Лучший педагог года

Вовлечение детей старшего дошкольного возраста в различные виды эколого-ориентированной деятельности

Ольга Ковалева
Вовлечение детей старшего дошкольного возраста в различные виды эколого-ориентированной деятельности

Важнейшим показателем экологической воспитанности старших дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе.

Публикация «Вовлечение детей старшего дошкольного возраста в различные виды эколого-ориентированной деятельности» размещена в разделах

Практическая эколого-ориентированная деятельность в ДОУ связана с формированием стратегий непрагматического взаимодействия с природой. К ней можно отнести труд в природе, природопользование, природоохранную деятельность.

Особый интерес в формировании экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста представляет метод проектов. В экологическом образовании дошкольников широко используются проекты. Метод проектов предполагает осуществление проектной деятельности.

Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой у детей формируются познавательные способности и творческое мышление, повышается самооценка.

Задача педагога в проектной деятельности – активизировать творческую активность ребенка и способствовать самостоятельности в выборе способа действия в различных ситуациях.

Проектная деятельность в детском саду классифицируется по доминирующему методу:

• поисково-исследовательские проекты (дети проводят опыты и научные исследования, определяют задачи и методы исследования, формулируют проблему и находят ее решение, а результат оформляют в виде альбома, газеты или выставки);

• информационные проекты (дети самостоятельно накапливают информацию и воплощают ее в жизнь, оформляя, например, уголок в группе);

• игровые проекты (дети решают поставленные задачи, вживаясь в образ сказочного героя);

• творческие проекты (они имеют свободную структуру и не ограничены жесткими рамками, они меняются в процессе воплощения, их итог – проведение тематического детского праздника или театрального представления, спортивной игры или экспедиции)

Проект включает три основных этапа:

1) подготовительный: в рамках данного этапа, педагог определяет цель и задачи, выбирает методы исследования, проводит предварительную работу с педагогами, детьми и их родителями, выбирает оборудование и материалы;

2) исследовательский: в ходе которого осуществляется поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

3) обобщающий (заключительный) : на данном этапе участники проекта обобщают результаты работы в доступных для них формах, анализируют их, систематизируют и закрепляют полученные знания, формулируют выводы и при наличии возможности составляют рекомендации.

Проекты могут быть индивидуальные и парные, фронтальные и групповые, проводимые внутри группы или с другими группами детей, с семьей или общественными организациями. Проекты могут иметь целью получение сведений о растениях, могут быть долгосрочными, среднесрочными или краткосрочными. Ребенок в проекте может быть просто участником-исполнителем, а может выступать заказчиком или экспертом.

Каждый проект должен иметь четкую структуру и ясные цели, быть актуальным и социально значимым, только в этом случае проектная деятельность в ДОУ педагогов, детей и их родителей будет успешной.

Примером использования проектной деятельности в формировании экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста является экологический проект Н. А. Рыжовой «Мое дерево».

В данном проекте рассматриваются особенности работы с детьми на трех этапах реализации проекта: подготовительном, исследовательском и обобщающем. Работа по проекту строится на основе интегрированного и деятельностного подходов. Выполняя задания, дети наблюдают, экспериментируют, играют, рисуют, слушают музыку, сочиняют рассказы и сказки.

Так же примерами могут служить такие проекты, как «Лекарственные растения», «Растения-гиганты», «Эти удивительные растения», «Цветочный калейдоскоп».

Одной из нетрадиционных форм эколого-ориентированной природоохранительной деятельности дошкольников являются экологические акции.

Экологические акции – это событийно-значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.

Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, большое воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей. Дети видят, как к данному событию относятся взрослые, как организуют его и сами в нем участвуют.

Дети старшего дошкольного возраста могут принять участие в экологических акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность.

Данная форма работы с детьми очень актуальна, так как:

— акции направлены на формирование активной жизненной положительной позиции по отношению к природе и помогают понять ребенку, что от него зависит состояние окружающей нас среды;

— акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе, а осознанных знаний этих правил;

— акции позволяют детям видеть примеры заботливого отношения к природе со стороны взрослых и самим развивать положительное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

Примерами экологических акций являются такие акции, как «Украсим землю цветами», «Как подружиться с природой», «Первоцветы всего света».

Для того, чтобы научить детей бережно относиться к природе, обратить их внимание на то, что многие растения находятся на грани исчезновения, воспитатель может разработать для своей работы с детьми лэпбук на тему «Растения». В него могут войти загадки, стихи о растениях, дидактическая игра «разрезные картинки» и изображением растений, правила поведения в природе, правила ухода за растениями и др.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности Слайд 2. Введение Добрый день, уважаемые коллеги! Посмотрите, пожалуйста, на свои руки и полюбуйтесь ими. Сколько тайн хранит в себе рука.

Презентация «Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности» Главной составляющей полноценного развития детей раннего возраста является сенсорное развитие. Сенсорное воспитание, направленное на формирование.

Аналитическая справка тематического контроля «Развитие навыков монологической речи через различные виды словесной работы» Аналитическая справка о результатах тематического контроля «Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию навыков монологической.

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста через различные формы творческой активности Слайд №1,2,3,4,5,6 Тема моего опыта работы «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста, через различные формы.

Занятие для детей старшего дошкольного возраста с элементами телесно-ориентированной терапии «Путешествие в страну чувств» Занятие для детей старшего дошкольного возраста с элементами телесно-ориентированной терапии «Путешествие в страну чувств» Цель: Способы.

Методические рекомендации по организации эколого-краеведческому воспитанию детей дошкольного возрастаМетодические рекомендации по организации эколого-краеведческому воспитанию детей дошкольного возраста Знакомясь с историей родного города, края, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста через различные виды деятельности» Актуальность темы: В последнее время у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями.

Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников через различные виды музыкальной деятельности»Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников через различные виды музыкальной деятельности» Отчет по самообразованию за 2018–2019 учебный год Тема самообразования: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через.

План самообразования «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности» Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Задачи: 1. Улучшить координацию и точность.

Сказка по эколого-краеведческого воспитания детей дошкольного возраста: «Приключение муравьишки Пети». Приключение муравьишки Пети. Глава 1 Жил – был муравьишка Петя. Он жил на чудесной зеленой полянке. Целый день муравьишка играл со своими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вовлечение детей старшего дошкольного возраста в различные виды эколого-ориентированной деятельности
Опубликовано: 20 мая 2019 в 11:36
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД