МААМ-картинки

Воспитание нравственных начал на примере образа Сергия Радонежского

Татьяна Цветкова
Воспитание нравственных начал на примере образа Сергия Радонежского

Иным путем идут святые к высокой цели неземной

И, побеждая зло любовью, как Божьи ратники-борцы

Родные мученики кровью стяжают славные венцы…

С. С. Бехтеев.

В русской истории есть имена, которые переросли хронологические рамки

своей эпохи и стали для последующих поколений своего рода знаком,

символом. «Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в

Лавру, должно внимательным образом всмотреться в основателя её», -

замечает священник Павел Флоренский.

Наша малая Родина – Сергиев Посад носит имя преподобного Сергия

Публикация «Воспитание нравственных начал на примере образа Сергия Радонежского» размещена в разделах

Радонежского, молитвенника земли русской, осененная его благословением.

Имя Сергия Радонежского носит и созданная им Троице-Сергиева Лавра.

Воспитание у дошкольников любви к родному Краю немыслимо без

знакомства их с образом основателя Троице-Сергиевой Лавры. Люди всего

мира едут, чтобы поклониться святым мощам и полюбоваться красотой

храмов Троице-Сергиевой Лавры. И наши воспитанники во время экскурсии

к стенам Лавры испытывают чувство гордости, с замиранием сердца и

волнением под колокольный звон притихшие дети слушают стихи:

Звон серебряный над нами

Словно музыка плывёт,

Манит сердце за собою,

Снова нас к добру зовёт.

И все на русскую красу

Спешат сюда смотреть,

А Лавра уж стоит века,

Не думая стареть…

С огромным воодушевлением после экскурсии дети рисуют купола церквей,

стены Лавры. Таким образом, идет закрепление знаний о том, что стало

детям близко и дорого.

Детям интересно то, что им близко и понятно. Поэтому знакомство с

Сергием мы начинаем с рассказов о его детстве. Во время бесед обращаем

внимание на то, что с детства Сергий был послушным, спокойным ребенком

и всегда почитал своих родителей, бережно и трепетно ухаживал за ними.

Семья Сергия была большой и дружной. Взаимоотношения в ней служат

ярким примером формирования у дошкольников положительного образа

семьи. Тут уместна поговорка: «Кто родителей почитает, тот вовеки не

погибает».

Воспитательную работу мы проводим не формально, а в сочетании с

практикой поведения детей: после таких бесед задаем вопросы: «А чем ты помогаешь своим родителям, как ты заботишься о бабушке с

дедушкой?»; таким образом, мы способствуем стремлению детей к

подражанию преподобному Сергию.

При рассматривании иллюстрации с картины М. Нестерова «Видение отроку

Варфоломею» дети наглядно убеждаются, что Сергий – не какой-то

сказочный герой, а такой же мальчик, как они. Но своим усердием и

старением, трудолюбием, чистыми помыслами и добротой снискал уважение,

а, в последствии, - почтение окружающих людей.

Кротость и смирение преподобного Сергия удивляла современников. Став

игуменом, он трудился вместе с другими иноками, терпел наравне со всеми

лишения и нужду. Он не гнушался любой, даже самой трудной работы. На

примере трудолюбия Сергия есть возможность донести до детей, что труд –

дело, требующее усилий, стараний и заботы, он является источником жизни

человека. Преодолевая трудности, человек становится умнее, сильнее,

добрее.

Преподобный Сергий был добрым человеком, всегда старался отвечать

добром даже на плохой, злой поступок. «Жизнь можно устраивать только

добром и любовью, - говорил он. - Ибо, отвечая злом на зло, человек

порождает новое зло!»

Мы предложили детям поразмышлять над этими словами Сергия. Нас

порадовало, что дети серьезно рассуждают о добре и зле, об их последствиях.

Сергий никогда не впадал в ярость, не обжался, не переговаривался, не

позволял себе надсмехаться над кем-нибудь. Он одинаково любил всех

людей, но с особой заботой он относился к детям. Дети с удовольствием

приходили к нему в гости. Сергий с любовью мастерил для них игрушки из

дерева, обучал житейским премудростям. На этом примере мы имеем

возможность показать сложившееся поколениями отношение русского

человека к детям: стремление их развлечь, порадовать, проявлять заботу.

