Ишханян Виктория
Воспитание как процесс. Воспитание в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание.
Введение….3
Глава 1: «Теоретические основы воспитания»…. 4
1.1. Становление понятия «воспитание» в системе обучения….4
1.2. Теоретические основы воспитания….6
Глава 2: «Воспитание как процесс»… 8
2.1. Особенности воспитательного процесса у дошкольников…. 8
2.2. Основные концепции дошкольного воспитания…. 9
Заключение….12
Список использованной литературы…13
Публикация «Воспитание как процесс, Воспитание в условиях детского сада» размещена в разделах
Введение.
С незапамятных времен человечество занималось процессом обучения и воспитания младшего поколения.
В Древние времена обучение и воспитание имели чисто биологическую основу, то есть детям прививались необходимые для выживания знания и умения. Основными методами того времени становились обучение способам добычи пищи, обустройства жилища и прививание племенной культуры (обряды, ритуалы, жертвоприношения и т. д.).
В последующие времена, с общим развитием всего человечества, изменялась и система воспитания. Методы воспитания становились более насыщенными, приобретали социальные, культурные и духовные оттенки.
Так, в Античные времена, с возникновением философии, появились первые руководства по воспитанию, воспитание постепенно складывалось в систему. Данная система периодически пополнялась новыми правилами. Таким образом, постепенно воспитание отбилось от рамок только домашнего воздействия взрослых сородичей. В процессе воспитания принимали участие некровные люди.
С широким развитием философии развивалась и система воспитания. В разное время, в зависимости от тех или иных факторов, «образец воспитания» менялся. Вместе с тем менялись и научные представления.
Множественные научные открытия в сфере физиологических и психологических наук внесли большой вклад в развитие системы воспитания.
Воспитание становилось не только необходимым условием для существования, но и являлось гарантом развития сложных мыслительных процессов, навыков и умений в различных областях знаний.
На современном этапе воспитание занимает ключевую позицию в развитии ребенка. Воспитание охватывает многие сферы человеческого бытия: начиная от простых родственных представлений и заканчивая высшими духовными и социальными составляющими личности.
Глава 1: «Теоретические основы воспитания».
1.1. Становление понятия «воспитание» в системе обучения.
Воспитание как социальное явление связано с выделением человека из мира животных, с систематическим занятием трудом и передачей опыта от поколения к поколению. В этом смысле воспитание существует столько же, сколько существует и само человеческое общество. Однако практика воспитания в разное время не была одинаковой, она менялась.
Таким образом, происходит становление самого воспитания как особого вида деятельности. Сначала оно существовало как инстинктивное и стихийное явление (слово «воспитание» на разных языках имеет своими корнями слова «питать», «взращивать», а в последующем – в виде осознанной и специфической деятельности.
Появляются и люди, занимающиеся воспитанием – воспитатели, наставники. В воспитании используются сказания, предания, песни, танцы. Становится постоянным первоначальный вид деятельности детей – игра, создаются игрушки.
Со временем процесс воспитания усложняется, оно становится разным по полу, возрасту, содержанию,. Формируются навыки обращения с орудиями труда. Обращается внимание на воспитание нравственных качеств: послушание, смелость, отзывчивость, трудолюбие и т. д.
В заключительный период первобытного общества происходит постепенное отделение умственного труда от физического, создается письменность. Появляются первые образовательные учреждения – школы. Возникают задатки педагогической теории.
В Древних цивилизациях складывались свои эталоны воспитания. Они основывались на мифологии и философии тех времен. Особенностью являлась их подчиненность общепринятым законам морали, искусства, государственного и общественного устройства. Выделялись ячейки общества и воспитание таким образом становилось классовым. Оформлялась сложная система методов и подходов к воспитанию тех или иных членов общества.
Большое влияние на воспитание всегда имела религия. Как особая составляющая существования, она предусматривала законы взаимодействия между людьми, объясняла и раскрывала суть человеческого бытия. В силу нарастания религиозного мышления воспитание становилось направленным на развитие духовных составляющих личности.
В Средние века появились задатки самовоспитания, которые в последующем были успешно реализованы в современных системах образования.
Важную роль в Средние века сыграла схоластика (от греч. Schola-школа, которая способствовала развитию формальной логики, на которой строились в то время все представления.
С наступлением эпохи Возрождения воспитание стало сводиться к разностороннему развитию личности. В школах появлялись новые дисциплины, происходила постепенная централизация тех воспитательных методов, которые существуют и по сей день - общее развитие, развитие отдельных навыков и способностей, введение обязательных гигиенических установок в процесс воспитания.
Предшествующие этапы подготовили почву для выделения понятия «воспитания» в отдельную систему педагогического подхода, и в XVII веке Я. А. Коменский сформировал основные положения педагогической науки. В его теории вопросы воспитания занимали мало места, поэтому их дальнейшее развитие произойдет позже.
Большое количество ученых, философов и педагогов XVIII – XX веков занимались вопросами воспитания. Множественные научные открытия в области педагогики и других наук постепенно сформировали целую систему качественного воспитания.
Большое влияние на развитие воспитания стало оказывать и государство, разрастались системы массового образования, и таким образом воспитание выходило на государственный уровень.
Появление всеобще-доступных школ и детских садов означало то, что сформировалась система образования, включающая в себя обязательный компонент – воспитание.
Таким образом, воспитание становится целенаправленным педагогическим процессом, способствующим всестороннему развитию личности ребенка.
1.2. Теоретические основы воспитания.
Процесс воспитания всегда связан с получением результата, на который нацелены все педагогические разработки.
Цель воспитания – это ожидаемый результат деятельности, направленной на формирование личности человека. Цель выступает мотивом такой деятельности.
В процессе развития теория воспитания приобрела два направления – идеальное воспитание (основанное на не совсем правильном фундаменте веры в совершенство, которое предполагает развитие всесторонне развитой личности в условиях такого же высокоразвитого мира, и реальное воспитание, которое подчиняется динамическим законам мира и видоизменяется по мере совершенствования мира. Эта модель является более правильной и эффективной, так как носит объективный характер, то есть отражает принятые обществом ценности и направлена на воспитание необходимых обществу людей.
Кроме того, при разработке реальной цели воспитания учитываются объективные закономерности развития человека, особенности культуры, быта традиций, даже географическое положение и климатические условия страны.
Иногда цель воспитания носит субъективный характер. Как правило, это происходит в частных случаях (в пределах семьи или общины). Такая цель может совпадать с объективной, а может вступать с ней в противоречие. В любом случае, в этом есть и положительное свойство: способствование развитию индивидуальности ребенка.
Государственные образовательные учреждения не обладают правом использовать субъективную цель воспитания, которая бы не совпадала с реальной объективной целью, заданной государством, даже если они с ней не согласны. Однако, частным образовательным учреждениям такой способ доступен. Но все же они не должны вступать в противоречие с государственными целями, иначе дети, воспитывающиеся в таких учреждениях, в дальнейшем попадут в «тупиковую ситуацию».
Таким образом, цель воспитания является основополагающей категорией педагогики. От нее зависят задачи, содержание, методы воспитания. Конечно, реальная цель воспитания конкретизируется применительно к людям разных возрастных категорий наполняется тем содержанием, которое реально выполнимо. Поэтому реальной целью воспитания является воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка.
Каждая цель подкрепляется и аргументируется определенной концепцией, во многом определяющей успех воспитания.
В современном мире большое внимание взрослые также уделяют диагностике тех или иных отклонений в воспитании. Современный подход к воспитанию построен таким образом, что он включает в себя весь комплекс педагогических методик различного характера, включая профилактические и коррекционные элементы, совмещает и систематизирует совокупность обучения и воспитания, объясняет и раскрывает все смысловые аспекты педагогических методов и подходов.
Все воспитание строго подразделяется на отдельные дисциплины. Так, основными дисциплинами для детей дошкольного возраста становятся фундаментальные дисциплины, обуславливающие почву для дальнейшего воспитания в детях более глубоких и сложных характеристик разносторонне развитой личности.
В дошкольном воспитании главными являются физическое (способствует физическому становлению и компетенции, нравственное (способствует прививанию детям жизненных ценностей и установок, умственное (способствует развитию и саморазвитию, эстетическое (способствующее развитию художественного потенциала и компетентности в сфере искусства, трудовое воспитание (способствует развитию компетентности ребенка в вопросах самообслуживания, самоопределения и ценности трудового процесса и т. д.).
В школьном периоде воспитание становится более сложным, более полным и насыщенным. К основным видам воспитания добавляется очень важный компонент – самовоспитание, которое становится возможным в силу психологической готовности ребенка к этому процессу.
Таким образом, воспитание становится необходимой частью всего педагогического процесса, причем на всем этапе становления личности, независимо от возраста, способностей и уровня развития самого воспитанника или обучающего. Главной направляющей воспитания по-прежнему является непосредственно сама наука педагогика, которая включает в себя весь педагогический потенциал.
Глава 2: «Воспитание как процесс».
2.1. Особенности воспитательного процесса у дошкольников.
Процесс воспитания не является строго закостенелой структурой, воспитание принимает динамическую характеристику. Само определение «процесс» обуславливает понимание этого.
В разные возрастные периоды концепции воспитания менялись. Они сменяли друг друга, дополняли, иногда даже опровергали.
Так, например, в ХХ веке тенденция педагогического процесса была очень быстрой, динамичной с точки зрения науки, сыгравшей ключевую роль в становлении воспитания, так как множественные открытия в различных областях знания позволили подробно изучить свойства и структуру человеческой природы, что значительно облегчило поиск ответов в вопросах педагогики.
Большое влияние на концепции воспитания оказала Декларация прав ребенка, предусматривающая защиту прав маленьких членов общества, а также Конвенция прав ребенка, которая объединила в себе не только основные права и возможности детей, но и место взрослых в жизни ребенка.
Так или иначе, постепенно воспитание сложилось из множества компонентов различного вида деятельности. Сложность структуры воспитания обуславливает новое педагогическое мировоззрение на процесс воспитания.
Таким образом формируются цели и задачи воспитания, которые тесно взаимосвязаны и дают положительный результат только в совокупности. Задачи воспитания вытекают из целей и становятся главным звеном в процессе воспитания.
Главной особенностью воспитания становится не только взаимосвязь следственных компонентов, но и, казалось бы, отдельно существующих друг от друга элементов. Так, нравственное воспитание невозможно без решения задач эстетического, умственного и даже физического воспитания. Задачи умственного воспитания теряют свою значимость для личности, если они искусственно отделены (если это возможно) от задач нравственного воспитания.
Другой особенностью воспитания становится его непрерывность, воспитание не является единовременным актом, оно непрерывно и постоянно, именно поэтому оно многогранно и содержательно настолько, насколько позволяет образ жизни и окружение ребенка.
В воспитании недопустимо физическое наказание, это тоже положительная характеристика, не позволяющая ущемлять права ребенка.
И, наконец, воспитание является не искусственным, а естественным компонентом педагогического процесса.
Человек, в частности ребенок, устроен таким образом, что нуждается лишь в небольшом толчке и последующей поддержке в становлении.
Именно грамотный подход, отвечающий всем требованиям по охране здоровья (физического, психического, социального и духовного, способствует гармоничному развитию детей в условиях педагогического процесса детского сада.
2.2. Основные концепции дошкольного воспитания.
Ключевые позиции обновления концепции воспитания советского детского сада - охрана и укрепление здоровья детей., гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, раскрепощение условий жизни детей и работы воспитателей в детском саду, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка, радикальное изменение характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования дошкольного воспитания и перестройки системы управления.
Значение дошкольного детства обуславливает всю дальнейшую жизнь ребенка. Дошкольный период характеризуется стремительным ростом и развитием ребенка, формированием его фундаментальных качеств и характеристик, необходимых на протяжении всей жизни.
Правильное применение педагогических подходов позволяет развивать и способствовать дальнейшему саморазвитию у ребенка тех положительных качеств, которые не только сблизят его с обществом, но и позволят найти свое особое индивидуальное «место» в нем.
Вся педагогическая работа строится на определенных правилах (концепциях, необходимых для правильного воспитания ребенка. В условиях детского сада нередко происходит своего рода коррекция домашнего воспитания, поэтому она не должна выглядеть как насилие над личностью ребенка. Поэтому одной из самых главных задач дошкольной педагогики становится гуманизация целей и принципов педагогической работы. Это необходимо в силу не только одной какой-то причины, а целого ряда причин; среди них и незрелость психики детей, индивидуальные качества, стереотипы, страхи детей и многое другое. Поэтому, чтобы не навредить «растущей» личности ребенка, необходимо использовать именно гуманистические методы и подходы в воспитательной работе.
Следующее, что необходимо помнить – как выстраивать взаимодействие, на каком уровне его поддерживать и чем стимулировать.
Воспитатель проводит с детьми целый день, поэтому от его компетентности зависит и результат воспитания. Здесь ему очень важно понимать свою роль и свои возможности. Как правило, обычно выделяют две системы воспитания : учебно-дисциплинарная и личностно-ориентированная модели.
В первом случае происходит искажение воспитания из-за нерационального с точки зрения психологии подхода, который характеризуется тактикой диктата и опеки. В таких условиях ребенку будет сложно разобраться не только в окружающем мире и научиться распознавать его истину, но и разобраться в собственных амбициях и проблемах тоже не получится, следствием чего станет привитие ребенку искаженной модели поведения – «двойному стандарту». Данная модель является паразитарной по отношению ко всему воспитательному процессу и не несет истинной пользы.
Во втором случае воспитатель придерживается такой модели поведения, которая сблизит его с детьми на информационном и даже эмпирическом уровне общения. Целью такого подхода становится содействие становлению личности ребенка и развитие его индивидуальных черт. Такой подход не требует коррективы в дальнейшем и является альтернативным по отношению к другим видам взаимодействия воспитателя и детей. В процессе именно такого взаимодействия у ребенка формируется правильная модель поведения и мировоззрения, которая в будущем может корректироваться самим ребенком за счет его полноценного развития, ведь при таких условиях уровень его самоконтроля должен быть в норме, и ребенок сам в силах исправить какие-то небольшие упущения в своем воспитании, ведь не стоит забывать, что идеальных людей нет, поэтому каждому всегда есть над чем поработать.
Таким образом, вторым правилом воспитания становится выбор правильной формы взаимодействия воспитателя и детей.
Очень важным компонентом воспитательного процесса является охрана и укрепление здоровья, а также становление у ребенка осознанного отношения к своему и общественному здоровью.
Безусловно, роль воспитателя по-прежнему очень велика. Здесь важно понимать, что детям свойственна манера подражания взрослому. Естественно, в процессе воспитательной работы важен личный пример (опрятность, отсутствие вредных привычек, культурная речь, соблюдение норм гигиены и т. д.). Первичные привитые качества в основном получены ребенком именно таким путем, но не стоит забывать, что вне детского сада ребенку тоже стоит соблюдать все эти правила, иначе воспитательная работа не закрепится. Поэтому, важно периодически заниматься профилактикой и пропагандой здоровья. С маленькими детьми это делать сложнее, чем со взрослыми, следовательно основным источником воспитания становится игра. В процессе игры ребенок научится понимать цену своему и чужому здоровью.
Таким образом, главным средством разъяснения и закрепления тех или иных необходимых знаний является игра, главной особенностью которой является ее естественность и возможность ее планировки и импровизированного хода.
В воспитательной работе педагоги часто сталкиваются с необходимостью обучения. Воспитание и обучение идут как бы в параллель друг другу, незначительно отличаясь по содержательности. Это происходит потому, что в процессе воспитания каких-то качеств или их коррекции приходится учить ребенка, давать ему знания, следовательно, воспитание должно всегда переплетаться с обучением и создавать своего рода единство двух этих процессов.
В процессе воспитания необходимо развивать ребенка, но также необходимо научить его саморазвитию. Именно поэтому в режим дня дошкольников должно входить время для самостоятельной деятельности, в процессе которой ребенок учится самостоятельности, повышает свою самооценку за счет отсутствия навязывания со стороны взрослых, развивает воображение и повышает социальную адаптацию. Все это обуславливает гармоничное развитие ребенка, сформированное по большей части естественно, что является хорошим признаком воспитания.
Не стоит забывать о роли взаимодействия всех компонентов, принимающих участие в воспитании ребенка. Необходимо максимально приблизить модели воспитания в домашних условиях и в детском саду, чтобы не навредить ребенку. Целесообразно не только одностороннее посещение одной стороной, например, родителей в детский сад, но и обратная связь – посещение воспитателем семьи в целях более качественного воспитания, ведь знание домашней атмосферы ребенка значительно упрощает всю педагогическую практику. Следовательно, включение всех субъектов педагогического процесса в его структуру обязательно и необходимо, а также независимо от статуса и уровня воспитанности семьи. Ведь задача воспитателя вырастить полноценного члена общества, способного самостоятельно принимать рациональные решения в процессе жизни, грамотно выстраивать свою жизнь и иметь собственное положительное мировоззрение, обуславливающее его поведенческие и другие аспекты.
Заключение.
Изучив всю структуру воспитания, рассмотрев его концепции и виды, можно сделать вывод о том, что воспитание есть динамический процесс постоянного совершенствования многогранной личности ребенка, способствующий не только развитию детей, но и осознанности в необходимости саморазвития и самоконтроля.
Только в условиях благоприятного психолого-эмоционального фона возможен положительный результат воспитания, целью которого выступает прививание ребенку необходимых знаний, умений и хороших привычек в различных областях человеческой деятельности, а также систематическое просвещение родителей в вопросах воспитания.
Воспитание непрерывно и динамично, оно является необходимым фактором здоровья, так как решает многие задачи различного рода.
Самовоспитание является следствием воспитания, и одно не может существовать без другого. Такая же особенность наблюдается в связи воспитания и обучения, они едины, поэтому целесообразно применение обоих компонентов педагогического процесса одновременно.
Личность воспитателя играет немаловажную роль в становлении личности ребенка. Из рук открытого, порядочного, умного и честного человека в общество выходят счастливые дети, способные чувствовать мир и без труда находящие свое место в нем.
Список использованной литературы.
1. Степанова О. А. – Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / О. А. Степанова, М. Э. Вайнер, Н. Я. Чутко; под ред. Г. Ф. Кумариной. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 272с.
2. Лушников А. М. – История педагогики: Учеб. пособие для студентов педагогических высших учебных заведений. 2-е изд., перераб., доп. / Урал. гос. пед. ун-т Екатеринбург, 1994. с. 368.
3. Козлова С. А. – Дошкольная педагогика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 14-е изд., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2013. – 416 с.
4. Абрамова Г. С. – Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. вузов. – М. : Издательский центр «Академия». – 1998. – 320 с.
5. Интернет – ресурсы : Википедия