Лучший педагог года

Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Ирина Черепанова
Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Многочисленные исследования отечественных специалистов в области дошкольного образования (Р. И. Жуковская, Д. В. Менджирицкая, А. П. Усова, Н. Я. Михайленко и др.) доказывают, что игре, как любому другому виду деятельности, ребенка необходимо обучать. Без целенаправленного руководства игра не может выполнить функцию воспитания, поскольку ее основные структурные элементы (сюжет, роли, правила, действия) осваиваются в процессе специально организованного обучения. Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных общественных качеств ребенка являются первоочередными. Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность и игра. Сюжетно-ролевая игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка, ее общественную направленность. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов. Сюжет игры - это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени: соответствующим образом используя те или иные предметы (ведет машину, как шофер; ставит градусник, как медсестра, вступает в разнообразные отношения с другими играющими (наказывает или ласкает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. К роли дети относятся избирательно: они принимают на себя роли тех взрослых или детей (старших, а иногда и сверстников, действия и поступки которых произвели на них наибольшее эмоциональное впечатление, вызвали наибольший интерес. Чаще всего это мама, воспитатель, учитель, врач, летчик, моряк, шофер и т. д. Интерес ребенка к той или иной роли связан и с тем местом, которое занимает данная роль в развертываемом сюжете игры, в какие взаимоотношения - равноправия, подчинения или управления - вступает с другими играющий, принявший на себя ту или иную роль. Творческой сюжетно-ролевой игре присущи специфические мотивы. Наиболее общий мотив - стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Возникающее противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре : в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, воспроизводит его жизнь, деятельность и отношения. Именно использование сюжетно-ролевых игр предоставляет возможность воспитания культуры поведения, а именно как здороваться и прощаться, обращаться к взрослым на «Вы» и называть по имени и отчеству, вежливо обращаться с просьбой и благодарить за услуги, извиняться за неловкость, вежливо подтвердить или отказаться от предложенного во время приема пищи, не перебивать разговора взрослых, оказывать им услуги. Сюжетов для игры может быть множество, ведь культура поведения нужна во многих ситуациях: при встрече со знакомым; при общении в детском саду; при посещении поликлиники; при походе в магазин, кино; при посещении театра; в транспорте; в гостях или при приеме гостей у себя; в ежедневном общении и т. д. При организации сюжетно-ролевой игры как средства воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста необходимо соблюдать следующие условия: -эмоционально объяснить цель предстоящей деятельности, ее необходимость; вызвать у дошкольников желание в ней участвовать; -обеспечить активность каждого участника в процессе деятельности; привлечь детей к планированию ее, распределению работы, точно определить обязанности; -четко выделить этапы работы и дать возможность детям пережить чувство удовлетворения полученными промежуточными результатами и достигнутым общим успехом. В сюжетно-ролевой игре проявляются такие волевые качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, умеют 22 руководить, подчиняться, оказывать помощь. По-прежнему любимыми остаются у детей старшей группы игры в семью, в детский сад, в больницу. В них дети отражают различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, заботливость. В играх с куклами типа «День рождения куклы», «Приход гостей» эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Беседы воспитателя с детьми, в которых используются создавшиеся в игре ситуации, формируют у детей представления о честном, справедливом отношении друг к другу. Коллективные, слаженные отношения между большими группами играющих образуются тогда, когда появляется реальная потребность оказать помощь другому, возможность действовать в общих интересах. Таким образом, игра создает ситуации, в которых имеется реальная потребность взаимовыручки, зависимости друг от друга. Систематическое предложение ребенку таких поручений в игре, которые могут принести пользу другим детям, повышает ответственность ребенка, создает дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению отрицательных черт поведения. Успех воспитания культуры поведения - в систематичности, возможном использовании любой педагогической ситуации. Таким образом, сюжетно-ролевая игра влияет на формирующуюся личность ребенка, на развитие и формирование положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, на развитие нравственных качеств, и в частности культуры поведения.

Публикация «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх» размещена в разделах

Публикации по теме:

Игровые ситуации в сюжетно-ролевых играх для дошкольников 6–7 лет Картотека Игровые ситуации Игры в почту. Игра-ситуация «Пришла посылка»№1 Воспитатель приносит посылку и сообщает детям, что она пришла.

Воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами региональной культуры и искусства Все мы, родители и педагоги, хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально-благополучными, преуспевающими в делах, учебе, ответствен-ными,.

Воспитание основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в природе муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Новосафоновский детский сад «Солнышко» Проект «Воспитание основ безопасного.

Консультация для родителей «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста» Каждый родитель желает, что бы его ребёнок вырос вежливым, порядочным человеком. Правила хорошего тона следует прививать детям с раннего.

Консультация для воспитателей «Формирование произвольности поведения у детей дошкольного возраста в подвижных играх» Консультация для воспитателей «Формирование произвольности поведения у детей дошкольного возраста в подвижных играх». Воспитатель: Попова.

Примерный план годового цикла сюжетно-ролевых игр для детей старшего возраста Примерный план годового цикла сюжетно-ролевых игр для детей старшего возраста. Названия игр Объем игровых навыков и умений Методические.

Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами игры Статья по теме :"Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами игры" Aктуальность исследования. Культура.

Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами игры В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое.

Воспитание культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста Как воспитывать культуру общения и поведения у детей? В младшей группе дети нуждаются в многократном показе воспитателем способов поведения,.

Воспитание культуры поведения детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы) С первых лет жизни ребенка необходимо формировать у него воспитанность и культуру поведения. Особого внимания требует воспитание культуры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
Опубликовано: 5 июля 2019 в 07:29
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД