Папки-передвижки

Воспитание экологической культуры дошкольников посредством регионального компонента (5 фото)

Марина Ушакова
Воспитание экологической культуры дошкольников посредством регионального компонента

Из опыта работы.

Актуальность

Всегда существовала проблема взаимосвязи человека с природой.

Ведь природа — это богатство, которое воспринимается человеком как данность. К сожалению, умение ценить и беречь её, доступно далеко не каждому. В наше время, проблема взаимодействия человека и природы, так же, как и воздействие общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.

Публикация «Воспитание экологической культуры дошкольников посредством регионального компонента» размещена в разделах

В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который предполагает деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста, экологическое воспитание дошкольников можно осуществлять во всех образовательных областях.

В дошкольном возрасте все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому я считаю, что одной из главных задач воспитания является формирование у дошкольников основ экологической культуры.

Возможность привить любовь к родному краю, к родной природе, к людям, имеется только в раннем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее практически невозможно.

Я, в своей работе, уделяю особое внимания экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Темой моего опыта работы является: «Воспитание экологической культуры дошкольников через региональный компонент».

Цель, которую я поставила перед собой: сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, к своему здоровью, к здоровью окружающих, любовь к природе родного края.

Для реализации данной цели мне помогут следующие задачи:

1. Развивать осознанное отношение к природе у дошкольников, к ее явлениям и объектам;

2. Формировать экологическое мышление и творческое воображение путем проведения опытов и исследований детей;

3. Учить детей наблюдать за живыми и неживыми объектами природы;

4. Формировать культурную направленность личности ребенка дошкольного возраста, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования;

5. Воспитывать элементарные нормы поведения по отношению к природе и в целом к окружающему миру.

Моя работа построена в трё х взаимосвязанных направлениях:

- воспитание нравственных чувств;

- формирование знаний о живой и неживой природе;

-формирование знаний о явлениях природы.

В работе я всегда придерживаюсь следующих педагогических принципов:

- научность; - доступность;

- системность;

- учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;

- сезонность;

- наглядность.

Благодаря тому, что экологию можно пропустить через все виды деятельности, моя работа получается полезной и интересной для детей и для меня.

Я определяю особую роль непосредственно образовательной деятельности, а также совместной деятельности с детьми, потому что считаю это наиважнейшими средствами воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.

Создание предметно-развивающей среды является необходимым условием для первоначального ознакомления детей с природой.

Я создала природный уголок в своей группе, подобрав растения для детей данного возраста. У нас есть разнообразный материал для проведения экспериментирования и опытнической деятельности, природный материал, дидактические игры, много разнообразного наглядного материала, а также художественной литературы.

Воспитание экологической культуры дошкольников посредством регионального компонента
Фото №1 Из опыта работы

В течении всего учебного года мы с детьми каждый день ухаживаем за комнатными растениями. Дети учатся видеть, какие необходимы условия объектам природы, учатся определять, чего им не хватает в данный момент, учатся выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда.

По моему мнению, наблюдение является одним из важнейших источников знаний о природе. И именно по этой причине, совершенствование умений и навыков детей наблюдений за живыми и неживыми объектами природы, является одной из целей моей работы. Когда дети наблюдают они учатся любоваться, всматриваться, восхищаться красотой природы и радоваться ей, у них появляется наблюдательность и любознательность, дети начинают понимать, отличать доброе от злого, что хорошо, а что плохо. Я организую наблюдения при ознакомлении детей с погодой, растениями и животными, трудом взрослых в природе, во время занятий и экскурсий, на прогулках, в уголке природы и т. д.

Я часто готовлю интересные и содержательные экскурсии, которые построены на основе цикла времен года. Прогулки включают в себя природные объекты территории нашего детского сада и села. Невозможно посетить все природные объекты нашего региона, но я считаю важным познакомить детей с ними. Использование компьютерных технологий, а именно мультимедийные презентации помогают на занятиях. Мной разработаны презентации «Природные достопримечательности Ставропольского края», «Красная книга Ставропольского края», «Правила поведения в природе», которые я использую на занятиях. Дети любуются природой, у них развивается чувство прекрасного, а затем уже появляется желания сохранить эту красоту, приумножить ее, узнать, как можно больше о своей малой родине.

Фото №2 Актуальность Всегда существовала проблема взаимосвязи человека с природой Фото №3 Ведь природа это богатство которое воспринимается человеком как данность

Я использую в своей работе опытно-исследовательскую деятельность. Любознательность детей, их постоянное стремление к экспериментам, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации, доказывает то, что они являются прирожденными исследователями. Я включаю опытно-исследовательскую деятельность как в игры, так и в образовательную деятельность она связана с трудом детей в уголке природы и на огороде.

В воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру большие возможности заложены в играх, прежде всего дидактических. Дидактические игры я использую не только в свободной деятельности детей, но и всегда включаю их в занятия, целевые прогулки.

Мной разработаны и изготовлены дидактические игры, очень помогающие мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы: «Кто где живет», «Как вести себя в лесу», «Пищевая цепочка», «С какого дерева листок», «По лесной тропинке», «Птицы. Зимующие и перелетные»», «Кто здесь лишний», «Когда это бывает», «Найди маму малыша», «Где чей домик?», «Времена года». Очень эффективными являются игры с различными природными материалами - цветы, овощи, фрукты, камни, сухие плоды, семена. Все это максимально приближает к природе детей, и всегда вызывает у них живой интерес и активное желание играть.

Словесные игры: «Съедобное – несъедобное», «Волшебная палочка», «Хорошо – плохо», «Узнайте по описанию», «Кто как кричит?», «Что лишнее?». Эти игры развивают у детей воображение, внимание, улучшают знания об окружающем мире. Особенный восторг и интерес у детей вызывают подвижные игры природоведческого характера, связанные с подражанием повадкам животных и их образу жизни: «Цапля и лягушата», «Кот и мыши», «Перелет птиц». В некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Солнышко и дождик», «Капельки». Радость, которую получают дети во время игры, способствует повышению у детей интереса к природе, а также развитию физических качеств.

Фото №4 К сожалению умение ценить и беречь её доступно далеко не каждому

Не менее важным в экологическом развитии дошкольников является сказка. Дети всех возрастов поддаются ее очарованию, взрослых она тоже не оставляет равнодушными. Поэтому я использую сказку как одну из обязательных составляющих экологического воспитания детей. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они всегда внимательно слушают и запоминают их. Очень часто на занятиях я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей.

Одним из самых эффективных способов реализации задач экологического образования в детском саду - это организация проектной деятельности. Я считаю, что проектная деятельность (как способ реализации личностно-ориентированного подхода в образовании) - это уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Я разработала экологические проекты на темы : «Кормушка для птиц», «Огород на окошке», «Земля – наш общий дом».

Я уделяю много внимания работе с родителями. Выстраиваю партнерские отношения, привлекаю их к активному участию в жизнь детского сада. Основной целью этой работы является, достижение единства в воспитании ребёнка. Для того, что бы прийти к поставленной цели, я стараюсь как можно чаще организовывать выставки, консультации, экологические праздники для детей и родителей. Я стараюсь проводить родительские собрания, насыщено, познавательно и интересно.

Благодаря проделанной работе появился положительный результат:

o У детей сформировалось осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

o Дети узнали о заповедных местах Красногвардейского района СК;

o Дети научились практическим действиям по охране природы;

o Повысился уровень умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

o У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления в различных видах деятельности.

Литература:

Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011.

Рыжова, Н. А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н. А. Рыжова, С. И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013.

C., Н. Николаева Методика экологического воспитания дошкольников / C. Н. Николаева. - М. : Академия, 2017.

Зинаида, Аксенова Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / Аксенова Зинаида. - М. : Сфера, 2018.

Молодова, Л. П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников / Л. П. Молодова. - М. : Асар, 2015.

Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду / С. Н. Николаева. - М. : Просвещение, 2015.

Из дневника Хомяка, или флора и фауна Юга России /Людмила Соболева. – Пятигорск: Колибри, 2017. – 36 с.

Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Игра в воспитании экологической культуры дошкольниковИгра в воспитании экологической культуры дошкольников Бережное отношение к природе, формирование экологической культуры и природоохранного сознания надо воспитывать у детей с раннего детства.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Личная концепция по проблеме «Воспитание экологической культуры у дошкольников» АЛГОРИТМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА. [/h3] 1. Обоснование проблемы:В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания.

Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста»Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного.

Презентация «Воспитание экологической культуры дошкольников» (часть 2) Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию: "Воспитание экологической культуры дошкольников", в которой делюсь своим опытом,.

Творческий отчёт «Воспитание Экологической культуры у детей дошкольного возраста» Экология_ это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный,яркий. Но любимый цвет экологов- зелёный.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание экологической культуры дошкольников посредством регионального компонента
Опубликовано: 12 февраля 2020 в 12:39
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД