Воспитание эмпатии у детей дошкольного возраста — условия и методы

Стройнова
Воспитание эмпатии у детей дошкольного возраста — условия и методы

Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста:

условия и методы.

Н. А. Стройнова

Сегодня в обществе происходят кардинальные изменения экономической, социальной, культурной жизни, что актуализирует появление новых ценностей в системе образования. Устойчивым запросом современного общества является воспитание человека нового типа, что находит отражение в содержании Федерального государственного стандарта образования Российской Федерации, а именно определение эмоционально-нравственного воспитания детей как приоритетного направления образования и воспитания детей. Основной целью при этом определяется развитие такой личности, которая способна к сопереживанию, сочувствию, восприятию эмоциональных проявлений других людей, что в свою очередь обеспечит ее успешную адаптацию к условиям современного социокультурного пространства.

В современной педагогической теории и практике большое внимание уделяется вопросам воспитания межличностных отношений, а соответственно и развития у ребенка способности управления своими переживаниями и чувствами. При этом, по мнению Л. И. Божович, важнейшая сторона личностного формирования – это развитие эмпатии, что и обеспечивает нравственное развитие.

Вопросы формирования эмпатии являются на современном этапе недостаточно изученными в отечественной психологии и педагогике. Так изучениями данной проблемы занимались такие исследователи как Л. И. Божович, Е. Н. Васильева, А. А. Бодалев, Я. З. Неверович,Т. П. Гаврилова, А. Г. Ковалев, Р. Н. Ибрагимова, К. Роджерс и др., но в их работах не представлено единого подхода ни к определению рассматриваемого феномена, ни к выявлению методов формирования и развития эмпатии у детей дошкольного возраста.

В современных исследованиях эмпатия изучается в контексте социально-нравственного развития ребенка, воспитания у детей чувства гуманности и коллективизма. Термин «эмпатия» в настоящее время рассматривается в различных аспектах, например, под эмпатией понимают: особый вид внимания к другому человеку; психический процесс, позволяющий одному человеку понять переживания другого; деятельность человека, которая позволяет особым образом строить общение;.

Д. Б. Эльконин считал, что способность человека эмоционально отзываться на переживания другого является одним из условий развития социальной децентрации [2]. Ю. А. Менжерицкая определяет эмпатию как сложный, многоуровневый феномен, в котором заложена совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих переменных, проявление которых опосредовано опытом социального взаимодействия субъекта с другими людьми [1]. Анализ исследований позволил нам определить эмпатию как постижение эмоциональных состояний другого человека, понимание его переживаний и чувств, а также как стремление к оказанию поддержки и действенной помощи другому. Таким образом, эмпатия – сложный феномен, имеющий многоуровневую структуру, которая представляет собой совокупность эмоциональных, когнитивных, и поведенческих умений, навыков и способностей человека.

Говоря о воспитании эмпатии у детей дошкольного возраста, необходимо учитывать, что рассматриваемый возрастной период является благоприятным для развития эмпатии. Это связано с тем, что у детей в эмоциональной сфере происходит целый ряд серьезных изменений, в том числе формируется эмоциональная вовлеченность в действия другого.

Проявления эмпатии дошкольника зависят от ряда факторов. К ним можно отнести индивидуальные особенности темперамента и психодинамические качества, характер мотивации, представления об эмоциях, чувствах и о содержании эмоциональных переживаний, богатство эмпатийного опыта, степень близости с объектом эмпатии и частота общения с ним, интенсивность стимулов эмпатии, социально-нравственные установки.

Также большое значение в процессе воспитания эмпатии у детей дошкольного возраста имеет совместная коллективная деятельность детей. Именно она позволяет эффективно развивать симпатию, сочувствие, формировать чувство товарищества, развивать высшие чувства (познавательные, нравственные, эстетические). Сфера взаимоотношений с окружающими людьми является основным источником для развития эмпатии детей дошкольного возраста.

Таким образом, в качестве условий развития эмпатии старших дошкольников выступают:

- комплексный подход, предполагающий развитие всех компонентов эмпатии;

- развитие эмоциональной сферы и обогащение эмпатийного опыта детей;

- развитие умения понимать эмоциональные состояния и переживаний, осознавать собственные переживания, развитие помогающего, содействующего, альтруистического поведения в ответ на переживания другого на основе использования разных методов и приемов (сюжетных игр, игр-театрализаций, сказкотерапии и т. д.).

Учитывая специфику эмпатийного процесса становится очевидным, что для того, чтобы вызвать у детей истинное переживание, требуются более совершенные, комплексные педагогические средства, позволяющие максимально учитывать индивидуальные особенности современных дошкольников.

Список использованной литературы:

1. Менджерицкая Ю. А. Особенности эмпатии субъекта затрудненного общения / Ю. А. Менджерицкая - Прикладная психология. - №4.- 1999. - 54-63 с.

2. Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-ое изд. / Д. Б. Эльконин - М.: гуманитарное издательство «Владос», 1999. - 383 с.

Публикации по теме:

Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 3 пос. Николаевка" Опыт работы: "Физическое развитие и воспитание.

Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.

Фотоотчет «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»Воспитание должно развить в человеке уважение и любовь к труду; оно должно дать ему и.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Воспитание эмпатии у детей дошкольного возраста — условия и методы
Опубликовано: 27 января 2021 в 16:41
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 марта. День рождения Ирины Токмаковой

92 года исполняется со дня рождения замечательной детской сказочницы и поэтессы, переводчицы многих известных зарубежных книжек для детей, – Ирины Петровны Токмаковой. Предлагаем посвятить тематические...

3 марта. Всемирный день чтения вслух

«Чтение – это движение вперед!» — девиз очередного тематического дня, который посвящен чтению, книгам и красивой речи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы не только почитать детям вслух, но...

Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального становления...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Весна идет»
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Весна идет» Образовательная область «Познание» Направление – «Познавательно-речевое развитие» Интеграция...
Конспект НОД в средней группе «Мамин праздник»
Конспект НОД по образовательной области Речевое развитие» в средней группе Тема: «Мамин праздник» Программные задачи: 1. Обогащать и активизировать словарь...