Папки-передвижки

Воспитание бережного отношения к растениям (из опыта работы)

Зинаида Протасова
Воспитание бережного отношения к растениям (из опыта работы)

Воспитание бережного отношения к растениям (из опыта работы). Подготовила Протасова Зинаида Петровна, воспитатель МБДОУ детский сад №5 «Радуга».

Растения – это наши зелёные друзья. Недостаточность растительности в нашем окружении отражается на физическом и психическом состоянии человека.

Публикация «Воспитание бережного отношения к растениям (из опыта работы)» размещена в разделах

При воспитании у дошкольников бережного отношения к растениям воспитатель должен своим поведением подавать пример детям.

Воспитывать у детей бережное отношение к растениям я начала с младшей группы. Работа проводилась мной систематически. В этой группе, ухаживая за растениями, привлекала к помощи и детей. Обращала внимание на то, чтобы моими помощниками по уходу за растениями были не одни и те же дети. Во время полива растений говорила детям, почему их необходимо поливать. Учила детей любоваться красотой растений. Я считаю, что лучше это сделать надо тогда, когда в группе зацветёт какое-нибудь растение. Однажды дети пришли в группу после выходных и увидели появившийся цветок бальзамина, радости их не было предела. Дети хлопали в ладоши и вместе со мной восторгались красотой распустившего бутона и самим растением.

В средней группе уже давала детям поручения по уходу за растениями. Они поливали цветы, рыхлили землю, мыли поддоны, протирали листья. Наблюдая за детьми, поправляла их, показывала правильные приёмы ухода за растениями. Действия детей в этом возрасте ещё неловкие, поэтому они могут нечаянно сломать лист, цветок или целый стебель. Реагирую на это тактично: не ругаю, не стыжу ребёнка, а выражаю сожаление по поводу того, что случилось. Обращаю внимание детей на изменения, происходящие с растениями, и связываю это с работой по уходу за ними, которую проводят дети. Говорю им: «Новый листик, побег, цветок появились именно потому, что дети приложили много труда, хорошо за ними ухаживали».

В старшей и подготовительной группе дети уже самостоятельно дежурили в уголке природы. С моей стороны осуществлялся лишь контроль: насколько тщательно, аккуратно и осторожно дети ухаживают за растениями. Старшие дети способны контролировать свои действия, поэтому я не только выражала сожаление по поводу случившегося (например, сломанного стебля, но и осуждала ребёнка за неосторожность.

Дети уже знают, что для роста растений необходимы почва, вода и свет. На примерах из окружающей природы показывала им, как жизнь растений зависит от этих факторов. Чтобы дети могли убедиться, что растения не могут жить без света, на прогулке нашли растения, длительное время лежащие под камнем. Приподняв камень, дети увидели траву, пробивающуюся под камнем: она была слабая и бледная. «Почему такая травка?» - спросила я у ребят. Дети ответили, что ей не хватало света. Летом, когда долго не бывает дождей, обращаю внимание детей на то, как растения страдают от засухи : желтеют, сохнут, перестают цвести. И как всё быстро зеленеет и распускается после дождя.

В подготовительной группе каждый ребёнок дома самостоятельно выращивал растение из черенка. Приходя в детский садик, ребята делились своими впечатлениями со мной и со сверстниками: у кого-то из детей у растения появился новый листик, кого-то – бутон, а у кого-то расцвёл цветок.

Работа по воспитанию у детей бережного отношения к растениям не ограничивается теми мероприятиями, которые проводятся в уголке природы. В нашем детском саду есть огород и цветник, где трудятся дети. Работая на участке, дети убеждаются, как много сил и труда приходится вложить, чтобы вырастить растения, собрать урожай. Они видят результаты своего труда, у них, кроме заботливого отношения к растениям, развивается устойчивый интерес к их выращиванию.

Большую работу провожу с детьми по охране растений на участке детского сада в зимний период. Интерес к растениям у детей снижается, порой появляется небрежное отношение. С большим вниманием и осторожностью отношусь к закапыванию кустов снегом. В особо снежные зимы кусты утопают в сугробах, которые дети начинают использовать как горки для катания. Катаясь на санках, дети задевают растения, ломают ветки. В результате весной оказывается, что кустарник сильно пострадал. Чтобы подобного не случилось, в начале зимы рассказываю детям: «Зимой деревья и кустарники сбрасывают листья, приостанавливают свой рост. Ветки деревьев и кустарников становятся хрупкими, легко ломаются. Всё это происходит из-за недостатка тепла». Чтобы дети убедились в этом, с наступлением тёплых весенних дней обращаю внимание на изменения, происходящие с растениями под действием тепла (набухание почек, появление первых листочков).

В подготовительной группе ребята получают представления о культурных и дикорастущих растениях. Эти знания играют большую роль в понимании детьми сущности охраны растений и бережного отношения к ним. На участке нашего детского сада всегда есть те и другие растения. Для сравнения беру хорошо известные детям пары растений : ноготки и одуванчики, берёзу и яблоню, щавель и салат. Различие между ними как раз состоит в том, что одни растения (ноготки, яблоня, салат) выращивают люди, другие (одуванчики, берёза) растут сами по себе, без усилий со стороны человека. Дети узнают, что для культурных растений человек создаёт определё нные условия: сажает на солнечное место с хорошей почвой, поливает их, окучивает, рыхлит. Эти растения человек употребляет для своей пользы. Одни идут в пищу (фрукты, овощи, другие украшают помещение или участок (комнатные и садовые цветы).

Обратила внимание на то, что отношение детей к дикорастущим растениям зачастую небрежное. Объясняю детям, что к ним надо относиться также бережно, как и к культурным растениям. Рассказываю детям, что человек, собирая и по-разному используя культурные растения, каждый год им на смену сеет и сажает такие же растения. Поэтому можно не бояться, что культурные растения исчезнут. А вот для дикорастущих растений такая опасность есть. Если люди каждый год будут только рвать, собирать и рубить эти растения, причём помногу, и ничего не сажать взамен, то скоро наступит такое время, когда многие из них исчезнут совсем. Чтобы этого не случилось, к дикорастущим растениям нужно относиться особенно осторожно и бережно.

На участке детского сада предоставлена возможность научить детей любоваться разнообразием растительного мира, а значит, ценить и беречь его. Начинаю эту работу с культурных растений – цветов. Клумбы и бордюры из цветов привлекают внимание детей. Обращаю внимание детей на то, как здесь красиво. Красивы и сами цветы, яркими пятнами выделяющиеся среди зелени, и узор, который создают аккуратно посаженные одинаковые цветы. Не забываю и про огород. Любуюсь вместе с детьми красотой нежно-зелёных кустиков салата, ажурными метёлочками моркови, обращаю внимание на прямые упругие стрелочки лука.

Участок нашего детского сада красив во все времена года. Весной – это буйное цветение плодовых деревьев; ярко-жёлтые одуванчики в зелёной траве, сирень, черёмуха…

Летом много зелени. Учу детей видеть десятки оттенков этой зелени, любоваться ими. Вот тёмно-зелёная ель, бледно-зелёный ясень, сосна с голубоватым оттенком, а вот оттенки трав иные: бурые, ржавые, молочные, болотные т. д.

Осень прекрасна по-своему. Наблюдаем с детьми за листопадом в тихую погоду и любуемся, когда падают разноцветные листья. А сколько радости доставляет детям это явление осени, когда подует ветер! Листочки летят и кружатся пёстрой стайкой, а потом затихают на земле.

Зима не отличается буйством красок, все растения утопают в снегу. И это тоже красиво. Не прохожу с детьми мимо этой красоты. Обращаю внимание ребят на лиственные деревья, которые кажутся кружевными, а дети подмечают, что на хвойных деревьях снег лежит большими хлопьями. Красивое в природе можно найти всегда, нужно лишь научить детей видеть и понимать красоту, окружающую их.

Огромное значение в воспитании у детей любви и бережного отношения к растениям имеет пример взрослых. Весной привлекаю родителей к уборке участка, перекопке огорода, посадке цветов, деревьев и кустарников. Обращаю внимание детей на эти работы, рассказываю, для чего они делаются. По примеру взрослых сажаю вместе с детьми маленькие деревца и кустарничек. Ухаживая за этими растениями, мы с ребятами наблюдаем за их ростом. Говорю детям, что дерево растёт очень медленно, сколько труда нужно вложить, чтобы оно выросло.

Часто вожу детей на прогулки в природу: на луг, речку, в парк. Они доставляют детям большую радость. Перед выходом на прогулку, рассказываю ребятам о том, куда они идут, что будут делать и как себя следует вести. Говорю детям: «В парк приходит много людей для отдыха. Всем приятно, если в парке будет чисто. Поэтому, придя в парк (на луг, нельзя рвать и бросать цветы, листья, топтать грибы, даже несъедобные. Решая задачу по воспитанию у детей бережного и культурного отношения к природе, всегда руководствуюсь одним очень простым правилом и постоянно напоминаю его детям: «Люди, выходя из парка (леса, должны оставлять его таким, каким они его увидели, входя в него».

Говорю детям, что собирать растения можно только, например, для лечения людей (лекарственные растения, для пищи (ягоды и грибы, для кормления домашних животных (кормовые растения) и, наконец, совсем немножко, для украшения. Ни в коем случае нельзя рвать растения без необходимости. Напоминаю детям, что ни один цветок, ни одна ветка не должны быть сорваны и вскоре выброшены. Придя с детьми в парк, обращаю их внимание на тень и прохладу в парке, щебетание птиц. Не спеша гуляем с детьми в парке, рассматривая вековые дубы, красавицы-берёзки… Дети замечают кустик, который посажен совсем недавно чьими-то заботливыми руками, и старательно поливают его водой, принесённой из детского сада.

На лугу всё иначе. Дети замечают, что на лугу совсем нет деревьев, но много луговых цветов. Ребята, осторожно, чтобы не помять цветы, переходят от одного цветущего растения к другому, рассматривая и любуясь их красотой. Кто-то из детей нашёл гриб. Объясняю детям, что вырывать с корнем гриб нельзя, а следует осторожно выкручивать из земли.

Давая детям эти общие знания и требуя каждый раз от них правильного поведения на прогулках, я сумела получить первые, но очень важные результаты бережное отношение дошкольников к растениям.

Публикации по теме:

Формирование бережного отношения к природе у дошкольников в процессе дополнительного образования Веками человек был потребителем по отношению к природе. Жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Решать эту проблему,.

Развитие любознательности и формирование бережного отношения к природе посредством ознакомления с комнатными растениями «Развитие любознательности ребёнка и формирование бережного отношения к природе через ознакомление с комнатными растениями».[/h3] Особое.

«Воспитание сказкой» из опыта работы. Видео«Воспитание сказкой» из опыта работы. Видео Воспитание сказкой Многие хорошо знают сказку Ш. Перро «Красная шапочка». Почему же в своей работе я обратилась к сказке Ш. Перро? Во.

Воспитание у дошкольников любви к Родине (из опыта работы) В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание.

Формирование у детей бережного и сознательного отношения к природе посредством проектной деятельностиФормирование у детей бережного и сознательного отношения к природе посредством проектной деятельности "Секреты рецептов здоровья мы вам раскрываем с любовью!" Желаю Вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути – Главнейшее.

Из опыта работы «Воспитание у детей любви, бережного отношения к животным и растениям»Из опыта работы «Воспитание у детей любви, бережного отношения к животным и растениям» В последние годы я углубленно работала над темой «Воспитание у детей любви, бережного отношения к животным и растениям». Эту тему я выбрала.

Краткосрочный проект по формированию у детей бережного отношения к зимующим птицам «Поможем пернатым!» Улетели птичьи стаи, Лес в сугробах до ветвей. Вот тогда мы и дождались Наших северных гостей. Зимний лес не спит, а дремлет, Серебром.

Механизмы формирования бережного отношения к природе у дошкольников в процессе дополнительного образования Консультация Кзылбаева Дина Кинесовна- педагог дополнительного образования СП ГБУСОШ №1с. Большая Черниговка «Центр детского творчества».

Развитие любознательности дошкольника, формирование бережного отношения к природе через знакомство с комнатными растениями Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного отношения к природе занимает любознательность. Она характеризуется стремлением.

Патриотическое воспитание дошкольников (из опыта работы) В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание бережного отношения к растениям (из опыта работы)
Опубликовано: 16 декабря 2015 в 16:22
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД