Лиана Гордиенко
Воспитание и обучение детей по системе М. Монтессори (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
Современные исследования подтверждают важность одного из наблюдений М. Монтессори, которому она дала название «сенситивные периоды». Сенситивные периоды – это периоды особой восприимчивости ребенка к различным видам деятельности и особенности его поведения в целом. Каждый из этих периодов представляет собой наиболее благоприятное время для развития того или иного чувства, навыка, умения, для овладения каким – либо конкретным видом занятий. Если дети вынуждены что – либо осваивать вне благоприятного сенситивного периода, это дается им тяжело или же результат не достигается совсем. Эту особенность детской психики нужно обязательно учитывать при проведении занятий.
Публикация «Воспитание и обучение детей по системе М, Монтессори (продолжение)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Темочки
Монтессори – занятия – это самостоятельный, уникальный образовательный процесс, который протекает с максимальным использованием возможностей сенситивных периодов в специально подготовленной дидактической среде. Для полноценного развития ребенка необходима такая среда, которая позволит в полной мере задействовать все возможности растущего человека, удовлетворит потребности ребенка в деятельности, даст пищу разуму.
Помещение группы должно быть оборудовано с учетом детских потребностей, культурных традиций, эстетических требований, сенситивных периодов развития. Среда наполнена уникальным Монтессори – материалом. Каждый материал представлен в единственном числе, автодидактичен, имеет точный алгоритм действия, отвечает эстетическим и экологическим требованиям. Работа с материалом индивидуальна, и, чем младше ребенок, тем более это важно. Иначе нет сосредоточенности, нет концентрации внимания, погружения в работу. Среда не статична, а изменчива в зависимости от потребностей детей. Монтессори – педагоги меняют среду, тем самым дают возможность ребенку двигаться дальше в своем развитии с учетом его индивидуального выбора, темпа развития, потребностей. Специальные классические Монтессори – материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, Красные штанги, цилиндры, доски Сегена, «золотой» материал и др. пользуются у детей большой популярностью. Потому что М. Монтессори очень тщательно разрабатывала пособия, которые несли бы в себе обучающую задачу и помогали бы развиваться детям в самых разных направлениях. У каждого из этих материалов – огромный потенциал и большие творческие возможности. Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели - прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегнуть и застегнуть пуговицы, найти одинаково звучащие цилиндры, а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха и т. д.)
Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития ребенка, Монтессори – материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить ее, следуя логике и порядку выбранного материала.
Конструкция данной педагогической среды и использование таких форм работы с детьми, где активность принадлежит ребенку, является средствами воспитания у дошкольников самостоятельности, способности к саморазвитию, самообучению, активизирует познавательные способности, повышает интеллектуальные возможности. Определенные правила и отношения в Монтессори – группе воспитывают позитивные социально – нравственные качества личности у детей.