Елена Ильинична Черных
Воспитание любви и доброты к живому в проектно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Земля – это наш дом и о ней нужно заботиться. Только если с самого раннего детства учить человека любить природу, он будет ценить её, беречь и лелеять. Дети любят природу, потому что общение с ней дает им радость. Ничто так не обогащает психику детей, не совершенствует их органы чувств, эстетический вкус и мыслительные способности, как природа. Но нередко мы бываем свидетелями того, как дети ломают деревья, портят газоны и цветы, издеваются над животными, разоряют птичьи гнезда. Такое поведение объясняется тем, что своевременно им не была внушена любовь к природе, не развивался и не укреплялся интерес к ней. И это полностью наша вина, и вина родителей. Объясните ребенку, что каждая букашка и каждая травинка чувствуют боль так же, как и мы, и хотят жить, и имеют полное право на жизнь. Даже самых маленьких детей нужно постепенно знакомить с природой, с растениями и животными, с птицами и насекомыми. Сначала в этом помогут книги с красочными картинками, мультфильмы про зверушек и птичек. Детям в возрасте 5-7 лет будут полезны познавательные энциклопедии на природоведческую тематику. Но, несомненно, самый лучший способ привить ребёнку любовь к природе – это, непосредственно, «подружить» его с ней. Ребёнок может ухаживать за домашними животными, комнатными растениями, оказывать посильную помощь родителям в саду или на огородном участке.
Публикация «Воспитание любви и доброты к живому в проектно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
В нашем детском саду экологическое воспитание осуществляется через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и в НОД. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, наметить экологическую тропу, выделить уголок помощи живому “Айболит”, уголок “Зеленой аптеки”, сделать ручеек, бассейн и т. д. Формы и методы работы с детьми использую самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия – беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты и задачи, видео - и аудиозаписи. Дети с удовольствием принимают участие в викторинах, экологических конкурсах, иногда даже с участием мам и пап. Лучший пример для ребенка – это его родители. Если мама и папа сами не уважают природу, рвут и ломают растения, разбрасывают мусор, то о воспитании у ребенка бережного отношения к природе говорить не приходится. Зато если родители каждый день личным примером показывают ребёнку, с каким уважением они сами относятся к природе, ребёнок очень быстро усваивает такую модель поведения.
Каждый год у нас в городе Губкине, проходит детский творческий конкурс «Я – исследователь». Одним из участников этого замечательного конкурса была воспитанница нашего детского сада МАДОУ №28 «Журавлик», Иванцова Виолетта, 6 лет. Тема её проекта «Может ли улитка жить дома?».
Однажды на прогулке в детском саду, ребята увидели слизня и подумали, что это улитка. Но воспитатель объяснила детям, как выглядит улитка и как она живёт. У неё есть раковина. Педагог рассказала детям про улиток. Виолетта дома поделилась с мамой своими впечатлениями. Родители тоже заинтересовались этой темой и решили провести эксперимент: можно ли завести улитку у себя дома?
На первом этапе своей работы изучили нужную литературу. Через интернет приобрели улитку. Назвали её Коровкой за длинные рожки. Создали все благоприятные условия для жизни и развития улиток. Сначала она была небольшая, но за несколько месяцев выросла и имела уже 10 витков. Улитка живёт в террариуме. На дно положили кокосовый грунт, мох, дубовый опад, и коряги. Улитка зарывается в грунт и днём спит, а вечером выползает покушать. Позднее родители приобрели ещё одну улитку.
Виолетта:
- Если улитки живут вдвоём, каждая из них может отложить яйца. Они прячут их в грунт. Яйца твёрдые, как куриные, только маленькие. Лежат они 2-3 недели, потом из них вылупляются улитята. За ними очень интересно наблюдать. Сначала они съедают свою скорлупу, потому что им нужен кальций для укрепления раковины. Потом не спеша выбираются на поверхность и начинают искать еду. Кормить маленьких улиточек нужно нежными листьями салата, огурцами и кабачками, посыпанными пеплом. Приблизительно через полгода они становятся взрослыми улитками. Питаются они травой, овощами, фруктами, любят грызть коряги с лишайником. Летом мы даём им одуванчик, клевер, огурцы, кабачки. Зимой тыкву, груши, пророщенные семена огурца. Улитки любят тепло и влажный воздух, поэтому мы их опрыскиваем каждый день и измеряем температуру и влажность. Сейчас в нашей квартире живёт 10 видов улиток родом из Африки, Южной Америки и Европы.
Дети подготовительной группы часто приходят в гости к Виолетте. Им очень нравится наблюдать, как Виолетта с мамой ухаживает за ними. Многие захотели тоже завести дома это маленькое чудо.
В результате было доказано, что улитки могут жить и размножаться в домашних условиях. Вместе с детьми мы сделали выводы:
1. Сухопутные улитки могут стать домашними животными.
2. Они не шумят, не пахнут, не кусаются, не имеют шерсти, поэтому подходят всем людям, даже с аллергией.
3. Улиткам нужно тепло и влажность. Они травоядные. Они нуждаются в меле для строительства раковины.
4. Улитки нравятся детям!
Таким образом, видно, что проводимая работа по данной теме эффективна. Личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания у дошкольников.
Старший воспитатель : Черных Елена Ильинична
Воспитатель : Черных Инна
Владимировна