Светлана Александровна Волкова
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Волшебные свойства сахара и соли»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект.
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе.
Тема: «Волшебные свойства сахара и соли».
Цель: Интеграция экспериментально – исследовательской и изобразительной деятельности в рамках единого образовательного пространства для освоения детьми образовательных областей. Повышение продуктивного сотрудничества педагога и детей.
Интеграция образовательных областей.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе „Волшебные свойства сахара и соли“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Сахар. Изучаем сахар
- Сахар. Конспекты занятий
- Сахар. Экспериментирование, исследовательская деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
- продолжать знакомить детей со свойствами сахара и соли (запах, вкус, цвет, растворимость);
-развивать познавательную инициативу,
- формировать умение и навыки исследовательской деятельности;
-упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром и солью
- упражнять в работе с лупами,
Образовательная область «Речевое развитие»
-совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей задавать вопросы и отвечать на них.
-закреплять в речи детей новые слова: кристаллы, стебли, корнеплод (вершки, корешки, сыпучий, продукты питания.
-развивать любознательность. Расширять представления детей о предметах и явлениях, не имевших места в их собственном опыте.
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»
-побуждать детей к декоративному оформлению созданного образа,
-воспитывать умение самостоятельно использовать имеющиеся знания, отработанные изобразительные навыки; аккуратность при работе с клеем и солью.
Образовательная область «Физическое развитие»
- продолжать знакомить детей с физическими упражнениями на укрепление систем организма (пальчиковая гимнастика для речевого развития. Формировать правильную осанку.
Материал и оборудование: Лупы по количеству детей, соль, сахар, контейнеры с водой, черные картон (по количеству детей, ложки, салфетки, контейнеры с сахаром и солью, шаблоны мороженого, соль, клей, кисточки, подставки, салфетки, клеенки.
Предварительная работа. Чтение стихотворения А. Ивич. «Про сахар», ознакомление с историей изготовления соли, ее видами, рассматривание иллюстраций, опыты с водой, Дидактическая игра «Свойства предметов», беседы о технике безопасности при работе с лупой.
Воспитатель: Доброе утро, всем. Сегодня прекрасная зимняя погода, которая подарит нам хороший день. Придумано кем-то, просто и мудро. При встрече здороваться «Доброе утро!
Психологическая установка
Воспитатель: А сейчас вместе с вами вдохнем через носик хорошее настроение, здоровье, удачу, доброту, красоту, а через ротик выдохнем все наши огорчения и обиды.
К нам в группу сегодня пришла необычная посылка от Фиксиков.
Показывает банку с компотом.
Воспитатель.
Как, вы, думаете, что в ней?
Напиток, компот, сок.
Правильно, компот, только он соленный.
Воспитатель: Ребята фиксики просят помочь им.
Вместо сахара Фиксики положили соль. Они все перепутали!
Воспитатель: Чтобы помочь Фиксикам во всем разобраться предлагаю отправиться в настоящую лабораторию, где мы с вами станем настоящими исследователями.
Дети одевают маски героев мультфильма «Фиксики».
Воспитатель: А кто из вас знает, что такое лаборатория?
Ответы детей.
Воспитатель.
В лаборатории есть всё необходимое для опытов.
Давайте вспомним правила работы в лаборатории: нельзя шуметь и мешать друг другу; нужно отвечать на вопросы; делиться своим мнением.
Воспитатель.
Что станет предметом наших исследований мы узнаем, отгадав загадки.
Что же это за песочек
Сладок с ним у нас чаёчек,
В каждой кухне проживает,
Всем хозяйкам угождает.
(Сахар)
Воспитатель: Как вы думаете, о чем эта загадка? (Ответы детей)
Воспитатель: Как вы догадались? (Ответы детей)
Воспитатель: А кто из вас знает, в каких продуктах есть сахар?
Дети: во фруктах, овощах, конфетах и других.
Воспитатель: Из чего изготавливают сахар? (Ответы детей)з белой свёклы, которая растет у нас России.
Воспитатель: Из чего изготавливают сахар? (Ответы детей)
Дети. Из белой свёклы, которая растет у нас России.
(Изображение тростника, свёклы)
Воспитатель: Как вы думаете, какая часть свёклы используется для изготовления сахара, вершки или корешки (корешки).
Во многих районах России так же выращивают сахарную свеклу.
Воспитатель. Как вы думаете, как дальше получают сахар?
Дети. Собирают на поле. Везут на машинах на завод.
Воспит: На заводе свёклу режут, варят, полученную патоку выпаривают и получают кристаллы сахара.
Воспитатель. Что вы знаете о сахаре? (Ответы детей).
Молодцы, ребята. Мы узнали, что сахар получают из белой свёклы, что свёклу перерабатывают на заводе и получают настоящий сахар.
Воспитатель. А у меня для вас есть еще одна загадка.
Воспитатель. Отгадайте - ка загадку.
Без неё, ребята, повар, просто как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадёт – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались.
Ну конечно это соль.
Воспитатель. Что такое соль?
Дети. Соль – полезное ископаемое, природный элемент. В молотом виде она представляет собой мелкие кристаллы белого цвета. (Показ иллюстрации).
Воспитатель. Какого цвета соль и из чего она состоит?
Дети. Соль белого цвета и состоит из мелких кристаллов.
Воспитатель. Да, ребята- соль производится в разных видах. (поваренная, йодированная, морская (показ разных видов соли).
Соль бывает разная: мелкая и крупная. Она белого цвета. Имеет солёный вкус. Не имеет запаха. Соль – незаменимый продукт питания.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека и почему? (Ответы детей).
Воспитатель. Да, конечно, соль придаёт блюдам особенный вкус, но не за вкусовые качества её употребляет человек. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушениям пищеварения. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
Воспитатель. Где применяется соль? (Показ слайдов). В приготовлении пищи, в медицине, в консервировании овощей, на улице.
На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
Воспитатель. На что похож сахар?
Дети. На соль.
Воспитатель. Ну как же их различить? Хотите узнать?
Дети. Да.
Тогда я приглашаю вас занять свои места в лаборатории.
Воспитатель. В лаборатории есть всё необходимое для опытов.
Давайте вспомним правила работы в лаборатории. Правила: нельзя шуметь и мешать друг другу.
Опыт № 1
Воспитатель. Положите перед собой черный лист бумаги. Возьмите по ложечке из каждого стаканчика отдельно соль, затем сахар и насыпьте на разные стороны листа. Что вы заметили, когда выполняли это действие? Какой вывод можно сделать из этого опыта? Дети. Сахар и соль сыпучие вещества. Вывод: Сахар и соль – сыпучие вещества.
Воспитатель: Давайте и мы с вами чуть-чуть подвигаемся.
Физкультминутка «Фиксики помогатор»
Опыт № 2
Воспитатель. Что мы можем сказать о цвете?
Дети. Сахар с бежевым оттенком, соль – белая.
Вывод: соль и сахар – разные по цвету.
Опыт №3.
Воспитатель. Дети, как вы думаете, имеют ли сахар и соль запах? Но прежде, я хочу вас предупредить! Так как это сыпучие вещества, нюхать нужно осторожно. Почему?
Дети. Частицы могут попасть в нос и привести к раздражению кожи.
Воспитатель. Чем пахнет вещество белого цвета (Сахар)
Дети. Сладковатый запах
Воспитатель. Чем пахнет белое вещество (Соль?
Дети. Ничем.
Воспитатель. Мы можем сказать. Что эти вещества разные по запаху.
Вывод. Соль и сахар разные по запаху.
Прежде чем мы продолжим опыты, давайте отдохнем.
Проводится дидактическая игра «Где находится сахар и соль?» на экране появляется картинки с изображением продуктов.
Я вам буду называть блюда, в которые сахар кладут и те, в которые не кладут сахар. Если вы услышите название блюда, в которое кладут сахар, - хлопаете. Не кладут – топаете.
Варенье, чай, борщ, компот, кисель. Вареная картошка, мармелад, шоколад. Жареная рыба, винегрет, уха.
Опыт №4
Воспитатель. Поскольку соль и сахар – очень маленькие частицы, нам будет тяжело их рассмотреть. Что нам в этом поможет?
Дети. Лупа.
Воспитатель. Почему вы так решили?
Дети. Лупа увеличивает частицы в несколько раз.
Воспитатель. Мы можем сказать, что сахар имеет форму кирпичиков, они одинаковые. Соль круглой формы.
Дети рассматривают через лупу частицы соли и сахара.
Вывод. Сахар и соль – разные по форме.
Опыт №5
Воспитатель. Что мы можем сказать о вкусе?
Дети. Соль – соленая, сахар – сладкий (пробуют на вкус соль и сахар)
Вывод. Сахар и соль разные по вкусу.
Воспитатель. А сейчас ребята, я предлагаю вам пройти в изолабораторию, где вы с помощью соли и сахара сделаете мороженое. Но прежде, чем вы приступить давайте поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика: «Мороженое»
Очень радовались дети: (Хлопки в ладоши)
Мама принесла в пакете (Указательным и средним пальцами «идем» по столу)
Пряников для Машеньки, (Загибаем пальцы по одному, начиная с большого)
Бубликов для Сашеньки,
Васеньке – пирожное,
Ну а мне – мороженое.
Воспитатель: - Ребята, а ваши мамы и папы любят мороженое?
Ответ детей: Да.
Воспитатель: - Давайте их угостим мороженым.
Ответы детей: Да.
Дети садятся на места и выполняют работы.
Рефлексия занятия:
Воспитатель Я горжусь вами! Вы так старались! Что нового вы сегодня узнали? Что больше всего понравилось?
Воспитатель: Выберите смайлики, которые соответствуют вашему настроению по окончанию нашего исследования.