Надежда Валентиновна Щуклова
Воспитательный час для детей 5–7 лет «Блокада Ленинграда. Помним! Гордимся!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Блокада Ленинграда. Помним! Гордимся!»
Цель:
• расширить знания детей об истории блокадного Ленинграда;
• воспитывать патриотизм, уважение к истории своей Родины.
Оборудование и материалы:
• музыкальная аппаратура с аудиозаписями;
• презентация «Блокада Ленинграда»;
• календарь с изображением даты Блокады;
• кусочек хлеба (125 гр.).
Предварительная работа:
Публикация «Воспитательный час для детей 5–7 лет „Блокада Ленинграда, Помним! Гордимся!“» размещена в разделах
• чтение художественной литературы по теме;
• прослушивание песен и музыкальных произведений военных лет;
• показ иллюстраций о Ленинграде.
Ход мероприятия.
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами собрались в честь знаменательной даты, посвященной дню снятия Блокады Ленинграда. (Слайд 2)
(Дети читают наизусть стихи).
1.22 июня ровно в 4 часа,
Киев бомбили, нам объявили,
Что началась война.
2. Однажды летом на рассвете
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против русских, против нас.
3. И грозные тучи фашистской блокады
Изверглись над городом Ленинградом.
4. Опять война, опять блокада…
А, может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить.
5. Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде прочитали
Стихов достаточно вполне».
6. Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
(Дети рассаживаются на стулья).
Педагог: Много испытаний выпало на долю нашего народа в те далекие дни Великой Отечественной войны. На нашу страну напала фашистская Германия. Началась война. Страшная, беспощадная. Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Все мужчины, которые могли держать в руках оружие уходили на фронт. (Слайд 3)
Женщины, девушки, старики и дети копали окопы, делали землянки и конечно сражались с немецкими войсками. (Слайд 4)
Звучит песня «Священная война».
Педагог: Я хочу вам рассказать об одном городе, который раньше назывался Ленинградом. А сейчас его название - Санкт- Петербург. Во время Великой Отечественной войны фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно просматривать улицы и проспекты этого города. Но не только рассматривать, а и стрелять по ним. (Слайд 6).
У фашистов к этому городу было особое отношение. Они хотели не просто захватить, а уничтожить, стереть с лица земли. Очень быстро враги оказались рядом с городом Ленинградом. Днем и ночью они бомбили и обстреливали его. Полыхали пожары, разрушались дома, заводы, памятники. (Слайд 7).
Враги не смогли захватить город силой, тогда они решили взять его в блокадное кольцо. Осенью 1941 года Ленинград был окружен и отрезан от большой земли. Немцы захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград со страной. В город перестало поступать продовольствие, отключили свет, отопление, воду. Наступили страшные блокадные дни. Посмотрите на кару, на что это похоже? (Слайд 8).
Дети: Круг, кольцо.
Педагог: Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». (Слайд 9).
Еще это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к городу, были перерезаны. Осталась одна — по Ладожскому озеру. По Ладожскому озеру была проложена дорога, названная - дорогой жизни. По ней под огнем противника перевозили хлеб в город, а обратно эвакуировали стариков и детей, раненых. (Слайд 10).
Дорогу заметало, во льду образовывались трещины, вражеская авиация обстреливали машины — но дорога существовала. (Слайд 11).
Только она помогла выжить людям и спасла от голода многих Ленинградцев. Поэтому назвали ее «Дорога жизни». Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом. (Слайд 12).
А когда лёд стал толще, продукты стали перевозить на грузовиках. (Слайд 13).
А летом, взрослые вместе с детьми. разбивали грядки в скверах, парках и сажали там овощи. Дети помогали им ухаживать за грядками, поливали их, пололи, окучивали. Они это делали для того, чтобы зимой можно было, что - то есть.
(Слайд 14-15).
(Дети читают наизусть стихи).
1. И только Ладога спасала,
Когда стояли холода.
Тогда «Дорогой жизни» звала
Её народная молва.
2. По льду машин шли караваны,
Чтоб иногда уйти под лёд.
Ее бомбили беспрестанно,
Но день за днём, из года в год
3. Везли туда — еду, снаряды,
Обратно — раненых, детей.
Тот город назывался Ленинградом
И шла суровая война
Педагог: Потянулись страшные 900 дней. Это - 2,5 года. Каждую ночь гул самолетов, разрывы бомб. Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда еще не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света. В городе остались старики, женщины и дети, которые пошли работать на заводы.
(Слайд 16-17).
Дети наравне со взрослыми боролись за победу. Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки за ушедших на фронт братьев и отцов. (Слайд 18).
Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. Они знали, что своей работой помогают фронту. (Слайд 19).
(Дети читают наизусть стихи).
1. Мы не слышали взрывов, грохота,
Мы не видели эту блокаду,
Но мы знаем, как трудно было
Осажденному Ленинграду.
2. Голод и холод.
Война и разруха.
Сильный был город,
Не падал он духом!
Педагог: В самый тяжелый период блокады нормы выдачи хлеба были очень маленькими. Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день (показ). Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его веса на руке, а это было все, что можно было съесть. (Слайд 20-23).
(Дети читают стихи).
1. Я вспоминаю хлеб блокадных лет,
Который нам давали.
Не из муки он был — из наших бед,
И что в него тогда не клали!
2. Хлеб был с мякиной и ботвой,
С корой, колючий так, что режет десна.
Тяжелый, горький — с хвоей, лебедой,
На праздник, очень редко — чистый просто.
3. Но самый сильный голод был, когда
Хлеб мы по два-три дня не получали.
Мы понимали, что война – это беда,
Но каждый день с надеждой хлеба ждали.
Не дни мы голодали, а года.
Хоть раз наесться досыта мечтали.
Педагог: И все, больше ничего — только вода. За водой приходилось ходить на Неву или к колонкам, которые специально установили на улицах города. Из последних сил везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем не мог ходить. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод. (Слайд 24).
(Дети читают наизусть стихи).
1. Опять налёт, опять сирены взвыли.
Опять зенитки начали греметь.
И ангел с петропавловского шпиля
В который раз пытается взлететь.
2. Но неподвижна очередь людская
У проруби, дымящейся во льду.
Там люди воду медленно таскают
У вражеских пилотов на виду.
Не думайте, что лезут зря под пули.
Остались — просто силы берегут.
Самым страшным испытанием стал голод.
Педагог: Дети вместе с мамами и старшими сестрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки, шили для солдат фуфайки, шинели. Разбирали письма на почте. (Слайд 25-28).
Девушки обходили квартиры и помогали беспомощным больным, помогали в госпиталях. (Слайд 29).
Детей, оставшихся без родителей, устраивали в дома малюток и детские сады. (Слайд 30).
(Дети читают стихи).
Как жить без мамы и отца,
Без хлеба, дома и тепла?
Всё это отняла война.
Не хлюпали, не плакали, не ныли
Ребята ленинградские, а - жили!
Педагог: И даже тогда работали заводы, с Кировского завода на фронт уходили танки. Работало радио: передавали новости с фронта, музыку, стихи. Никакие муки и лишения не смогли сломить мужества и стойкости защитников Ленинграда, не смогли поколебать веры ленинградцев в победу над фашизмом. В городе работали библиотеки, театры, школы, детские сады и даже зоопарк. (Слайд 31-34).
Особенно тяжело приходилось жителям города зимой. Придёт человек домой. Окна заклеены полосками бумаги крест на крест, чтобы стёкла не разбились от взрывной волны. Холодно, потому что нет отопления, и воды тоже нет, ни горячей, ни холодной. Печка «буржуйка». Пока её топишь – тепло, перестанешь топить – холодно. Дров тоже было очень мало. На топливо разбирали разбомбленные дома, мебель… (Слайд 35-36).
Педагог: К прорыву блокады войска Ленинградского фронта готовились долго и тайно. И, наконец, настал день штурма. Бои продолжались несколько дней. И весь мир узнал, что блокада прорвана! … (Слайд 37-38).
Блокадный паёк,
Стакан кипятка.
Вот жизни глоток,
Потом темнота.
А город прорвался!
А город воскрес!
А город остался!
Никуда не исчез!
Педагог: 27 января 1944 года, враги были отброшены от города. Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады. А в Ленинграде пошел парад.
Дети исполняют песню «День Победы». (Слайд 39).
За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А Ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика-
Гремит салют над Ленинградом.
Такого дня не видел Ленинград!
Нет. Радости подобной не бывало!
Казалось, что всё небо грохотало…
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий.
Смеялись, пели, обнимались люди.
Звучит песня «День Победы»
Педагог: На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». (Слайд 40). За мужество и героизм наш город получил звание «Города- героя». На Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады, возвышается скорбная фигура Матери — родины. (Слайд 41).
Ребята, мы с вами сегодня узнали много нового, вы молодцы. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас нарисовали то, что вам больше всего запомнилось. Мы создадим альбом из ваших рисунков.