Лучший педагог года

Восприятие как одна из составляющих сенсорно-перцептивной сферы человека

Светлана Першан
Восприятие как одна из составляющих сенсорно-перцептивной сферы человека

Здравствуйте! В окружающем мире познание человеком состоит из познавательных действий, которые происходят в психических явлениях. Познавательные психические процессы, а именно восприятие, мышление, память, внимание различаются между собой и определяют сторону познания человеком окружающего мира. Эти действия направлены на выполнение различных задач и производятся при помощи конкретных средств, а именно знаний и представлений.

Публикация «Восприятие как одна из составляющих сенсорно-перцептивной сферы человека» размещена в разделах

По мнению Г. Л. Выготской, «восприятие» – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.

С рождения человеку дано умение чувствовать, но способность воспринимать мир формируется в жизненном опыте. Восприятие - это отражение предметов и явлений, выражающее большое влияние на органы чувств при их непосредственном воздействии. Оно предполагает присутствие различных чувств и протекает вместе с ощущениями, но не может сводиться к сумме.

В процессе восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав. Л. С. Выготский отмечает, что уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида.

Восприятие – это не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей способностями.

И. М. Сеченов и коллектив авторов отмечают, что физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация – такова физиологическая основа ощущений.

Разные виды внешних воздействий, а именно свет, звук, запах, вкус порождают в наших органах чувств процессы нервного возбуждения и передают данные в головной мозг. За каждый вид внешних воздействий отвечает определенный орган чувств и определенный вид чувствительности.

Ведущим органом чувств является зрение. Зрительное восприятие включает в себя объединение данных о цвете, форме, движении и их осмысление.

Огромный вклад в понимание того, как формируется целостный образ из отдельных деталей, внесли ученые Гештальтпсихологии в начале 20века. Они вывели несколько законов восприятия и объединили их по некоторым принципам в связные единства. М. Вертгеймер одним из первых выделил факторы, влияющие на организацию зрительных ощущений в образы. Выделенные им факторы указывают на близость и сходство элементов друг к другу, где обнаруживается склонность к объединению. В факторе «естественного продолжения» происходит заполнение пробелов, где наш мозг старается свести фрагментарное изображение в простую, полную фигуру, а замкнутость создает целостные непрерывные изображения. При восприятии более сложных осмысленных изображений действует механизм влияния прошлого опыта и мышления, где на основании полученной информации составляется целостное изображение.

Таким образом восприятие рассматривается как интеллектуальный процесс и развивается под влиянием условий жизни человека. Оно связано с активным поиском признаков, которые необходимы для складывания образа и принятия решений.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Как мы делали коллаж «Как природа влияет на здоровье человека» с детьми старшей группы»Фотоотчет «Как мы делали коллаж «Как природа влияет на здоровье человека» с детьми старшей группы» Марина Лебедева Фотоотчет как мы делали коллаж «Как природа влияет на здоровье человека» с детьми старшей группы Уважаемые коллеги, предлагаю.

Консультация для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорно-познавательного развития детей раннего возраста» Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается.

Мастер-класс как одна из форм работы с родителями Методическая разработка на тему: «Мастер — класс как одна из форм работы с родителями» За последние годы большое внимание уделяется взаимодействию.

Подвижные игры как одна из технологий здоровьесбережения От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья.

Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.

Сценарий праздничного концерта «Мама как солнышко в мире одна» Праздничный концерт для мам. Звучат фанфары,на середину зала выходят ведущие,читают по одному: 1-й ведущий: И вновь на улице капель поёт.

Семейный клуб как одна из форм системы работы с родителями в ДС Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новониколаевская средняя общеобразовательная школа Купинского района Структурное.

Театральная деятельность как одна из наиболее доступных для детейТеатральная деятельность как одна из наиболее доступных для детей У нас в детском саду проходил конкурс театров. Участвовали все группы. Родителям дали задание, сделать театр на определенную тематику.

Экологическая тропа как одна из форм экологического воспитанияЭкологическая тропа как одна из форм экологического воспитания Экологическая тропа как одна из форм экологического воспитанияЭкологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных.

Журнал «Альманах» как одна из форм самообразованияЖурнал «Альманах» как одна из форм самообразования «Передо мной лежит журнал Альманахом кто-то его назвал. Я страницы открываю Что же в нём, сейчас узнаю» В настоящее время проблемой является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Восприятие как одна из составляющих сенсорно-перцептивной сферы человека
Опубликовано: 21 апреля 2019 в 15:34
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД