Приложение МААМ

Воспитание и развитие нравственных качеств дошкольников средствами русского фольклора

Марина Благодатная
Воспитание и развитие нравственных качеств дошкольников средствами русского фольклора
▼ Скачать + Заказать документы

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В. А. Сухомлинский).

Дошкольный возраст – стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей помогает художественная литература.

Публикация «Воспитание и развитие нравственных качеств дошкольников средствами русского фольклора» размещена в разделах

Литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной жизни, народного чувства в области народного духа. Такой литературой являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии. Фольклор играет в воспитании детей важную роль. Деление его на жанры позволяет в определенном возрасте ребенка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство.

Цель нашей работы: воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

Задачи:

• Создать условия для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка

• Учить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными.

• Знакомить детей с историей русского народа, его традициями, с укладом жизни и народной мудростью.

Воспитывать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину.

Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Мы - воспитатели, с учетом доступности, включаем их в повседневный разговор с ребенком, во все режимные моменты.

Знакомство с народным творчеством лучше начинать с младшей группы и продолжать на протяжении всего периода нахождения ребёнка в ДОУ. В своей работе с детьми мы используем следующие виды фольклора :

Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить. Слова потешек, их ритм не только забавляет, радует ребенка, но и позволяет воспитателю с помощью потешек организовать его поведение. Когда дети слышат потешки, прибаутки, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее, у них снижается агрессивность.

Пословицы и поговорки называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Пословицы и поговорки можно использовать во всех процессах воспитательной работы. При одевании на прогулку: «Семеро одного не ждут», во время трудовой деятельности: «Труд человека кормит, а лень портит», в качестве поучения и наставления: «Не сиди сложа руки, не будет скуки», в качестве порицания : «Много шуму - мало толку», в режимных моментах, относящиеся к еде и сну: «Что поставят, то и кушай», «Одно ухо спит, а другое слушает» и др.

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора. Основное предназначение песни – убаюкать ребенка. Через колыбельную песню происходило самое первое приобщение к родному языку, к родным мелодиям, знакомство с традиционными образами, встречающимися в песнях и сказках.

Перевертыши – прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребёнка в смехе, веселье, радости.

Дразнилки – небольшие стишки, созданные детьми для высмеивания недостатков человека, с которыми сталкиваются, или для защиты от обидчика. Важно понимать, что дразнилка - не издевательство, хотя грань между ними очень тонкая. Она учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении.

Мирилка - небольшие забавные рифмованные стишки, которые дети произносят после ссоры или обиды, для того, чтобы помириться.

Считалки – это истории, придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого, распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным. Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки. Чаще всего считалки используются для проведения подвижных игр.

Зазывалочки. Уборка игрушек – процесс скучный, но, если из уст воспитателя слышны зазывалочки, способствующие формированию аккуратности и порядка, из скучного дела превращается в привлекательное мероприятие.

Заклички - короткие рифмованные приговорки, связанные с народным календарем. Они давали детям поэтическую форму общения с миром природы – с птицами, солнцем, дождем. По происхождению заклички связаны с магией слова, которое должно было воздействовать на силы природы.

Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое, ребенок познает сердцем родной народ.

Сказка прочно вошла в детский быт. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое ребенок познает сердцем свой народ.

Народное поэтическое слово, предназначенное маленьким, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность и заботу. В уголок для родителей помещала статьи: «Что за прелесть эти сказки», «Пойте детям колыбельные песни», «Пословицы и поговорки – жемчужины народного творчества», «Пословицы и поговорки про хлеб» и др. Проводили конкурс рисунков «Моя любимая сказка». В группе оформили альбом по устному народному творчеству, который постоянно пополняется интересными потешками, песнями, пословицами и т. д., доступные для детей.

Исходя из всего выше изложенного, можно сделать вывод: используя широко все виды фольклора, как часть художественной литературы, мы помогаем детям сохранить особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Фольклор помогает лучше познать мир, глубже изучить русскую культуру и нести это наследие новым поколениям. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником нравственного развития детей и средством приобщения их к общечеловеческим ценностям.

Публикации по теме:

«Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети». Элементы формирования нравственных качеств у дошкольников«Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети». Элементы формирования нравственных качеств у дошкольников Очень часто на занятиях мы используем такие приемы как «Срочно нужна ваша помощь…», «Зайка попал в беду…», «Помогите что-то сделать…»,.

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Подготовила: воспитатель.

Список произведений художественной литературы для детей по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольников Рассказы: 1. «За обедом» С. Баруздин 2. «Как белочка дятла спасала» В. Сухомлинский 3. Л. Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек», «Лгун»,.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 1 РисованиеТема 1: «Моя любимая семья». Задачи: Обучающие: 1. Познакомить детей с историей возникновения семьи. 2. Учить детей воспринимать.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 2 .

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 3 .

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание и развитие нравственных качеств дошкольников средствами русского фольклора
Опубликовано: 12 августа 2021 в 13:02
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание и развитие нравственных качеств дошкольников средствами русского фольклора» (включая файлы) размещена пользователем Марина Благодатная (УИ 628021) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД