Получи документы

Воспитание детей дошкольного возраста на основе обычаев и традиций

Мариет Шовгенова
Воспитание детей дошкольного возраста на основе обычаев и традиций

Введение

В современном многонациональном Российском обществе важную роль играют национальные ценности и национальные взаимодействия.

Область межнационального взаимодействия - это такая сфера жизни, в которой переплетаются история народов, культура, педагогика, психология. Осознание принадлежности людей к определенной этнической группе в многонациональном обществе дополняется пониманием отношения других национальностей к своей и осознанием принадлежности всех национальностей к общечеловеческому единству (Панькин А. Б.). Россия представляет собой уникальный союз народов, каждый из которых обладает неповторимыми особенностями материальной и духовной культуры. Напряженность в межнациональных отношениях, конфликты между народами обнаружили ограниченность наших представлений о дружбе народов, интернационализме. Молодежь, развиваясь в современном обществе, сталкивается с трудностями межнационального взаимодействия. Необходимость сохранения целостности общества в полиэтнической среде заставляет нас обратиться к многовековой мудрости педагогических знаний.

Публикация «Воспитание детей дошкольного возраста на основе обычаев и традиций» размещена в разделах

Каждый человек многонационального общества, способный ценить культуру, историю, памятники как общее достояние народов обладает навыками общекультурных норм и правил поведения в обществе. Таким образом, в полиэтнической среде сохранение целостности социума возможно через формирование общечеловеческих норм нравственности, создающих возможность межнационального взаимодействия.

Глава 1. Теоретические основы формирования культуры межнационального

взаимодействия

Республика Адыгея, как и Россия в целом многонациональна. Этот факт позволяет отметить наличие полиэтнической среды, внутри которой имеет место взаимодействие культур.

Понятие «культура» подразумевает:

- знание, характеризующее различные исторические эпохи, этносы, сферы жизнедеятельности, информирующие об уровне развития общества, о возможностях и способностях человека, выраженных в типах и формах жизнедеятельности людей, их взаимоотношениях в обществе [12,14];

- культура - это направленное человеческое усилие, в процессе которого меняется не только окружающий природный мир, первоначальный объект этого усилия, но и сам человек [3,25];

«Этнос - это исторически сложившаяся социальная общность, являющаяся носителем оригинальной культуры, которой присущи специфические культурные модели, обуславливающие стереотип поведения, направленный на поддержание этих культурных моделей, имеющих внутри себя механизмы самосохранения в меняющихся культурнополитических условиях, способствующих как адаптации своих членов к внешнему природному и культурно-политическому окружению, так и приспособлению внешней реальности к своим нуждам и потребностям» [8].

Анализ философской, исторической, педагогической литературы показывает, что каждый народ, как и отдельная личность, имеет свои собственные черты, выделяющие его из других групп, общностей, этносов.

Одним из актуальных направлений развития межнациональной культуры

взаимодействия является изучение влияния духовной культуры на формирование личности.

Исследованию педагогической культуры этносов посвятили свои труды ученые Волков Г. Н, Виноградов Г. С., Шоров И. А. и другие.

Этнопедагогика - наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, наука о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности, нации. Этническая педагогика исследует особенности национального характера, сложившиеся под влиянием исторических условий, сохраняющиеся благодаря национальной системе воспитания и претерпевающие эволюцию вместе с условиями жизни, вместе с педагогической культурой народа - считает академик Г. Н. Волков.

«Народная педагогика, отмечает Шоров И. А., - это совокупность педагогических идей и воспитательного опыта, выработанных народными массами на протяжение всей своей истории и сложившихся в устном народном творчестве, традициях, обрядах, играх, этнографических, археологических и исторических материалах».

Таким образом, народная педагогика отражает педагогическую культуру народных масс. В ней ярко проявлялись думы, сомнения, тревоги о подрастающем поколении, а также представления людей о нравственности.

Основной целью народной педагогики было и есть воспитание детей высоконравственными.

Русские как и адыги, зависевшие от законов природы, также как и другие народы изучали их и использовали в повседневной жизни в форме традиций, обрядов, сказаний, легенд и т. д.

Воспитание детей происходило у русских и адыгов преимущественно стихийно, несмотря на то, что народ стремился упорядочить и облегчить процесс вхождения молодежи в общество. Особая роль при этом отводилась семье, где выработались первые навыки общения, трудолюбия, гостеприимства, уважения к старшим и т. д. В семье закладываются основы морали и нравственности.

Умению вести себя в обществе, в кругу друзей, ответственному отношению к словам и поступкам учили русские и адыги своих детей. Русская и адыгская педагогическая культура - это кладезь мудрости, в которой содержится богатый опыт всестороннего воспитания.

Академик Бузаров К. И. отмечает, что педагогический опыт народа «великое чудо, педагогическая поэзия трудового народа, ибо этот народ, бедный материально в прошлом, но богатый, красивый, мудрый душой, сердцем и умом воспитывает и учит подрастающее поколение беспредельной любви к отчему дому, к Отечеству: Уимыхэгъэгу идьтшъэбг нахьи узыщап1угъэм ич1ыгу 1эмычЬ> - Лучше горсть родной земли, чем гору из золота на чужбине», «И покидая, не ругай страну отцов. Ты возвратишься в этот край, в конце концов (адыгская пословица, «Своя земля и в горсти мила (русская пословица); доброму и отзывчивому отношению к людям, ибо добро не забывается: «За добро добром и платят» (рус. поел.); «Пусть никогда не будет тебе лень и чучелу промолвить: «Добрый день! (адыге, поел)» [7, 123]

В настоящее время развития общества, в период демократизации актуализирована необходимость знания молодежью ценностей своего и других народов. Так как не зная, не понимая общее, что объединяет народы, нельзя сравнивать, и тем более, понимать свои национальные ценности, их место и роль в мировой цивилизации. Умение человека сознавать взаимосвязь национального и общечеловеческого формирует мировоззрение и позитивное отношение к культурам других этносов.

Пробуждение интереса молодежи к культуре других народов, особенно соседних, способствует познанию психологических особенностей людей, создавая возможность межнационального взаимодействия.

Межнациональное взаимодействие происходит между странами, нациями

областями, коллективами и людьми разных национальностей.

«Межнациональное взаимодействие - конкретная форма проявления отношений, взаимодействия представителей разных национальностей. Вступая в такое общение, человек выступает носителем национальных чувств, сознания, языка, культуры» (Палаткина Г. В).

Глава 2. Педагогический потенциал этнокультурных ценностей русского и адыгского народа в формировании культуры межнационального взаимодействия

В современных условиях полиэтнического мира, народная педагогика является педагогикой национального возрождения. Народная духовность, нравственность, совестливость - незаменимые средства оздоровления народной жизни.

В устном народном творчестве народы выразили убеждение в том, каков должен быть человек. Он соответствует характеру народа, способен преодолеть любые трудности в жизни, обладает высокими умственными, физическими, нравственными и эстетическими качествами.

Идея гармоничного развития личности, содержащаяся в сказках, сказаниях, былинах подсказала нам, что духовный мир детей должен быть предметом особой заботы воспитания.

Свою работу по приоритетному направлению «Воспитание детей на основе народных обычаев и традиций» мы начали со сбора материала - пословиц, поговорок, загадок, сказок, сказаний, былин, предметов быта. Родители воспитанников ДОУ помогли нам в восстановлении обрядов и традиций, связанных с укладом семьи, общественным бытом. Подобрали необходимую литературу, составили тематическое планирование по воспитанию и обучению детей на основе адыгской народной педагогики.

В группах созданы уголки по ознакомлению детей с бытом, культурой адыгского и русского народов. В небольшом мини музее собран определенный этнографический и краеведческий материал. Все элементы музея - это одновременно и экспонаты и наглядные пособия для занятий. Изучение фольклора и знакомство с обычаями, традициями, культурой адыгского народа проходит через все деятельности детей во всех возрастных группах.

Начиная с младшей группы, дети знакомятся с жанровым разнообразием народной музыки, начиная с колыбельных песен и до героических, патриотических.

Народные песни раскрывают существенные связи и закономерности жизни, в тоже время имеют ярко выраженную педагогическую ценность, так как воспитывают у детей любовь к Родине, уважение к другим народам, заботливое отношение к старшим, трудолюбие, храбрость, мудрость.

Через сказки, сказания дети узнают о таких обычаях и традициях как уважение и почитание старших. Со второй младшей группы дети знакомятся с адыгейскими народными играми и с удовольствием играют на прогулке, занятиях по физической культуре, утренниках, развлечениях.

На занятиях по развитию речи дети с младшей группы знакомятся с адыгейскими народными сказками, считалками, потешками, прибаутками, подобранными согласно возрастным особенностям детей. В средней группе дети начинают знакомство с загадками, причем сами придумывают их на прогулке, вне занятий, исходя из наблюдений за окружающим миром. В старших группах при ознакомлении детей с проведением обрядов Хагещ и Чапщ они соревнуются в умении придумывать и загадывать загадки, что способствует развитию мышления, внимания и наблюдательности.

Интересно и весело проходят в ДОУ праздники «Кушъэхапх» («Укладывание в колыбель», «Лъэтегъэуцу» («Праздник Первого шага»). По достижению года ребенку адыги устраивали торжественный обряд первого шага - становление на ноги. Ребенка одевали в красную рубашку, вышитую цветными нитками (яркие краски отвлекали

6

«дурной глаз»).

Торжественная обстановка, музыка, слова участников обряда подчеркивали важность события. Ребенка ставили на прочные предметы, например, на камень, желая: «Мыжъо пытэм фэдэу ылъакъо терэт!» («Пусть твердо стоит на ногах»). Обряд «Лъэтегъэуцу» не был простым развлечением, главное в нем - символический выбор будущей профессии. Для этой цели на стол клали различные предметы - ребенок должен был выбрать какой-то предмет, что означает его будущую профессию.

Особое значение в формировании личности дошкольника имеет владение словом, постижение культуры народа через язык. В этом нам помогают сказки. С их помощью мы воспитываем не только любовь к родному языку, его образности, но и закладываем основы нравственности, отношение к окружающему миру. Сказка особенно близка детям дошкольного возраста для понимания. Вместе с героями они переживают, радуются, учатся справляться с трудностями, бороться со злом. Сказки учат детей добру, справедливости, мудрости, любви.

Дети с удовольствием слушают такие сказки как «Хэт нахь лъэша?» («Кто сильнее», «Тыгъужъым иорэд» («Песня волка», «Запасливый муравей», «Домашняя мышь и полевая мышь» и т. д. Содержание сказок постепенно переходит в игры детей. Они драматизируют любимые сказки вне занятий и также на музыкальных занятиях.

Также через них дети узнают о таких традициях как трудолюбие, вежливое и тактичное отношение к людям, о товариществе, дружбе, гостеприимстве.

Войдя в саклю горца или в чум жителя северной тундры, путешественник не редко делается объектом гостеприимства хозяев. Вплоть до того, что стоит ему неосторожно похвалить красивую вещь или даже просто внимательно к ней присмотреться и хозяин может тут же произнести: «Возьми, теперь это твое». Иначе обидишь, хотя сам он подчас живет совсем небогато, а вещь ему дорога.

Почему схож обычай народов, живущих очень по-разному и вдобавок столь далеко один из другого?

Древние верили: обида и гнев создают вокруг человека нечто вроде сильного и очень вредного энергетического заряда. Отсюда мягкость и обходительность иных, их мудрое стремление уходить от конфликтов. Подобные верования у народов из религиозных превратились в нравственные.

Надолго запомнится детям цикл занятий, посвященных адыгской национальной кухне, гостеприимству. В организации и проведении таких занятий принимает участие весь коллектив дошкольного образования. Дети познают азы гостеприимства, как следует вести себя с гостями, место младшего в кунацкой и т. д. Так мудрость старшего поколения передается младшему.

В последние годы мы живем в условиях появления социального неравенства, следствием чего является проявление нравственной беспомощности, равнодушия. Возрождение обрядов, на наш взгляд, помогает сохранить самобытность народа, с одной стороны, и умножить духовные и нравственные ценности с другой. Основа взаимопомощи, укрепляющая моральные правила поведения, закладывается в семье. Настоящим семейным праздником является Новый год, собирающий вместе всех членов семьи, укрепляющий узы родства и нравственные качества личности.

Праздновали адыги Новый год в первый день весны, предположительно, 23 марта. Обычно встреча Нового года проходила под большим старым кленом, дубом, чинарой, грушей, но чаще всего под черным кленом (жэй). Готовили лоскутки материи и привязывали их к веткам дерева. Все несли из дома кушанья, вешали на дерево свежевыделанную кожу, мясо готовили в больших котлах. В момент восхода солнца все поворачивались к светилу. Самый старший из присутствующих с большим рогом шъуатэ (бахсыма) в одной руке, адыгским пирогом с сыром (хьалыжъу) - в другой становился впереди всех. Рядом с ним обязательно стояли один мальчик и одна девочка. Люди, протянув к солнцу руки, просили обо всем, что им нужно» [15,2].

7

Украшали деревья до восхода солнца в новогоднюю ночь. Не имея специальных знаний, адыги выделяли определенные деревья для проведения молебен и праздников и относились к ним с почитанием. Под этими деревьями нельзя было оставлять мусор, вести себя не достойно. Высокая культура взаимоотношений, соблюдения правил поведения в обществе взрослыми становилось примером для подражания детей и воспитывало высоконравственную личность.

Не меньший воспитательный потенциал содержит и встреча нового года русским народом. «Началом нового года русский народ считал момент возрождения Солнца -время зимнего солнцеворота, праздновались мартовский Новый год (с 1 марта) и сентябрьский, так называемый «церковный» год (с 1 сентября). Крестьяне этих праздников не признавали. Празднование Нового года в народном быту совершалось в конце декабря - начале января.

Новый год открывался исполнением «колядных песен» или «колядок». Существует мнение, что название «колядка» происходит от латинского слова «са1епс1ае» (и соответствующего греческого). Так в древнеримском календаре называли первый день каждого месяца.

Коляда или колядка - это величальная, торжественная песня, песня-заклинание благополучия в грядущем году. С приходом праздника колядовщики, обычно подростки -девочки и мальчики, а нередко парни и девушки, собравшись по несколько человек, ходили от избы к избе и пели под окошками величальные песни хозяевам [14, 126]. Этот обряд, на наш взгляд, направлен на формирование таких категорий нравственности, как: гуманность, доброжелательность, уважительность в отношении с окружающими.

В нашем ДОУ стало традицией празднование Нового года по адыгским обычаям 23 марта. И, как правило, этот праздник не обходится без участия всего коллектива и родителей воспитанников дошкольного учреждения.

Начиная со старшей группы дети знакомятся с педагогической сокровищницей адыгов - «Нарты». В начале работы мы знакомим детей со словом «нарт» с тем, что оно означает: «Давным давно жили на нашей земле, в горах Кавказа, на берегу Черного моря смелые и ловкие люди. Это были нарты. Они славились добротой и радушием, гостеприимством и щедростью души. Свою славную жизнь, свои подвиги, успехи и неудачи они воспевали в песнях, легендах, сказаниях. Нарты - это сказочные герои адыгских сказаний и легенд. Адыги - так называли этих мудрых и смелых людей. Нартского здоровья желали раньше близким людям. «Будь нартом!» - говорили родившемуся младенцу. Нарт был символом удачи, смелости, отваги. Очень много легенд было сложено о нашем адыгском народе.

Герои нартского эпоса: Саусырыкъо, Шэбатныкъо, Ащэмэз, Сэтэнай и т. д. являются примером для подражания.

В ДОУ к 100-летию эпоса «Нарты» была проведена неделя «Пусть не гаснет огонь нартов!» Дети соревновались в подвижных играх нартов, рисовали своих любимых героев, на музыкальных занятиях изучали героические песни нартов. По сюжетам произведений составлены дидактические игры «Сэтэнай икъэгъагъ» («Цветок Сэтэнай», «Хэт фэд, Сыд фэд» - по легенде «Почему нартов назвали нартами», настольно-печатную игру «Маш1о къэзыхьыжьыгъэр» («Как Саусырыко вернул огонь нартам»). Дети с удовольствием играют в эти игры вне занятий, а воспитатели используют их в качестве дидактического пособия на занятиях.

