу две Наташи)

Считалки

- Гномик золото искал

И колпак свой потерял!

Сел, заплакал: «Как же быть!»

Выходи! Тебе водить.

Завтра с неба прилетит

Синий – синий – синий кит.

Если веришь – стой и жди,

А не веришь – выходи.

Народная игра «Наша Наташа» (Дети встают в две шеренги напротив друг друга, взявшись за руки.

Первая шеренга делает вперед три шага и отходит назад, делая три шага со словами: «Наша то Наташа то, совсем не то, что ваша то. Наша то плясунья, а ваша то – крикунья!»

Вторая шеренга делает три шага вперед и отходит назад, делая тоже три шага со словами: «Наша то Наташа то, совсем не то что ваша то. Наша рукодельница, а ваша то бездельница!»

Обе Наташа выходят на середину и под музыку пляшут.

Воспитатель: ребята, мы рассмотрели все волшебные перышки жар-птицы, ответили на все её вопросы. Вот такие у нас получились сегодня интересные посиделки. Давайте Жар – птице скажем «большое спасибо» и отпустим её снова в сказку.

Дети встают вокруг сундучка и говорят волшебные слова : «Сундучок, сундучок! Позолоченный бочок, расписная крышка, медная задвижка.

Сказочка кончается, сундучок закрывается!» (Раздаётся мелодия, сундучок закрывается, огоньки гаснут)

Воспитатель: пора нам, ребята, возвращаться. Только на улице такой сейчас сильный ветер! Давайте вспомним закличку, обратимся к ветру, чтобы он не дул так сильно, а дал нам возможность дойти до дома.

Дети все вместе говорят закличку: «Ветер, ветер, ветрецо! Не дуй мне в лицо. Дуй мне в спину, чтоб идти было в силу!»

(Дети прощаются с гостями и под музыку выходят)

Публикации по теме:

Конспект занятия «Волшебные странички города Воронежа»Конспект занятия «Волшебные странички города Воронежа» Цель — продолжить формирование представлений о Родине. Задачи: образовательные: • обогащать, уточнять и активизировать словарь по теме,.

Конспект ООД для детей средней группы «Перья для хвоста сказочной птицы»Конспект ООД для детей средней группы «Перья для хвоста сказочной птицы» Конспект ООД для детей средней группы на тему:«Перья для хвоста сказочной птицы» Образовательная область: художественное творчество. Оборудование:.

Конспект познавательного занятия «Волшебные магниты» в подготовительной группеКонспект познавательного занятия «Волшебные магниты» в подготовительной группе Конспект познавательного занятия «Волшебные магниты» в подготовительной группе. Цели: 1. Закрепить знания детей о возникновении статического.

Конспект занятия НОД по рисованию (раскрашивание) «Радуга и ее волшебные цвета»Конспект занятия НОД по рисованию (раскрашивание) «Радуга и ее волшебные цвета» Тема: «Радуга и её волшебные цвета» Приоритетная образовательная область: художественно – эстетическое развитие. Интеграция образовательных.

Конспект занятия по рисованию «Волшебные перья для Птицы Счастья» с детьми среднего дошкольного возрастаКонспект занятия по рисованию «Волшебные перья для Птицы Счастья» с детьми среднего дошкольного возраста Ко дню Птицы Счастья на МААМЦель: Создание условий для знакомства детей со значением символа птицы в культуре русского народа. Задачи: Расширять.

Конспект занятия по рисованию «Волшебные снежинки»Конспект занятия по рисованию «Волшебные снежинки» Программные задачи:продолжать учить детей рисовать ватной палочкой, передавать особенности изображения (снежинки, использовать в рисунке.

Конспект занятия по рисованию «Волшебные узоры»Конспект занятия по рисованию «Волшебные узоры» Программные задачи: продолжать учить детей составлять рисунок из последовательно повторяющихся элементов; закреплять знание цветов; воспитывать.

Мастер-класс по лепке из соленого теста «Волшебные птицы»Мастер-класс по лепке из соленого теста «Волшебные птицы» ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ЛЮБУЮ КАРТИНУ ИЗ СОЛЕННОГО ТЕСТА НАМ ПОНАДОБИТСЯ : 1 Клей для обоев. 2 Вода. 3 Соль. 4 Мука. 5 Кисточка. 6 Гуашь.

Мастер-класс «Аппликация из фактурной бумаги «Волшебные птицы»Мастер-класс «Аппликация из фактурной бумаги «Волшебные птицы» Видео-мастер-класс "Аппликация из фактурной бумаги "Волшебные птицы" Сегодня хотелось бы поделиться с вами мастер-классом по выполнению.

Конспект занятия в подготовительной группе «Волшебные краски»Конспект занятия в подготовительной группе «Волшебные краски» Цель: Поддерживать интерес экспериментальной деятельности, вызвать желание самим провести несложный опыт, выяснить, как можно выделить природные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Волшебные перья жар-птицы»
Опубликовано: 16 января 2022 в 19:55
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД