Ползикова
Возможности использования педагогического опыта В. А. Сухомлинского в работе с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Возможности использования
педагогического опыта
В. А. Сухомлинского в работе с детьми ОВЗ
в дошкольном возрасте.
В основу положены принципы и идеи талантливого педагога – Василия Александровича Сухомлинского. Центром всего воспитательного процесса является ребёнок с внутренним миром, умственные способности и интересами.
Смысл всех принципов заключается во всесторонне развитой личности, которую нельзя увидеть без соблюдения ряда правил воспитания детей дошкольного возраста.
Публикация «Возможности использования педагогического опыта В, А, Сухомлинского в работе с детьми ОВЗ» размещена в разделах
В основе педагогики Василий Александрович поставил несколько принципах. Использоваться их изолированно или в контекст не видел значения, поскольку все принципы связаны между собой и каждый, как считает педагог, важен для воспитания всестороннего развития личности. Основа всей педагогической деятельности Василия Александровича – принцип неповторения каждого ребенка. Естественно гениев и вундеркиндов рождаются мало, но это не означает, что остальные дети глупые и бестолковые. Ошибки воспитания и образования легко избежать при использовании принципа учета умственных возможностей детей.
В. А. Сухомлинский считал, что: «Полноценная и качественная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ возможна лишь при условии тесного взаимодействия всех участников сопровождения.»
В настоящее время потребностью становятся образовательные коррекционные технологии, направленные на обучение, развитие и коррекцию детей с нарушениями зрения и тяжелыми нарушениями речи. Коррекционные технологии способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизацию нарушенных психических функций.
Коррекционно-образовательные технологии – это комплекс методов, форм и приемов обучения, целью которых является физическое развитие и укрепление здоровья, а также снятие психоэмоционального напряжения дошкольников.
Для того, чтобы улучшить учебный процесс, педагог должен выбрать ключ, найти подход, и этого не получится, если педагог не видит в каждом ребенке личности и не принимает ее, а наоборот в своем добром отношении и примере добиться, чтобы ребёнок хотел стать еще лучше. Главная задача – делать жизнь ребенка радостной и счастливой, потому что радость является позитивной эмоцией, и от этого можно достичь, если ребенок не только будет наблюдателем, но и сам будет активно участвовать в процессе — принцип экспериментального подхода.
Очень интересная история эволюции взглядов на наказание в качестве принципа воспитания, в начале карьеры Сухомлинский считал наказание необходимым, но постепенно менял свои мысли. Павлышевское воспитание без наказания стало главным принципом воспитания, он считал, что в воспитательной работе не нужно использовать грубые высказывания, высмеивания. Система воспитания - оценивать только положительные результаты. Сухомлинский призывал использовать детский коллектив осторожно: никогда нельзя выпускать из виду эмоции детского коллектива; он был убежден в том, чтобы дети учились любить человека только там, где есть любящий грамотный учитель.
В. А Сухомлинский считал, что дети от педагога должны видеть и чувствовать человеческое отношение к детям; отсюда следует принцип чуткости в отношении детей.
Так же он считал необходимые личные качества, которые должны быть у каждого педагога, это любовь к работе, высокая квалификация, высокие моральные личные качества педагога, творческий подход к воспитанию и обучению.
Педагогические труды Василия Сухомлинского занимают особую роль в системе воспитания детей, это не просто рекомендации о воспитании, это советы и рекомендации, касающиеся всей жизни читателя и ученика, а еще и сугубо образовательного процесса, наработки ученых и его выводы очень интересные и ценные не только учителям и воспитателям, а родителям! Сердца маленьких людей должны быть открыты радостям других людей – это главная предпосылка к тому, чтобы дети могли почувствовать радость другого человека: ведь ребенок принес другим людям счастье; а самое большое удовлетворение приносит мысль о том, что он доставил ему радость.
Когда дети заботятся о других людях, слово воспитателя становится могучей силой. Там, где они творят радость другим людям – оно обретает силу и мощь воздействия на них: братьев или сестер, стариков; в этом направлении воспитатель должен пробуждать эмоциональное внимание к чувствам детей. Каждый ребенок видит прекрасное по-своему. Каждое сердце требует своего прикосновения, своей искренности чувств. Мир красоты вокруг нас неисчерпаемо безграничен.
«Разбудите в душе ребенка музыку слова, чтобы мучительный поиск слов стал для него блаженством. Если же он найдет там слово и услышит его, то станет вашим воспитанником». И только тогда можно будет сказать: "Если это ваше желание является истинной музыкой", – убеждал Сухомлинский всех педагогов и родителей к истинному, не шаблонному воспитанию дошкольников. Лучший способ воспитания — воспитание на уровне сердца (на личном примере). Когда каждый из нас выбирает действительно быть красивым или казаться привлекательным?
В заключении хочется отметить, что в результате систематического применения коррекционно-развивающих технологий в процессе обучения и воспитания у детей с нарушениями зрения и тяжелыми нарушениями речи возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.
Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями зрения и тяжелыми нарушениями речи к школьному обучению, к социализации и их адаптации в обществе.
Список использованной литературы :
1. Нищева, Н. В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет [Текст] / Н. В. Нищева. – СПб. : Детство-пресс, 2017.
2. Рындак В. Г., Уроки Сухомлинского. / М. : Педагогический вестник, 2003. 337с.
3. Сухомлинский В. А. / Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учеб. -воспитат. работы в сельской школе. / М. : Просвещение, 1979. – 393 с.
4. Сухомлинский В. А. / О воспитании / М. : Политиздат, 1979. 160с.