Папки-передвижки

Воспитание инициативности дошкольника в условиях сотрудничества со сверстниками и взрослыми

Лариса Тавитова
Воспитание инициативности дошкольника в условиях сотрудничества со сверстниками и взрослыми
▼ Скачать + Заказать документы

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста : самостоятельность, инициативность, творчество.

В этом же документе указывается, что ребёнок должен проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, конструировании и др.

Публикация «Воспитание инициативности дошкольника в условиях сотрудничества со сверстниками и взрослыми» размещена в разделах

Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.

В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

Перед нами стоят задачи: формирования у детей определенного уровня самостоятельности и инициативности в разных видах деятельности. Мы организуем и создаем различные ситуации для того, чтобы побуждать детей к проявлению инициативы.

Что можно сказать о проявлении инициативности при общении со взрослыми и сверстниками про детей нашей группы?

Для проявления и поддержки детской инициативы у нас в группе используется утренний круг, доска выбора, проекты.

Развитию детской инициативы способствует предметно - пространственная развивающая среда группы, чем чаще она обновляется, тем чаще, можно видеть, проявляется детская инициатива.

Мы в группе применяем такой прием: например, центр театрализации находится немного выше детского роста, не все дети обращают на него внимание. Тогда мы выставляем на свободный стол, какой- то из театров. Дети его замечают и начинают использовать его в своих играх.

В уголок природы вывесили зимующих птиц, сразу несколько детей начали их рисовать, проявляя свою инициативу.

На утреннем круге дети с удовольствием делятся своими новостями, рассказывают, что интересного у них произошло, или наоборот, что – то случилось нехорошее. Дети, слушая эти сообщения, радуются вместе с друзьями или сопереживают им. ( например: когда София сообщила, что у нее родилась сестренка, дети стали ее расспрашивать о ней, или, когда Анна сказала, что у нее заболела собачка, дети стали ее успокаивать, и говорить, что все будет хорошо, и собачку вылечат).

Дети в понедельник выбирают тему недели, мы не навязываем им свою тему, дети предлагают свои, потом, педагог предлагает голосование и по большинству голосов выбираем тему.

Заполняя паутинку, дети предлагают, что будем делать и в каком центре. Мы - воспитатели оказываем косвенную помощь, то есть можем предложить, что именно почитать или какую игру провести по выбранной детьми теме, дети не всегда могут это предложить.

Однажды у нас в группе был такой случай: перед утренним кругом на место педагога сел Игорь, я спросила: «Игорь, ты хочешь провести вместо меня утренний круг?» Он сказал, что да. Он начал утренний круг, я потом его продолжила.

Дети проявляют инициативу, выбирая, в каком центре будут работать, воспитатель только контролирует, чтобы распределение было более, менее ровным.

Очень хорошо проявляется инициативность при подготовке центров к работе.

Дети сами, без напоминания начинают готовить оборудования, только надо им сказать, что приготовить для работы в каждый центр, а бывает, что дети самостоятельно находят

нужное оборудование для работы в центре.

А бывает и так, я начинаю что – то делать, подходит ребенок и предлагает свою помощь. Очень часто предлагает помощь Артур, при подготовке оборудования для работы в центрах.

Армила, видя, что я начала оформлять группу по зимней тематике, подошла и предложила мне помочь.

Иногда я практикую такой метод, дети, которые закончили работу в своем центре могут пойти в другой центр и помочь тем, кто затрудняется. Дети сами выбирают к кому подойти и помочь. И дети принимают их помощь и прислушиваются к советам своих товарищей.

В самостоятельной игровой деятельности дети тоже проявляют инициативность. Сами выбирают себе занятие по интересам, объединяются в группы. В этих группах можно наблюдать, как появляется инициатор той или иной игры. Например: девочки начали строить из конструктора дом, одна взяла одни части, другая другие. Подошла Лиза и сказала, что она знает, как правильно построить дом, девочки стали ей подавать части конструктора, так они построили дом и стали в нем играть.

Мальчики строили из конструктора, кто, что хотел. Тут Дима предложил построить одну длинную дорогу с заправкой для машин, мальчики согласились, стали строить общую постройку.

Работая во время совместной образовательной деятельности, дети, отвечая на вопросы, тоже проявляют инициативу, желая ответить на поставленный вопрос.

