Получи документы

Воспитание основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с архитектурой Сургута

Анастасия Лёвкина
Воспитание основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с архитектурой Сургута

Аннотация: В данной статье обоснована проблема воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с архитектурой. Автор раскрывает содержание, формы и методы ознакомления дошкольников с архитектурными сооружениями Сургута, которые будут оказывать влияние на воспитание патриотических чувств у детей 5-7 лет в детском саду.

Публикация «Воспитание основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с архитектурой Сургута» размещена в разделах

Ключевые слова: малая родина, патриотизм, патриот, архитектура, город, Сургут.

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося

над землёй, заботливый садовник укрепляет

корень, от мощности которого зависит жизнь

растения на протяжении нескольких десятилетий,

так и взрослый должен заботиться

о воспитании у своих детей чувства безграничной

любви к Родине»

(В. А. Сухомлинский)

Задача патриотического воспитания является одной из приоритетных в образовательной политике Российской Федерации. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в образовательной области «Познавательное развитие» отмечено «формирование первоначальных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа» [1]. Вместе с тем, педагоги детских садов испытывают серьезные затруднения при решении данной задачи. Возникает множество вопросов при определении регионального компонента части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений: Как воспитать будущего гражданина своей страны, человека, уважающего свои традиции, свой край, ценности своего народа? Как воспитать чувство патриотизма у детей? Какие средства, формы и методы при этом использовать в образовательном процессе ДОО?

Нами предпринята попытка наполнения вариативной части образовательной программы формами и методами работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с архитектурой Сургута. По нашему мнению, приобщение к архитектуре родного города будет способствовать воспитанию бережного отношения к культурному наследию родного края, уважение к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию.

Анализ толковых словарей, парциальных программ и психолого-педагогических исследований позволил нам прийти к пониманию базовых характеристик поставленной проблемы и научному обоснованию процесса воспитания у дошкольников патриотизма при ознакомлении архитектурой Сургута.

В толковых словарях патриотизм трактуется как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу; а патриотом называют того, кто любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов Родины.

В настоящее время существует ряд образовательных программ, нацеленных на патриотическое воспитание дошкольников : «Мой родной дом» (под ред. А. С. Оверчук, «Наследие» (М. Ю. Новицкая, Е. В. Соловьева, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О. Л. Князева, М. Д. Маханева, «Мое Отечество – Россия!» (И. В. Богачева, В. Л. Гиненский, «Я – человек» (С. А. Козлова) и др.

Большой вклад в научное обоснование вопросов нравственно-патриотического воспитания детей внесли Р. И. Жуковская, Н. В. Виноградова, Л. В. Коломийченко, Е. И. Радина и др. Социально-педагогические основы формирования гражданского патриотизма подрастающего поколения представлены в исследованиях Г. Н. Данилиной, Л. Д. Жарикова, Е. А. Казаевой, Г. А. Ковалевой и др. [3].

Существует ряд исследований, раскрывающих потенциал архитектуры в воспитании у дошкольников художественного вкуса (Н. С. Бузакова, Н. С. Стерхова и др., формировании ценностного отношения к родному городу (К. В. Борчанинова, Н. А. Платохина и др., художественно-творческом развитии детей (С. Ю. Бологова и др.).

Вместе с тем, в практике работы дошкольных образовательных организаций средства архитектуры используются крайне редко в целях патриотического воспитания дошкольников. Для детей старшего дошкольного возраста характерны неполные и поверхностные представления об основных свойствах архитектурных сооружений родного города, их конструктивных особенностях, средствах художественной выразительности.

Живя рядом с уникальными историческими местами, памятниками архитектуры, мы часто не интересуемся ими. Нам кажется, что только где-то далеко существует нечто ценное, интересное, достойное изучения. Но, как известно, только зная прошлое родного края и бережно относясь к его настоящему, можно творить будущее. Первоначальное ознакомление с архитектурой родного города рождает когнитивный компонент патриотизма, который в дальнейшем может перерасти в ценностный и деятельностный компоненты.

Сургут – это особый город России со своими достопримечательностями, памятниками архитектуры, традициями и промыслами, героями прошлого и настоящего. На наш взгляд, в Сургуте есть немало архитектурных сооружений, которые интересны детям и будут иметь широкие возможности в их воспитании и развитии. Вместе с тем, возникают вопросы: Как познакомить дошкольников с архитектурой родного города? Как данную деятельность сделать познавательной и интересной для ребенка? Какие средства и методы при этом использовать? Как при помощи ознакомления с архитектурой воспитать у детей патриотические чувства?

Отвечая на поставленные вопросы, мы определили тематику образовательной деятельности. Тема «Сургут прошлого» была представлена на примере ознакомления с историко-культурным центром «Старый Сургут» и Домом купца Клепикова. Тема «Сургут настоящего» раскрыта на примере различных современных сооружений: мост через Обь, школа иностранных языков «Биг-Бэн», торговый центр «Вершина», Музейный центр, дворец искусств «Нефтяник», Театр Сургутского государственного университета, офисное здание Газпрома, храмы различный конфессий. Сургут будущего представлен детскими рисунками и постройками на тему «Родной город в моих мечтах» [6].

В процессе образовательной деятельности могут быть использованы стихотворения поэтов нашего округа «Добро пожаловать в Сургут», «Люблю я город свой родной» Л. Гайкевича, «Мне в окошко стучится берёзка» Л. Родиной, энциклопедия ХМАО – Югры, книжка-раскраска «Православные храмы Сургута» А. Ф. Ярошко и др. Особый интерес у дошкольников вызывают поэтические строки поэтов родного города:

Люблю я город свой родной,

Его бульвары и проспекты.

Люблю и в стужу я и в зной

Встречать сургутские рассветы.

Мне дорог каждый уголок:

Старинный дом, уютный дворик,

На слом собравшийся балок

И гул весёлый новостроек.

Леонид Гайкевич

Многие методические приемы могут быть заимствованы из современных исследований по использованию логических задач краеведческого содержания, старинных фотоснимков для ознакомления с архитектурой и градостроительством, познавательной информации о творчестве архитектора и миром его творений.

Кроме того, для ознакомления дошкольников с архитектурой Сургута можно использовать художественные альбомы, открытки, репродукции, фотографии, видеофильмы и презентации о достопримечательностях Сургута, карты и схемы города, макеты архитектурных сооружений и городских микрорайонов, дидактические игры и др. [6].

Особый интерес вызывет пособие «Архитектура для дошкольников» (Н. Н. Тятюшкина, Н. В Сивацкая, в котором раскрыто использование ТРИЗ-технологии, способствующей формированию у детей элементарных представлений об архитектуре как виде искусства. Приведем пример одного из заданий данной технологии «Решение противоречий».

Педагог задает детям вопросы, а они на них отвечают:

Окна должны быть большими, чтобы? (было светло, и должны быть маленькими, чтобы? (было тепло, и не задувал ветер)

Дом должен быть большим, чтобы? (могло жить много людей, и должен быть маленьким, чтобы? (занимать на земле мало места)

У дома должны быть стены, чтобы? (было тепло, и не должно быть стен, чтобы? был хороший вид из окна, чтобы было больше света.

Окна должны быть большими, чтобы? (в доме было много солнца, и не должны быть большими, чтобы? (не было видно, что делается в доме)

В доме нужно убирать, чтобы? (был порядок, и не нужно убирать, потому что? (не хочется и чтобы не уставать)

Дверь в доме должна быть закрыта, чтобы? (не пускать чужих) и не должна быть закрыта, чтобы? (могли пройти хозяева) [5].

Некоторые педагоги уже разрабатывают и используют в своей образовательной деятельности проекты по ознакомлению дошкольников с архитектурной средой города. Примером может служить детско-взрослый проект «Архитектурное бюро», в процессе реализации которого дети чувствуют себя настоящими архитекторами, создавая собственный макет района города. При этом существуют разнообразные формы и методы по ознакомлению с архитектурой родного города :

– Беседы об архитектуре, включающие три группы вопросов: а) вопросы, побуждающие детей к целостному восприятию архитектурных сооружений; б) вопросы, помогающие детям выделить средства выразительности архитектурного памятника; в) вопросы, побуждающие детей к бережному отношению к памятникам архитектуры.

– Экскурсии к памятникам архитектуры города.

– Манипулятивные игры с художественными материалами (например, «Линия нам рассказывает о…»).

– Режиссерские игры (например, «Диалог архитектурных сооружений», «Стиль архитектуры», «Здания родного города»).

– Состязательные игры (например, «Кто назовет большее количество…»).

– Ролевые игры (например, «Встреча с архитектором», «Незнайкина проблема», «Мир архитектуры глазами…»).

Имитационные игры: «Встреча», «Мир архитектуры», «Произведение заговорило», «Путешествие в мир архитектуры», «Реклама архитектурных произведений».

Игровые упражнения: «Дорисуй геометрическую форму», «Исчезнувшее изображение».

Символические игры: «Найди ключ архитектора» [4]. В любую из приведенных выше игр можно внести содержание о Сургуте.

Приведем пример одной из игр «Вхождение в произведение архитектуры». После рассматривания Сургутских архитектурных сооружений дети внимательно рассматривают на картинках два здания. Педагог предлагает мысленно выбрать для себя здание, которое понравилось больше:

– Представьте, что вы стоите рядом с этим зданием, а может и внутри него.

– Почувствуйте атмосферу и настроение здания.

– Придумайте, какие события могли происходить в этом здании, кто там мог жить.

– Опишите свои впечатления.

Таким образом, проблема ознакомления дошкольников с архитектурой – это перспективное направление работы ДОО, в рамках которой возможна интеграция образовательных областей и разных видов детской деятельности. Архитектура организует пространственную среду, хранит историческую память, создает яркие, эмоционально-насыщенные образы, предоставляя тем самым неисчерпаемые возможности для воспитания основ патриотизма у дошкольников.

Список использованных источников:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) // Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения 29.11.2016).

2. Лашкова, Л. Л. Проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования / Л. Л. Лашкова // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2013. – № S6. С. 21-25.

3. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников [Текст] / под ред. Н. В. Микляевой. – М. : Сфера, 2013. – 144 с.

4. Платохина, Н. А. К вопросу о развитии у дошкольников ценностного отношения к родном городу средствами архитектуры [Текст] / Н. А. Платохина // Детский сад: теория и практика. – 2012. – №7. – С. 37-47.

5. Тятюшкина, Н. Н., Сивацкая, Н. В. Архитектура для дошкольников : методические рекомендации по формированию у детей 5-7 лет элементарных представлений об архитектуре. / Тятюшкина, Н. Н., Сивацкая, Н. В. [Под общей редакцией А. В. Корзун]. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер». – 2007. – 37 с.

6. URL : https://docplayer.ru/42578015-Znakomim-doshkolnikov-s-arhitekturoy-surguta.html ( дата обращения: 05.09.12.2018)

Публикации по теме:

Формирование основ безопасности жизнедеятельности в природе у детей старшего дошкольного возраста Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности является очень важным в дошкольном возрасте. Безопасность - это не просто сумма.

Воспитание основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в природе муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Новосафоновский детский сад «Солнышко» Проект «Воспитание основ безопасного.

Консультация для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Гигиена» Цикл консультаций для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» "Да здравствует мыло душистое" Является.

Формирование основ технического мышления у детей старшего дошкольного возраста Формирование основ технического мышления у детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) В наше время все более актуальной становится тема.

Конспект занятия по формированию основ ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка занятия по формированию ЗОЖ в старшей группе (В рамках Основной образовательной программы дошкольного образования.

Консультации для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Цикл консультаций для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Является ли чистота залогом здоровья?.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста» Хакунова С. А. МБДОУ №16 города Майкопа. Одной из главных задач в воспитании детей современного общества - была и остается воспитания любви.

Развитие речи при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой Влияние художественной литературы на всестороннее воспитание детей. Художественная книга для ребенка - это могучее средство всестороннего.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС. Дошкольный возраст.

Воспитание основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с архитектурой Сургута
Опубликовано: 26 августа 2019 в 18:28
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД