Папки-передвижки

Воспитательный аспект образовательного процесса

Елена Абдулаева
Воспитательный аспект образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ ВОСПИТАННИКА.

Современные реалии развития общества требуют выработки современных подходов к воспитанию детей и юношества на основе решения задач всестороннего развития личности, формирования стратегии активной жизнедеятельности, создания условий для самореализации и самоопределения.

Публикация «Воспитательный аспект образовательного процесса» размещена в разделах

Воспитание следует рассматривать как создание психолого - педагогических условий жизни и деятельности дошкольников для их позитивной социализации, нравственного развития личности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и с учетом культурных традиций России, общечеловеческих ценностей, новой социально – экономической реальности.

Обучение и воспитание осуществляется в социальных группах, главные из которых – семья, детский сад, школа, общество в целом.

Воспитание молодого поколения должно быть системой. Система предполагает, что каждая группа – семья, школа, детский сад, общество -выполняет свою определенную функцию в деле воспитания, не дублируя при этом другие группы, а целесообразно взаимодействует с ними. Проблема воспитания в образовательном учреждении решается только во взаимодействии педагогов, психологов, родителей.

Цель воспитательной системы образовательного учреждения – воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой, обогащённой научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению личности.

Создание условий для развития личности ребенка – это значит создание условий для решения каждой личностью четырё х задач на каждом возрастном этапе своей жизни: самопознание, самоопределение, самореализация, саморегуляция.

Задачи воспитательной системы - помочь ребенку на каждом возрастном этапе решить все четыре задачи в пяти основных сферах жизнедеятельности:

Сфера познания (учеба, информация, знания)

Сфера практической деятельности (трудовая деятельность, умения, навыки)

Сфера игры (игровая активность, реализация творческих и природных возможностей, способностей).

Сфера физического развития (реализация физических возможностей)

Сфера отношений (познай себя, людей, взаимодействуй с ними).

В современных условиях существует проблема определения приоритетных целей образования. Что важнее: знания или развитие личности воспитанника, его воспитание?

О гуманизации образования, об индивидуальном подходе к воспитаннику в процессе обучения и воспитания, о создании в саду психологического комфорта, о роли и значении воспитания в общеобразовательном процессе в настоящее время говорят и пишут ученые в области педагогики, психологии. Это декларируется в основных документах, касающихся образования.

Так, в «Законе об образовании» ст. 11 гласит: Задачами системы образования являются :

1) создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности;

2) развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности;

3) воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине.

4) воспитание личности с активной гражданской позицией, формирование потребностей участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни республики.

Это ожидаемые результаты образования, так называемые базовые компетенции воспитанников – какой вырастет человек, с чем будет шагать по жизни

Главными, на мой взгляд, ключевыми являются слова развитие, воспитание, формирование. Возникает вопрос, что каждый из нас, как учитель, должен сделать, где и когда, чтобы решить поставленные задачи.

По-настоящему развивающее обучение не может не быть не воспитывающим. Воспитательная работа должна проводиться главным образом на занятии, а не после него. Занятие обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Воспитывающий аспект должен предусматривать использование содержания учебного материала, технологий обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Оно должно быть направлено на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга. Нельзя согласиться с мнением тех теоретиков и практиков, которые считают, что воспитательная работа на занятии не нуждается в специальном планировании, так как проводится неосознанно. Воспитательная работа должна планироваться заранее самым тщательным образом.

Поэтому сегодня я буду говорить о воспитательном аспекте урока, о том, как правильно педагогу при подготовке к занятию поставить воспитательную цель. Без участия в воспитании все знания педагога остаются мертвым багажом.

Я пролистала методические пособия по разработке занятий, проанализировала свой собственный опыт и убедилась, что если образовательные и развивающие цели продумываются, чему обучить и что развить, то воспитательные задачи занятий либо прописаны в обобщенном виде, либо поставлены формально. Я возьму на себя смелость сказать, что многие из нас, педагогов не задумываются над постановкой воспитательных целей. Что мы пишем чаще всего: воспитать чувство патриотизма, прививать интерес к изучению литературы, воспитывать милосердие, доброту и сочувствие, развивать логическое мышление. Как можно за один урок воспитать патриота, привить любовь к прекрасному, на протяжении нескольких лет из урока в урок развивать логическое мышление и т. д.

Одинаково опасен безнравственный профессионал и добродушный незнайка, поэтому воспитание невозможно без знаний. Они неразрывно связаны как две стороны единого целого. Содержание воспитательной работы на занятии должно вытекать из содержания самого занятия. «Учить и воспитывать как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное на уроке» Именно урок обладает уникальными возможностями влиять на становление многих качеств личности учащихся. На занятии мы учим, вооружаем умениями применять знания на практике. Но занятие – это не просто «форма организации», а часть жизни воспитанника и продолжение этой жизни, и прежде всего общение. И задача педагога – сделать так, чтобы каждые 15 минут занятия стали полноценным нравственным общением, продуманным взаимодействием. Занятие – продолжение жизни воспитанника и продолжение процесса формирования его личности. Переступив порог группы, педагог организует не только учебную деятельность воспитанников, но и их отношения на занятии. Если педагог сузил границы своего внимания дидактическими рамками, то занятие лишается воспитательного влияния. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели : целостному развитию личности воспитанника, формированию единого образовательного пространства.

Какими путями можно реализовать воспитательный потенциал занятия? Что должен сделать педагог, чтобы диалог на занятии состоялся?

Существует несколько подходов к проблеме воспитательных возможностей занятия. Один из них отражен в суждении: «Каждое занятие воспитывает». Это суждение порой произносят как педагогическую аксиому, видя в ней отражение некой закономерности: если занятие дидактически правильно организовано, оно окажет позитивное влияние на формирование личности. На формирование – да, но не на воспитание, т. к. воспитание – непременно целенаправленный процесс, непрерывный, т. е. организованный и построенный с осознанной и специально поставленной целью. Следовательно, занятие, лишенное такой цели, не воспитывает, хотя, конечно же, оказывает формирующее влияние на личность. Нередко педагог стремится формировать новые воспитательные аспекты триединой дидактической цели к каждому уроку, забывая, что воспитание происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и что воспитание осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения. Отсюда следует, что один и тот же воспитательный аспект цели занятия может быть сформулирован для триединых целей нескольких занятий, а иногда и для занятий целой темы. Воспитывающее обучение – это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений воспитанников к различным явлениям окружающей жизни, с которыми воспитанник сталкивается на занятии. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная цель будет охватывать целый ряд отношений. Но эти отношения достаточно подвижны. Из занятия в занятие, имея одну воспитательную цель, педагог ставит различные воспитательные задачи и указывает, через что они могут быть достигнуты, через какие виды деятельности. Должна быть система воспитательных задач. Если это обобщающий урок, то педагог должен выйти на конкретный результат. А так как становление отношения не происходит в один момент, на одном занятии, и для его формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательным целям и ее задачам должно быть постоянным. Нужно помнить одно: цель должна быть конкретной и достижимой. В отличие от целей обучения воспитательные цели вовсе необязательно (даже некорректно) объявлять воспитанникам. Это стратегические цели образования и общества в целом, которые призван из занятия в занятие реализовывать в повседневной практике педагог.

Я подошла к ключевому вопросу : формулированию воспитательных целей и задач. Воспитание любого качества, любой черты должно проходить (по Рубинштейну) следующие стадии: возбуждение – побуждение (подкрепление) – генерализация.

Поэтому и формулировки воспитательных целей для педагога на конкретных примерах могут приобретать соответствующее выражение:

- вызвать заинтересованность в…

- пробудить любознательность;

- возбудить готовность решать задачи самостоятельно;

- побудить воспитанников к активности;

- закрепить уверенность в.

Исходя из представления о трех стадиях воспитательного воздействия, педагог может выстроить определенную иерархию воспитательных задач. Говоря о последовательности, воспитательные цели можно разбить на следующие:

- по возбуждению обучаемых к восприятию, готовности включиться в единое информационное поле;

-побуждения (подкрепления) к адекватным действиям;

-генерализации, т. е. способности эмоционально и адекватно реагировать, формулировать оценочные суждения.

На занятии можно достичь желаемого в воспитательной области через эмоции. педагогу порой нет необходимости количественно проверять, насколько он достиг воспитательной цели. Если во время занятия педагог видит пустые глаза воспитанников, значит занятие проходит зря. «Не активностью поднятых рук, а активностью глаз определяю эффективность занятия» Е. Н. Ильин. Конечно, при постановке воспитательных задач везде, где возможно, необходимы показатели ее решения. Один из таких показателей – нравственный выбор обучающегося.

Нельзя забывать о роли неосознанного воспитания. Под неосознанным принято называть то воспитание, которое педагог не планирует заранее, но воспитывает каждый день своим примером, своим отношением к детям и окружающим, своим внешним видом и реакциями на раздражители. Когда же педагог говорит одно, а реально поступает наоборот, - это тоже пример негативного, неосознанного воспитания.

Не всякое содержание учебного занятия позволяет воспитывать, а лишь то, которое через вызов эмоций и субъективных переживаний затрагивает мотивационную сферу психики обучающихся. Для того чтобы их воспитывать, содержание учебной дисциплины должно быть соответствующим образом подготовлено, тогда и учебные цели будут эффективнее достигаться через достижение воспитательных целей. Знания без мотивации их применения могут иметь место, но целенаправленной деятельности даже у самых способных воспитанников не бывает.

Круг воспитательных задач определен, как реализовать задуманное? При составлении плана занятия важно продумывать виды деятельности воспитанника на каждом этапе занятия в связи с поставленными воспитательными задачами, т. е. через какие виды деятельности, формы работы может быть достигнута поставленная цель. Начало занятия – очень важный момент с воспитательной точки зрения, т. к именно на этом этапе происходит влияние на мотивационную сферу. У каждого педагога имеется в арсенале немало различных способов и приемов: это может быть и «раскручивание формулировки темы», и создание проблемной ситуации, и практическая работы исследовательского характера (это пробуждает и любознательность, и вызывает заинтересованность, и побуждает обучающихся к активности, воспитывается критическое мышление, создает мотивы к изучению темы.

Художественное произведение – это не панацея от всех обед, оно не навязывает, как поступить в той или иной ситуации, но подсказывает и предупреждает.

Этап актуализации тоже можно организовать разными способами. Этап рефлексии в конце занятия или на промежуточных этапах должен присутствовать обязательно. Именно на этом этапе предоставляется возможность оценить занятие с воспитательной точки зрения. Делаются акценты на нравственных критериях, затрагиваются аспекты умственного воспитания. Методически правильно построенное занятие воспитывает каждым своим моментом.

Рекомендации по реализации воспитательного аспекта занятия :

- при планировании занятия учитывать диагностику уровня воспитанности обучающегося и группы в целом;

- продумывать виды деятельности обучающихся на каждом этапе занятия в связи с поставленными целями;

-осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала занятия;

-использовать на этапе актуализации инновационные технологии;

- использовать на занятии разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие;

-применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на ребенка и в плане успеха в случае неудач;

-проводить этап рефлексии на каждом занятии, что позволит корректировать воспитательные задачи занятия.

Публикации по теме:

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учрежденииХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий, обеспечивающих высокий уровень языковой.

Психологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учрежденииПсихологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учреждении семинар-практикум «Психологическое здоровье участников образовательного процесса и успешность работы дошкольного учреждения», который состоял.

Родители — участники образовательного процесса в ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, условия создания.

Технологическая карта интегрированного образовательного процесса «Сказочный мир Корнея Чуковского» старший дошкольный возрастЦель: 1. Познакомить детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского, прививать любовь к его творчеству. Систематизировать.

Видовые точки на территории ДОУ как часть образовательного процесса дошкольниковВидовые точки на территории ДОУ как часть образовательного процесса дошкольников Уютная и комфортная атмосфера в детском саду играет важную роль в организации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками, создании.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Воспитательный аспект образовательного процесса
Опубликовано: 6 сентября 2021 в 11:55
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитательный аспект образовательного процесса» (включая файлы) размещена пользователем Елена Абдулаева (УИ 131040) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД