Валентина Фуфаева
Воспитатель ДОУ в современной ситуации в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональнойкомпетентности и профессионализма.
Публикация «Воспитатель ДОУ в современной ситуации в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В образовательном процессе в условиях реализации ФГОС на первый план выдвигается вопрос обеспечения условий развития личностного роста ребенка. Это обусловлено необходимостью интегрирования личности в социум в качестве творческой индивидуальности, способной осваивать духовные ценности, формировать специфическую избирательную направленность, связанную с расширением субъектных смыслов.
Роль воспитателя в жизни ребенка и общества
• Влияние воспитывающих взрослых оказывается особенно эффективным для развивающегося человека в дошкольном возрасте. Дети в этом возрастном периоде, более чем дети других возрастных групп, нуждаются в создании пространства, включающего социальную, природную и культурную среду.
• В течение всего дошкольного детства одним из основных «авторов» развития личности ребенка выступает воспитатель.
• Основа успешного или не успешного взаимодействия с окружающим миром, а значит, и основа характера человека закладывается в дошкольном детстве. Эмпирическим путем психологи сделали вывод, что это возраст приблизительно 5 лет. Много раз тиражируемая фраза: «Все мы родом из детства» имеет под собой серьезную доказательную основу. Воспитатель детского сада ежедневно является свидетелем и участником процесса людей будущего, помогая, а иногда может быть и мешая их развитию. Так устроена наша жизнь, что дети большую часть светового времени проводят не с собственными родителями, а с работниками детского сада, воспитателями. Этот факт подтверждает высокую социальную значимость профессии педагога.
• Окружающий мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже не достаточно однажды получив базовое образование, работать по специальности. Чтобы соответствовать современным требованиям, сохранять уровень компетентности необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием. Непрерывное образование должно стать необходимостью. Потребность в повышении уровня знаний, умений и навыков проникает во все сферы жизни - профессиональную, семейную, общественную, личную и, конечно, сферу педагогической деятельности.
• Качества современного педагога дошкольного учреждения
• Воспитатель в группе – носитель определенной модели поведения, и дети, находясь рядом в течение дня, видят и слышат, как воспитатель говорит, какое у него выражение лица, интонации, тембр голоса. В чем-то сознательно или бессознательно копируют его.
• Личностные качества педагога дошкольного учреждения
• В ряде личностных характеристик следует назвать качества, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в воспитательно-образовательном процессе. В ряду этих качеств терпеливость, ответственность, обязательность, объективность, уважение к людям, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, сдержанность, отзывчивость и многие другие.
• Профессиональные качества педагога дошкольного учреждения
• Важными профессиональными качествами педагога являются трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.
• Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой воспитателя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.
Функции воспитателя ДОУ :
Постоянное общение с ребенком – важнейшая служебная функция воспитателя. На множество вопросов воспитатель должен суметь дать ответ с учетом возраста. От того, как правильно и насколько быстро воспитатель найдет подход к каждому ребенку, сумеет организовать, жизнь детей в условиях дошкольного учреждения зависит, будут ли дети спокойными, ласковыми, и общительными или же они вырастут беспокойными, настороженными, замкнутыми.
• Планирование, организация и проведение воспитательно-образовательной работы.
• Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей.
• Приобщение детей к национальной культуре и традициям.
• Координация деятельности помощника воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса.
• В современной ситуации с учетом ФГОС при планировании должны учитываться следующие принципы:
1. Принцип развивающего образования.
• 2. Принцип научной обоснованности. 40% парциальной и 60% обязательной программы.
• Педагогическое проектирование – деятельность педагога по последовательному продуманному плану.
• Мы не учим читать, писать. Дети не должны быть готовы к школе. Это школа должна быть готова к таким детям.
• Учебный принцип исключаем, но он не исключается. Мы не рассаживаем детей за столы, дети играют на ковре, обучение через игру. Продуктивная деятельность за столами.
• Лозунг дошкольного образования: «Дайте детям наиграться!»
• Главной составляющей совместной деятельности является взаимодействие, сотрудничество.
• Важно сохранить системную деятельность.
• Только позиция «вместе» - вместе рисуем, клеим.
• Партнерские отношения между взрослыми и детьми.
• Нельзя заставлять что-то делать.
• Надо говорить: «Если бы ты сделал, то было бы хорошо».
• Спрашивать неприлично.
• Воспитатель говорит : «Я знаю загадки».
• Ребенок должен проявить сам желание. Он должен сказать: «И я знаю загадку».
• 3. Комплексно-тематический принцип. Работа по темам.
• «Проживание» ребенком содержания образовательного материала во всех видах детской деятельности.
• Родители живут жизнью детей.
• Например: «Тема недели: «Животные»
• Значит, с детьми всю неделю нужно лепить, рисовать, имитировать животных, рассказывать сказки о животных. Главное, точнее связать все виды деятельности.
• 4. Интеграция видов деятельности. Она проводится на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы.
• 40% и 60% не нарушаем.
• Тема, цель недели созвучно с целью дня.
• В организованной деятельности с детьми должно прослеживаться все 5 областей: физическое, речевое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое. Работаем под девизом: «Играйте и воспитывайте». Задача общения. Слово обучение не должно звучать. Даже в начальной школе впервые за много лет ставится задача не учить, а духовно-нравственное воспитание. В конечном итоге воспитать успешного человека. Не всегда отличник становится успешным. Мы сами часто говорим: «Двоечник, троечник в люди выбился». Люди, которые умеют правильно общаться, те успешные. Эмоции должны преобладать над разумом.
• Главная роскошь человечества – это роскошь общения.
• Самый лучший собеседник тот, который умеет слушать.
• Нормативно-правовая база.
• Сколько должно быть детей в группе?
• На каждого ребенка по 2 метра, исходя из общей площади детского сада.
• К работе на должность воспитателя допускаются люди, имеющие высшее или среднее специальное образование, в дальнейшем проходящие аттестацию. Аттестацию обязан проходить каждый воспитатель на 1, 2, в. категорию по желанию. На соответствие занимаемой должности обязательно. За не прохождение курсов штраф 5 тысяч заведующей.
• При решении спорных вопросов, например: сокращение- приоритет у того, кто имеет высшую категорию. Заявление на аттестацию за 4 месяца.
• Добавилась графа- работа с инклюзивными детьми, или с одаренными. Скоро все сады будут инклюзивными. Сады обязаны принять детей с отклонениями. Если в группе есть такие дети, воспитатель обязан пройти курсы. Учителя уже проходят такие курсы. Просто общество не готово к этому: воспитатели, родители. Родители иногда просто не хотят признавать, что у ребенка есть отклонения.