Во время рисования или конструирования на свободную тему тоже проявляется детская инициативность. На нетрадиционном рисовании техникой «граттаж», детям были предложены несколько образцов рисования ночного леса. Полина и Милана сразу проявили инициативу, сказав, что будут рисовать свою картинку. И у них были совершенно другие работы, не похожие на образцы.

Иногда предлагаю детям оценить работы ребят, здесь тоже дети по своему желанию оценивают работы, не я назначаю, а дети сами по желанию это делают.

Дети проявляют инициативу, (правда, не все кто говорит, делает) что дома сделают с родителями поделку, нарисуют картинку, изготовят книжку – малышку, принесут книгу по теме недели. Здесь заданий конкретных детям нет. Что хотите, то и принесите.

Готовя это сообщение, я нашла интересный прием для развития детской инициативы. Если какому то ребенку скучно, он не знает, чем заняться, то можно ему предложить «Коробочку идей». В этой коробочке лежат карточки с разными видами занятий для детей. Ребенку предлагается выбрать из коробочки три карточки и заняться тем, что он выберет. На этой неделе я попробовала этот прием, детям он понравился.

Инициативность проявляется и в хозяйственно–бытовом труде и в самообслуживании.

Я, заметив, что на цветке много сухих листьев, стала их убирать, тут же подошла Мария, спросила, что я делаю, и стала мне помогать, к ней присоединилась Илона, таким образом, девочки по своей инициативе осмотрели все цветы и навели в них порядок.

На утреннем круге с детьми говорили о зимующих птицах, я обратила внимание детей на то, что по участку развешены кормушки для птиц. Роберт сказал, что в кормушки надо насыпать корм для птиц. Что завтра он принесет для них семечки, все дети заговорили о том, что тоже принесут для птиц корм. Педагогом не было не сказано ни слова о корме, дети сами проявили свою инициативу по сбору корма для птиц.

Дети с удовольствием помогают няне накрывать на столы. С удовольствием предлагают помощь в наведении порядка в шкафах, раскладывании раскладушек.

Детская инициатива проявляется во всех видах деятельности детей, главное – поддержать их, создать условия и творчески подойти к реализации детской инициативы.

Вот так у нас в группе проходит проявление детской инициативы в общении с детьми и

взрослыми.

Для поддержки детской инициативы необходимо :

1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;

3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.

4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно, пользоваться игрушками и пособиями;

5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.

6. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;

7. поощрять различные начинания ребенка.

Публикации по теме:

«Вместе — это интересно!» Развитие творческих способностей в партнерском взаимодействии со взрослыми и сверстниками Дошкольный возраст- это период, создающий наиболее благоприятные условия для развития у детей продуктивной деятельности. В ней ребенок может.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослымиБеседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослыми Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности, открытость, умение идти на контакт со сверстниками и взрослыми.

Как организовать жизнь дошкольника в условиях самоизоляции на дому? – Как организовать жизнь дошкольника в условиях самоизоляции на дому? – Во-первых, обратите внимание на организацию пространства – доступность:.

Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольника»Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольника» Как воспитать у дошкольника нравственные качества? Ребенок не рождается не злым, не жестоким или добрым. Нравственные качества ему предстоит.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольника в семье» Взаимодействие человека с окружающим миром приобретает особую актуальность. С первых лет в детях воспитывается понятие о том, что человек.

Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольникаТрудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника "Воспитатель, если он желает счастья человеку, должен воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни". (К. Д. Ушинский) В процессе.

Консультация «Гендерное воспитание в условиях ФГОС до»Консультация «Гендерное воспитание в условиях ФГОС до» «Нельзя возвышать один пол над другим как более совершенный, но также нельзя и уравнивать их». Ж. -Ж. Руссо «Письма с горы» Период.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в ДДУРазвитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в ДДУ Шевякова Валентина Михайловна МБДОУ детский сад №9 г. Нижний Ломов, Пензенская область Тема моей работы очень актуальна. Модернизация.

Создание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстникамиСоздание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками На протяжении дошкольного возраста происходит быстрое развитие не только психических процессов, но и свойств личности ребенка. Личностное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание инициативности дошкольника в условиях сотрудничества со сверстниками и взрослыми
Опубликовано: 25 января 2023 в 23:08
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание инициативности дошкольника в условиях сотрудничества со сверстниками и взрослыми» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Тавитова (УИ 1342807) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД