жанна мамонова
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста на основе игр и игровых ситуаций.
▼ Скачать + Заказать документы
Андреева О. Н., воспитатель
МБДОУ д/с №56 «Солнышко», г. Белгород
Мамонова Ж. В., воспитатель
МБДОУ д/с №56 «Солнышко», г. Белгород
Игра – это ведущий вид деятельности. Игра – это школа самостоятельности и независимости, инициативности и творческого самовыражения. Игра – это самостоятельная психическая реальность и неповторимый мир детства. В игровой деятельности ребёнок любого возраста познает, учится общаться и преодолевает негативные эмоции, совершенствует свои возможности и способности.
Публикация «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста на основе игр и игровых ситуаций,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Игры, дидактические пособия
- Игры для детей
- Темочки
Уже к первому году жизни различия в развитии психики мальчиков и девочек проявляются в игре. Это значит, что у разнополых детей по-разному функционирует мозг. Игры девочек основаны на межличностных отношениях и не содержат правил, они появляются по ситуации, им не нужно большой территории. Для мальчиков характерно интенсивное движение, высота, падение, использование всего предоставленного пространства.
В соответствии с восприятием себя, как человека определённого пола, ребёнок выбирает игровую роль. В игре дети группируются по признаку пола, проявляют доброжелательность к детям своего пола и пристрастное отношение к детям противоположного пола. Это очень важно для становления самосознания, когда ребёнок учиться представлять и осознавать свой образ со стороны (В. С. Мухина).
Девочки склонны к попечительской деятельности – ухаживать, нянчить, проявлять заботу, наставлять, поучать и т. д. всё это проявление первых материнских чувств.
Все мальчики понатуре исследователи. Им хочется до всего дотянуться, всё потрогать, проверить, попробовать. Принимать решение, добиваться цели любят в процессе игры.
В игровой практике дети усваивают не только социальные роли, но и образцы поведения, общения мужчин и женщин. Всё это становится для них эталоном на который они равняются.
Примером детям для подражания чаще всего становятся взрослые. От их умения найти формы, приёмы и способы совместной деятельности с детьми зависит каким вырастет ребенок.
Предлагаем вашему вниманию игры и игровые ситуации по теме «Гендерное воспитание», которые помогут организовать совместную игровую деятельность детей и взрослых.
Моделирование игровой ситуации через проигрывание психоэтюдов:
«Сколько» : мальчик помогает девочке пройти скользкое место, подав ей руку.
«Проходи, пожалуйста!» : мальчик пропускает девочку впереди себя, открыв ей дверь.
«Запачкался» : мальчики играли в футбол. Недавно прошёл дождь, и земля была сырая. Один из них перехватил мяч и стремительно побежал к воротам, но неожиданно споткнулся и упал. Он встает, потирая ушибленное место. К нему подходит девочка. Она помогает отряхнуть ему грязь.
«Дежурный» : дежурный перед обедом накрывал на стол. Вдруг он споткнулся и уронил чашку. Чашка разбилась. Девочка спешит на помощь. Она берёт веник и подметает пол, мальчик собирает осколки.
Игровые ситуации для мальчиков и девочек:
«Как я дома помогаю?». Задачи: формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков, воспитывать желание оказывать помощь людям. Ход: дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол и т. д.). Можно разнообразить игру, перечислив обязанности мамы, а потом папы.
«Благородные поступки». Задачи: воспитывать в детях желание совершенствовать поступки ради других людей, формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека. Ход: детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель бросает мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.
«Ушки на макушке». Задачи: развитие слухового внимания, умения идентифицировать себя и окружающих людей по полоролевому признаку. Ход: взрослый называет несколько имен. Детям нужно внимательно слушать и назвать лишнее имя. Объяснить, почему они считают то или иное имя лишним ( например: Сережа, Миша, Лена; Наташа, Даша, Дима).
«Давайте говорить друг другу комплименты» Задачи: научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола, закреплять знания о качествах мужественности и женственности. Ход: в гости к детям пришли куклы – Саша и Маша. Они знакомятся с детьми и рассказывают, как они познакомились. Саша, увидев Машу, подошел познакомиться с ней. Он выбрал Машу, потому что она была самая добрая и аккуратная. Маше тоже понравилось, Саша очень воспитанный мальчик. Так они и подружились. Они пришли к нам в гости, чтобы узнать, что думают друг о друге дети, и как они умеют дружить. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент.
Список используемой литературы:
1. Елисеева Т. А., Климина Л. В., Хрон О. С. Реализация гендерного подхода в условиях внедрения ФГОС ДО. – Волгоград, 2016
2. //Дошкольное воспитание. – 2015. - №10. – 37с.
3. //Детский сад будущего – галерея творческих проектов. – 2013. – №8. – 18с.