Неделя закончилась развлечением «Как Саусырыко вернул огонь нартам», а воспитатели провели КВН «Пусть не гаснет огонь нартов!»

Основное направление работы ДОУ «Воспитание на основе возрождения народных обычаев и традиций» включает в себя и этнокультурную компетентность воспитателей к формированию личности на традициях адыгской и русской культур.

Этнокультурная направленность в работе с воспитателями осуществляется через семинары: «Формирование начал экологической культуры личности детей на материале

8

эпоса «Нарты», «Роль обрядов и традиций в нравственном воспитании», «Адыгские народные игры как форма воспитания ребенка» и т. д. ; консультации, педсоветы, КВН «Вместе дружная семья», «Мудрость адыгского этикета» и т. д.

Для ребенка семья является естественной воспитывающей средой. Она накладывает свой отпечаток на его характер и поведение. Семья во многом определяет отношение ребенка к трудовой деятельности, культуру поведения, активность и инициативность, и целый ряд других качеств личности. Взаимодействие с семьей - одна из важнейших задач нашего ДОУ. Ибо результат будет достигнут только тогда, когда ребенок развивается естественно: в семье, в дошкольном учреждении.

Наши родители помогают нам не только в сборе этнографического материала, но являются активными участниками утренников, развлечений, спортивных соревнований. Совместно с родителями в ДОУ прошли такие мероприятия как «А ну-ка, папы», «Умелые руки не знают скуки», КВН «Знатоки адыгской культуры», «Масленица».

Мы ставим перед собой задачу способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения. Вся наша работа строится на взаимном доверии и желании ребенка. Ведь каждый ребенок -это бутон, и в какой цветок он превратится будет зависеть от нас.

Заключение

В концепции государственной программы национального возрождения народов Российской Федерации указано, что одной из ведущих целей школы является трансляция национальных культур и формирование национального самосознания в новых поколениях.

Наша работа ориентирована на обогащение содержания образования.

Осмысление и анализ работы выявил основные положения этнопедагогики применительно к возрождению национальной системы образования.

1. Возрождение народных традиций воспитания - одно из основных социокультурных условий гармоничного функционирования школы и дошкольных учреждений.

2. Естественный процесс воспитания происходит путем передачи старшим поколением младшему опыта предков.

3 Раннее развитие самостоятельности детей обеспечит психологический комфорт.

4. Без фольклора и национальных игр не мыслится содержание обучения и воспитания в образовательных учреждениях.

5. Фундаментом духовности и воспитания является родной язык - сильнейший фактор народной педагогики.

Основы нравственного облика человека закладываются в детстве, подрастающем и юношеском возрастах, а нравственное развитие протекает в течение всей его жизни.

Федоров С. Н. считает, что неоспоримым является тот факт зависимости между возрастом ребенка и степенью его адаптации к окружающим культурам. Чем меньше ребенок, тем более он открыт для восприятия любой культуры, как своего народа, так и другого этнического коллектива. Но ознакомление с любой другой культурой должно базироваться на прочном знании своей, ибо человек, не познавший сущности своего этнического коллектива, его духовных и материальных достижений и ценностей, не научившийся уважать свой народ, не в состоянии понять и принять другие народы с их самобытным творчеством и искусством. Недаром утверждают: «Кто не принадлежит Отечеству, тот не принадлежит и человечеству».

9

Литература

1. Адыгэ гущы1жъхэр. - Мыекъупэ, 1978.

2. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства 14-17 вв. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. - М. : Педагогика, 1985. - 363с.

3. Артановский С. Н. Об абсолютной ценности личности // Вестник ЛГУ. Сер. 6. Вып. З. - № 20/ - 1988,- С. 23-31.

4. Айбазов Б. А. Нравственное воспитание в традиционных педагогических культурах русского и кабардинского народов: Дис. на соиск. учен, степени, канд. пед. наук: (13.00.01) / Айбазов Борис Адейович, Карачаево-Черкесский государственный университет. - Карачаевск, 2004. - 177 с.

5. Айбазова М. Ю. Нравственно-эстетическое воспитание в этнопедагогической культуре СЗК / М. Ю. Айбазова. - М. : Гос. обл. ун-т. - м., 2003. - 271 с.

6. Бгажноков Б. К. Черкесское игрище. - Нальчик, 1991.

7. Бузаров К. И. Комплексное решение образовательно-воспитательных задач в национальной школе / К. И. Бузаров. - Майкоп: Адыг. отделение Краснодарского книжного изд. (на рус. и адыг, яз., 1987.

8. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. - СПб., 1996. - С. 148.

9. Гусейнов А. А, Апрасян Р. Г. Этика: Учебник,- М. : Гардарики, 2005.

10. Гучетль З. Х. Этнические традиции как социально-культурный феномен в процессе социализации молодежи: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социологических наук; (22.00.06) / Гучетль Зухра Хачмафовна. - Майкоп, 2006. - 21 с.

11. Каган М. С. Философия культуры. - СПб., 1996. - С. 414.

12. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. -М. ,1999.

13. Панькин А. Б. Формирование этнокультурной личности / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М: ООО «Большая Медведица». Элиста: Калмыцкий государственный университет, 2004. -272 с.

14. Семенова М. Мы - славяне! / М. Семенова. - СПб. : Азбука. - Терра, 1997.

15. Панеш Б. Наш святой долг/ Б. Панеш // Согласие. - 1993.27.03. - с. 2. (Тах-тамукайский район).

16. Современный словарь иностранных слов,- М. : Русский язык, 1993.

17. Культура и быт адыгов / Техн. редактор Н. П. Григоренко. - Майкоп. -1991.

18. Шадже А. Ю. Национальные ценности и человек (социально-философский аспект) / А. Ю. Шадже. - Изд-во Адыгейского государственного университета, 1996. - 168 с.

19. Чернышева М. Новый год по-адыгски / М. Чернышова // Северный Кавказ. -Нальчик, 2005.01.03.-С. 24

20. Шоров И. А. Адыгская народная педагогика / И. А. Шоров. - Адыгское отделение Краснодарского кн. Изд., - Майкоп, 1988.

21. Этнологический словарь. Выпуск 1. Этнос. Нация, Общество. Редкол. : В. И. Козлов и др. - М., 1996. - 230 с.

Публикации по теме:

Формирование нравственных качеств личности на основе народных культур и традиций Цель: Формирование национальных традиций у детей младшего школьного возраста. Развивать любовь и уважение к культурным традициям разных.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста на основе игр и игровых ситуаций. Андреева О. Н., воспитатель МБДОУ д/с №56 «Солнышко», г. Белгород Мамонова Ж. В., воспитатель МБДОУ д/с №56 «Солнышко», г. Белгород Игра.

Итог по самообразованию за 2016–2017 уч. г. «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа» Казакока В. З., Григоренко С. В. Цель: Повышение значимости роли семейного воспитания через приобщение дошкольников и их родителей к народной.

Мастер-класс «Воспитание музыкальной культуры у детей старшего возраста на основе музыкальных произведений мировой классики»Мастер-класс «Воспитание музыкальной культуры у детей старшего возраста на основе музыкальных произведений мировой классики» Цель: обучение коллег нетрадиционным методам и приёмам по формированию музыкальной культуры у старших дошкольников. Задачи: 1. Продемонстрировать.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к культуре народов Поволжья План саморазвития по теме «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к культуре народов Поволжья» Федорцовой.

План самообразования «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа» (подготовительная группа) Воспитатели: Казакова В. З. Григоренко С. В. Задачи: -формирование у дошкольников личностной культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью.

Презентация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русских народных традиций»Презентация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русских народных традиций» Дорогие коллеги, в своей презентации я предлагаю использовать развивающие игры по народно- прикладному искусству. Без памяти - нет традиций,.

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры» .

Тема самообразования «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа» Цель: Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности изучаемой темы. Воспитание гармонично развитой.

Творческий отчет «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа» за 2016–2017 учебный годТворческий отчет «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа» за 2016–2017 учебный год Здравствуйте, уважаемые коллеги и друзья! Представляю на ваш суд мой творческий отчет по самообразованию в 2016-2017 учебном году. В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание детей дошкольного возраста на основе обычаев и традиций
Опубликовано: 11 декабря 2017 в 22:03
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД