Наталья Ильенко
Волшебный мир мозаичной аппликации. Описание опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
писание опыта работы
Ильенко Наталья Викторовна, воспитатель МБДОУ детского сада
№16 «Аннушка» города Смоленска
Волшебный мир мозаичной аппликации
Из осколков и кусочков сказку соберу для дочки:
Серый волк по лесу мчится, распустила хвост Жар-птица,
Щука смотрит из воды. Собирает Лис цветы
Для соседа Заиньки…Это всё в мозаике!
Публикация «Волшебный мир мозаичной аппликации, Описание опыта работы» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Аппликация мозаичная. Мозаика из бумаги
- Опыт работы, практика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетиче-ского влияния, имеет своё специфическое воздействие на ребёнка. Занятия изобразительным творчеством открывают широкие возможности для познания прекрасного, развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Современные малыши – большие выдумщики. Кроме того, они неутомимые деятели. Как воплотить в жизнь их фантазии и использовать их энергию? В этом помогут самые простые, на первый взгляд, вещи: обычные бумажные салфетки и пластилин. Любой рисунок, даже самый детский, можно превратить в красочную картину.
Мозаичная аппликация, которой мы с детьми занимаемся уже много лет, относится к нетрадиционным изобразительным техникам. Данный вид включает в себя работу с салфетками (бумагокручение) и пластилином (пластилинография). Мозаичная аппликация не только способствует развитию сенсомоторных навыков у детей, но и формирует и совершенствует многие личностные качества ребенка, его психические и эстетические возможности.
Первые попытки включить в содержание художественно-продуктивной деятельности работу по мозаичной аппликации осуществлялись в подготовительной группе. Наблюдение за процессом работы детей, мы пришли к выводу, что ребята даже не представляют себе, насколько широк и многообразен мир аппликации. Они довольно ловко уже управлялись с ножницами и бумагой, создавали аппликативные композиции, но использовали при этом только простую знакомую технику. Мы решили расширить их представления о средствах выразительности аппликации, познакомив со спецификой мозаичной аппликации. Ребят не только заинтересовала эта техника, но и послужила толчком к проявлению творческой активности. Детские работы отличались техничностью, красочностью, интересными художественными решениями.
И тем не менее, мы пришли к выводу, что одного года для освоения техники мозаичной аппликации недостаточно, что эту работу можно начинать со второй младшей группы детского сада. Начали мы с изучения свойств пластилина, в процессе которого дети учатся простейшим способам изображения в технике пластилинография.
Принцип данной техники заключается в создании лепных картин на горизонтальной поверхности из мелких или крупных пластилиновых шариков, скатанных между пальчиками.
Поскольку малыши ещё только учатся работать в предложенной нами технике, то их творческое начало в создании изображения может проявляться в изменении величины, цвета, формы изображаемого. Проявлением творчества детей этого возраста можно считать и дополнение изображения какими-то деталями, например, палочка или листик к яблоку, усики – котику, ножки – жуку и т. п. Этот вид деятельности дошкольников носит моделирующий характер и проходит сложный путь развития: от манипулирования с элементами мозаики и возникновения ассоциативных образов к созданию предметных преднамеренных изображений.
Работа с бумагой также начиналась обособленно. Дети учились аппликации из уже готовых скрученных салфеток в технике «бумагокручение». Оно основано на умении скручивать полоски бумаги разной длины и ширины, видоизменять их форму и из полученных деталей создавать изображение. Мы используем салфеточную бумагу, так как она обладает мягкостью, даже пушистостью, яркими оттенками. Существует несколько способов моделирования салфеточных жгутиков:
Дети второй младшей группы моделируют «комочки» (способом комкания жгутика, дети старших возрастных групп – «колечки» (наматывание жгутика на палец с подгибанием кончика внутрь, «улиточка» (способом скручивания жгутика пальцами обеих рук по спирали, «подковка» (путём складывания жгутика несколько раз пополам). Жгутики для младших групп заготавливаются заранее воспитателем следующим образом:
Следующий этап работы - сочетание пластилинографии и бумагокручения в аппликативной технике «мозаика». В этой технике необходимо умение работать кончиками пальцев.
Темы работ могут быть самыми разнообразными (растения, животные, явления природы, подводный мир) и усложняются с каждой возрастной группой.
Мозаичная аппликация прочно вошла и в жизнь ребят нашего детского сада. Применение нетрадиционных техник аппликации способствует обогащению эстетических образов предметов и явлений. Комбинируя разные способы изображения в одной работе, ребята учатся использовать специфические изобразительные свойства материала для передачи выразительности изделия. Процесс создания мозаичной аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребёнка достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, на-стойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности.
Большую роль в мозаичной аппликации выбранного нами типа, играет цветовое оформление, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей. Цвет эмоционально влияет на ребёнка, увлекая его красочностью, яркостью. Поэтому в своих работах мы часто акцентируем внимание на цветовое решение детских работ.
Занятия по мозаичной аппликации не проводится обособленно. Они тесно взаимосвязаны со всей жизнью детей в детском саду: с самыми разнообразными играми и развлечениями, занятиями по ознакомлению с природой, развитием речи, музыкой, изобразительным искусством и др. и являются их началом или продолжением.
Первые успехи в выполнении предметных картинок, вызывают у детей желание создавать тематические произведения, сначала в сотрудничестве со взрослым, а затем самостоятельно. Таким образом, мозаичная аппликация стала мощным стимулом творческой активности наших воспитанников.
Чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свою аппликацию. В старшей группе расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры, композиции. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей. Темой для работ могут стать фольклорные произведения: сказки, потешки, загадки и т. д. Сначала ребята создают несложные композиции, воплощая порой смелые своеобразные, неожиданные решения.
И конечно любимыми темами для изделий стали герои сказок
Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Коллективной композицией заканчивается каждый тематический цикл.
Эти работы используются в оформлении группы, дошкольного учреждения.
Наши малыши стали настоящими дизайнерами
Очень нравится ребятам выполнять коллективные работы. Каждый ребенок чувствует себя сопричастным полученному общему продукту. Кроме того общая картина получается более впечатляющая и эмоционально значимая для ребят, это интересные многоплановые и красочные композиции.
Занимаясь с детьми мозаичной аппликацией, мы наблюдаем непод-дельный интерес детей к происходящему и понимаем, что открыли для них еще одну страничку в волшебной книге творчества, на основе которого впоследствии будет формироваться художественная культура человека.