Татьяна Петровна Иванова
Возможности песочной терапии в работе учителя-логопеда и воспитателя с дошкольниками с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня во всем мире, в том числе и в России, увеличивается количество детей с проблемами речи. Многие из них имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет коррекционную работу.
Именно поэтому одним из важнейших звеньев помощи детям с речевыми проблемами, в том числе и общим недоразвитием речи, являются логопедические занятия, которые должны осуществляться с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Публикация «Возможности песочной терапии в работе учителя-логопеда и воспитателя с дошкольниками с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
На занятиях по развитию речи учителя –логопеды, воспитатели активно применяют как традиционные формы и методы работы, так и инновационные методы коррекционного воздействия. Например, широко применяется методы сказкотерапии, театротерапии, музыкотерапии, пескотерапии. [1]
Принцип «пескотерапии» или «песочной терапии» был предложен немецким психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом, одним из основателей психоанализа. Благодаря Юнгу создание песочных картин стало применяться в психокорекции и существует в настоящий момент. Юнг считал, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и является прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. [2]
Руки и ладони человека наделены большим количеством нервных окончаний. Самыми чувствительными являются пальцы, на которых расположены рецепторы, посылающие импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя на кистях рук определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. И чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь.
Песок можно использовать в развитии мелкой моторики, тактильных ощущений, мышления. Игры с песком развивают у детей диалогическую речь, с их помощью дети учатся правильно строить предложения, согласовывать существительные с прилагательными, числительными, подбирать уменьшительно-ласкательные формы, классифицировать предметы[6].
Песочная терапия в работе учителя –логопеда, воспитателей с детьми показывает положительный результат:
игры с песком благоприятно влияют на общее развитие ребенка,
позволяют корректировать общие речевые нарушения у детей,
усиливают личностную заинтересованность ребенка в происходящем,
песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка,
ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
у ребенка заметно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
на занятиях всегда весело и интересно;
ребенок легче переносит период адаптации, исчезают напряжение и страх [4].
Стол с песком позволяет наглядно показать приемы работы с песком и фигурами, а также воспроизвести, повторить или создать свою творческую работу.
В качестве стола с песком можно использовать готовый стол или сделать его самим. Для этого используется большой водонепроницаемый ящик или коробка. Стандартные размеры стола 50см. х 70см. х 8 см, (где 50 х 70 - размер поля, а 8 - глубина). Такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия и используется в индивидуальной работе. Для групповой работы рекомендуется использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.
Для логопедических игр с песком используют большой набор игрушек, желательно маленького размера, миниатюрных. Эти игрушки должны быть такими же, какие используются в быту и жизни. В классической песочной терапии существует определенная классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин :
игрушки, изображающие людей, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных, позы могут быть как динамические, так и статические;
животные, живущие и передвигающиеся по земле (домашние, дикие, доисторические);
летающие животные (дикие, домашние, доисторические);
обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);
строения (дома, дворцы, замки, другие постройки);
мебель (различных эпох, культур и назначения);
домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);
деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);
транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);
объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);
объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);
аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);
естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные стеклышки и пр.);
фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;
игрушки и фигуры, изображающие отрицательных героев (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).
Все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Чем больше игрушек, предметов, тем лучше. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги. [3]
Структура занятий разрабатывается с учетом возрастных особенностей детей, исходя из целей и задач. Занятия можно рассчитывать на детей разного возраста, задания можно усложнять или упрощать в зависимости от проблем и успехов детей. Занятия можно проводить как с небольшой подгруппой детей (3-4 человека, так и индивидуально.
Занятия рекомендуется проводить по следующей схеме:
Введение в тему занятия (демонстрация песочницы, коллекции фигурок);
Знакомство с правилами игр на песке;
Формулировка темы занятия, инструкции к играм;
Содержание занятия;
Итог занятия, ритуал выхода.
Примеры игр с песком
«Узоры на песке»
Учитель-логопед пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры. Ребенок должен нарисовать такой же узор рядом, или продолжить узор учителя - логопеда.
«Лошадка»
Щёлкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать» по песку.
«Что спряталось в песке?»
Ребенку предлагается опустить руки в песок и найти то, что ему попадется. Затем логопед просит назвать все предметы, которые были найдены в песке.
«Необыкновенные следы» :
«Следы медвежат» - ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на
песок;
«Следы зайцев» - кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;
«Ползут змейки» - ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;
«Жучки–паучки» - ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.
«Добрый великан»
Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь.
«Садовник»
Дети изображают действия садовника: «копают ямки», «сажают плодовые деревья», «опрыскивают деревья» и т. д., используя игрушки и фигурки.
«Сбор урожая»
Дети изображают, как ставят лестницу, срывают яблоки, складывают их в ящики, грузят их в машину, везут в магазин.
«Найди предметы»
Нужно из песка достать предметы: те, в нaзвaнии которых есть звук [ш], — положить в мешок; те, в названии которых есть звук [с], — в сундук.
«Что лишнее?»
Песочница делится на три зоны, дети строят в каждой зоне домик. В одном живут слова со звуком [м], [мь] в начале слова, в другом – слова со звуком [м], [мь] в середине слова, в третьем – слова со звуком [м], [мь] в конце слова. Из набора игрушек дети выбирают и распределяют предметы по домикам.
«Помоги Незнайке»
Логопед сообщает детям, о том, что им пришло письмо от Незнайки и зачитывает его: «Здравствуйте дорогие ребята! Помогите, пожалуйста, составить рассказ об одном из животных, живущем в лесу. Я хочу принять участие в конкурсе «Моё любимое животное». Для этого я должен сочинить рассказ об этом животном, но у меня не получается. Я надеюсь, что вы мне поможете.» Затем логопед предлагает детям по очереди отыскать любое животное в песке и составить описательный рассказ опираясь на схему. Во время выполнения задания логопед задает наводящие вопросы. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не расскажут о своём животном.
«Качели»
Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.
«Полоски»
Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
Занятия песочной терапией развивают не только речь, но развивается и взаимодействие учителя –логопеда, воспитателя и ребенка. Ребенок учится выражать свои мысли, может развить свою фантазию и создавать неповторимые творения, которые актуальны именно здесь и сейчас. Этот метод подходит для всех детей, но наиболее актуален для детей, которые замкнуты, не хотят выполнять различные задания на традиционных занятиях[5].
ЛИТЕРАТУРА
1. Бессонова А. Д. Специфика использования песочной терапии на логопедических занятиях // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 662-665.
2. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми : рук. Для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. - СПБ: Речь, 2008. - с. 20.
3. Козионова Л. В. Нетрадиционные логопедические технологии. Использование пескотерапии в работе логопеда / Л. В. Козинова. - https://www.logoped.ru/kozilv01.htm
4. Машкова Н. П. Занятие с элементами песочной терапии для детей 6-7 лет с ОНР / Н. П. Машкова // Логопед. – 2018. - №2. – С. 13-17.
5. Пожалостина А. В. Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ОНР / А. В. Пожалостина // Логопед. – 2018. - №7. – с. 32-35.
6. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Игры с пеком для обучения пересказу детей 5-7 лет / О. Б. Сапожникова, Е. В. Гарнова. – М. : Сфера, 2017. – 64 с.