В Троицком монастыре Сергий провел большую часть жизни, воспитал целое

поколение замечательных подвижников. Преподобный Сергий жил в трудное

для Руси время, много пришлось претерпеть ей от внешних врагов. Будучи

духовно опытным человеком, Сергий способствовал объединению вокруг

Москвы разрозненных враждующих княжеств. Он благословил князя

Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Победа дружины Дмитрия над

Золотой Ордой вызывает чувство гордости мужеством и героизмом русских

воинов. Рассказ об этом деянии Преподобного порождает в душах детей

чувство сопричастности каждого человека к истории родной страны, желание

защищать её от врага общими силами. Именно здесь у детей закладывается

осознание своей национальной принадлежности.

Примером своей жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял

упавший дух родного народа, пробудил доверие к себе, к своим силам,

вдохнул веру в будущее. Это было началом нравственного, а затем и духовного возрождения русского народа. В память о Сергии Андрей Рублев

написал «Троицу» – икону, ставшую символом русской духовности.

Сергий Радонежский всегда будет нашим современником. Писатель Е.

Поселянин заметил, что если есть у России народный богатырь, который

лучше всех выражает дух России, то это, конечно, Преподобный Сергий. Он

называет его ангелом-хранителем русской земли и пишет, что, не поняв

Сергия, мы не поймем Россию. Своей жизнью Сергий Радонежский воплотил

представление русского народа о своем идеале, своем назначении и миссии.

На примере образа Сергия Радонежского мы формируем основы

исторического сознания посредством знакомства детей с житием

Преподобного и временем, в котором он жил.

Есть имена, чья слава так крепка,

Что не сотрут её бесчисленные годы.

Она останется на долгие века

Святынею страны, святынею народа…

Л. Безыменский

Уважаемые коллеги, позвольте дать вам несколько советов из личного опыта:

* сопровождайте рассказ о жизни и деяниях преподобного Сергия

Радонежского наглядным материалом;

* обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы

активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать

самостоятельно;

* не называйте точные даты, они затрудняют восприятие материала;

* используйте доступную детям лексику, объясняйте значение незнакомых

слов, их происхождение (этимологию).

Например : «Лавра» - греческое слово, означает «Улица», «Переулок» или

«Уединенное место».

«Монах» в переводе с греческого – «Уединенный»

«Инок» - иной, живущий иначе, чем остальные люди.

Следуя этим правилам, нам удалось вызвать положительные эмоции и

интерес у детей к образу Сергия Радонежского, заложить основы осознанных

знаний о его жизни.

Основные виды деятельности с детьми:

- Беседы.

- Рассматривание иллюстрации с картины М. Нестерова «Видение отроку

Варфоломею».

- Рассматривание иконы преподобного. Сергия Радонежского.

- Краткие рассказы.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Конспект интегрированного занятия для детей средней группы «Веселый клоун» на примере сценического образа М. Н. РумянцеваКонспект интегрированного занятия для детей средней группы «Веселый клоун» на примере сценического образа М. Н. Румянцева Методические задачи:познакомить детей дошкольного возраста с профессией клоуна, на примере Михаилом Румянцевым и его сценическим образом;.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Подготовила: воспитатель.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 1 РисованиеТема 1: «Моя любимая семья». Задачи: Обучающие: 1. Познакомить детей с историей возникновения семьи. 2. Учить детей воспринимать.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 2 .

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 3 .

Воспитание детей сказкой на примере сказа П. Бажова «Серебряное копытце»Воспитание детей сказкой на примере сказа П. Бажова «Серебряное копытце» Добрый вечер, уважаемые коллеги! Однажды Эйнштейна спросили, как можно сделать детей умнее. Он ответил: «Если вы хотите, чтобы ваши дети.

Воспитание нравственных идеалов посредством знакомства с народными и православными традициямиВоспитание нравственных идеалов посредством знакомства с народными и православными традициями Воспитание нравственных идеалов через знакомство с народными и православными традициями. Актуальность. Дети получают крайне разное по своему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание нравственных начал на примере образа Сергия Радонежского
Опубликовано: 3 октября 2020 в 23:14
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД