Наталья Себелева
Возможности дидактической игры в формировании экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра является основным видом познания окружающей действительности и усвоением экологических знаний. Формирование определенных умений и знаний происходит, под воздействием дидактических игр, которые используются педагогом в целях обучения и воспитания дошкольников. При грамотном воспитании и обучении различным действиям, способам и средствам общения, идет активное пополнение экологических представлений и знаний дошкольниками. Только в игре у дошкольника формируются и развиваются основные стороны психики, от которых зависит, насколько в дальнейшем дошкольник будет преуспевать в учёбе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми; именно в игре происходят существенные изменения в интеллектуальной сфере, которые являются основой для развития личности.
Публикация «Возможности дидактической игры в формировании экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дидактические игры – наиболее распространенный метод, который используется для развития всех познавательных психических процессов, а также для формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.
По мнению П. И. Пидкасистого дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений процессов; коллективная, целенаправленная, учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи ориентируют свое поведение
В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.
Основная деятельность ребенка дошкольника это - игра. В игре у дошкольника развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность и активность. Наибольшей эффективностью усвоения экологических знаний у старшего дошкольника является дидактическая игра посредствам которой у него формируются экологические знания и представления об окружающем мире. Педагогу необходимо постепенно и последовательно формировать и развивать экологическую культуру ребенка. Целенаправленные и организованные занятия по ознакомлению с окружающей средой являются важнейшим условием становления экологически воспитанной личности. Взрослому необходимо погрузить ребенка в деятельность, а также создать благоприятные условия, способствующие активному усвоению знаний, в ходе которой будет происходить непосредственное взаимодействие ребенка и окружающей средой.
Важным является аспект, который способствует выработке отношения ребенка к окружающей среде, являющаяся конечным результатом экологической воспитанности личности ребенка. И при условии творческого подхода детей к продуктивным видам деятельности (рисование, аппликация, дети самостоятельно включаются в деятельность, это является показателем эмоциональной отзывчивости и формирования основ экологической культуры.
Именно игра вызывает эмоциональный отклик у детей по отношению к объектам живой природы и растительного мира. Экологические знания, полученные в игре, будут способствовать формированию самостоятельной игры, в ходе которой затронут интеллектуальную и эмоциональную сферу дошкольника.
Отношения игры и экологического воспитания противоположны, в игре дошкольник проявляет инициативу и активность, совершает различные действия, от которых никто не пострадает. Общение с природой же требует учета специфики живого организма и поэтому накладывают много запретов, ограничивают практическую деятельность ребенка. Именно поэтому игровое взаимодействие с живыми существами, познание природы игровым способом должны строиться по определенным правилам.
Формирования экологических знаний - это целенаправленная, специально организованная и последовательная педагогическая деятельность, которая предполагает использование педагогического инструментария взрослым.
А. В. Калиниченко, Ю. В. Микляева считают, что согласно этой точки зрения, игровая деятельность дошкольника базируется на непосредственно-эмоциональном общении и предметно-манипуляторных действиях [7].
Дидактическая игра предполагает, что старший дошкольник учится удерживать основную цель деятельности игры, учится действовать по инструкции взрослого, не только контролировать свое поведение, но и свои действия и речь. Однако, дошкольник использует свои возможности в игре, гордится достигнутым результатом и в то же время учится радоваться удаче товарища, учиться сопереживать трудностям и проявлять взаимопомощь.
Огромную роль в формировании, закреплении, развитии экологических знаний о окружающей среде в целом, могут использоваться различные дидактические игры. Грамотное объяснение взрослым правил игры, выработка у детей навыка соблюдать правила, формируют дисциплинированность и ответственность. В старшем дошкольном возрасте педагог использует разнообразные дидактические игры, например («Угадай по описанию», «Живое-неживое», «Летает, ходит, ползает», и. др) способствующие активному усвоению экологических знаний и представлений, отношения к окружающей среде и правил поведения во взаимодействии с природой. Все это формирует у детей умение использовать непосредственно те знания, которые уже усвоены. Дошкольник учиться сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам, а также формируется внимание, быстрота реакции, и восприятие.
Таким образом, мы определи возможности дидактической игры в формировании экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Именно дидактическая игра является эффективным средством обучения и воспитания детей.