Ирина Решетова
Воспитание личностных качеств дошкольников посредством использования технологии. Логические блоки Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание личностных качеств дошкольников посредством
использования технологии «Логические блоки Дьенеша» .
Одним из важных принципов и положений, которые реализует образовательная программа является всестороннее развитие каждого ребенка, в том числе инициативности и самостоятельности. В то же время большая роль в развитии личностных качеств дошкольников отводится игре. Играя, ребенок осваивает мир во всей его полноте. Задача взрослых: обеспечивать непрерывное развитие ребенка в игре с использованием разнообразных форм и методов, соответствующих возрасту. Технология развивающих игр является одним из этих средств. Наиболее эффективным пособием, исходя из практики, является логические блоки Дьенеша.
Публикация «Воспитание личностных качеств дошкольников посредством использования технологии, Логические блоки Дьенеша» размещена в разделах
Золтан Дьенеш - венгерский психолог и математик, который разработал данное пособие для обучения математики и развития логического мышления у детей в игровой форме.
Что же представляет собой логические блоки Дьенеша? Набор состоит из 48 геометрических фигур, они различаются по форме, цвету и толщине. В наборе нет даже двух одинаковых фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств - красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный. К набору прилагаются карточки – символы. Цвет – изображается пятном. Форма – контурами фигур. Толщина – условным обозначением человеческой фигуры (толстый – тонкий). Размер – силуэтами домиков: (большой – маленький).
Использовать логические блоки в образовательном процессе мы начали в средней группе. Первое, что было сделано: внесли в развивающую среду группы наборы с блоками и альбомы к ним и разработали перспективное планирование, игры с блоками, сделала схемы, карточки по работе с блоками.
Вначале детям предоставили возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Целью было привлечь, заинтересовать детей. Для этого детям давалась возможность вволю наиграться с деталями: они начали сразу же строить различные постройки и играть с ними. В процессе разнообразных манипуляций с блоками, дети установили самостоятельно, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Такие игры у детей трудности не вызвали. Создавали объемные фигуры в альбомах «Маленькие логики», «Лепим небылицы». Накладывали цветные блоки на цветные изображения в альбоме.
После знакомства с блоками начали использовать в различных видах деятельности.
Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, подвижные игры, экспериментирование, познавательно-исследовательская деятельность, моделирование сказок и т. д.). Например, в подвижных играх используем кодовые карточки – место в автобусе, ключи к домам, предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов и т. д.
В сюжетно – ролевых играх – это «деньги» в игре «Магазин», «открытки» и «письма» в игре «Почта» и т. д.
В настольно-печатных играх (изготавливаем карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»).
В образовательной деятельности при изучении геометрических форм и сенсорных эталонов были разработаны конспекты с использованием блоков. Используются в интегрированных занятиях, так как они обеспечивают наглядность, системность, смену деятельности.
В речевом развитии активно используются блоки : в качестве мнемотаблиц для определения последовательности стихотворений, сказок, рассказов, моделирование сказок, стихотворений, загадок, символов при произношении чистоговорок и скороговорок (быстро – тонкая фигура, медленно – толстая, громко – большая, тихо – маленькая).
В физическом развитии: в качестве предметных ориентиров, использование последовательности выполнения основных движений, в качестве предметов заместителей в подвижных играх.
Для мотивации самостоятельной деятельности детей создаются игровые и проблемные ситуации («Как Незнайке полететь на Луну?», «Поможем фиксикам», «Что подарим маме?» и др.). В работе с блоками использовались разные методы и приемы: инструкции, пояснения, вопросы-ответы, контроль. Обязательно поощряли все усилия детей и стремление узнать новое, сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями, избегали отрицательных оценок результатов деятельности. Чтобы обучение было занимательным, мы использовали эффекты новизны, необычности, неожиданности, странности, несоответствия прежним представлениям.
И наш результат занимательного обучения: у детей обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснения.
В процессе игры, мы стремились к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переходила в радость учения.
https://yadi.sk/i/xh68BXAQrw3kkQ