Приложение МААМ

Возможности песочной терапии в работе учителя-логопеда и воспитателя с дошкольниками с общим недоразвитием речи

Татьяна Петровна Иванова
Возможности песочной терапии в работе учителя-логопеда и воспитателя с дошкольниками с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня во всем мире, в том числе и в России, увеличивается количество детей с проблемами речи. Многие из них имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет коррекционную работу.

Именно поэтому одним из важнейших звеньев помощи детям с речевыми проблемами, в том числе и общим недоразвитием речи, являются логопедические занятия, которые должны осуществляться с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Публикация «Возможности песочной терапии в работе учителя-логопеда и воспитателя с дошкольниками с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

На занятиях по развитию речи учителя –логопеды, воспитатели активно применяют как традиционные формы и методы работы, так и инновационные методы коррекционного воздействия. Например, широко применяется методы сказкотерапии, театротерапии, музыкотерапии, пескотерапии. [1]

Принцип «пескотерапии» или «песочной терапии» был предложен немецким психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом, одним из основателей психоанализа. Благодаря Юнгу создание песочных картин стало применяться в психокорекции и существует в настоящий момент. Юнг считал, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и является прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. [2]

Руки и ладони человека наделены большим количеством нервных окончаний. Самыми чувствительными являются пальцы, на которых расположены рецепторы, посылающие импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя на кистях рук определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. И чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь.

Песок можно использовать в развитии мелкой моторики, тактильных ощущений, мышления. Игры с песком развивают у детей диалогическую речь, с их помощью дети учатся правильно строить предложения, согласовывать существительные с прилагательными, числительными, подбирать уменьшительно-ласкательные формы, классифицировать предметы[6].

Песочная терапия в работе учителя –логопеда, воспитателей с детьми показывает положительный результат:

игры с песком благоприятно влияют на общее развитие ребенка,

позволяют корректировать общие речевые нарушения у детей,

усиливают личностную заинтересованность ребенка в происходящем,

песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка,

ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

у ребенка заметно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

на занятиях всегда весело и интересно;

ребенок легче переносит период адаптации, исчезают напряжение и страх [4].

Стол с песком позволяет наглядно показать приемы работы с песком и фигурами, а также воспроизвести, повторить или создать свою творческую работу.

В качестве стола с песком можно использовать готовый стол или сделать его самим. Для этого используется большой водонепроницаемый ящик или коробка. Стандартные размеры стола 50см. х 70см. х 8 см, (где 50 х 70 - размер поля, а 8 - глубина). Такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия и используется в индивидуальной работе. Для групповой работы рекомендуется использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.

Для логопедических игр с песком используют большой набор игрушек, желательно маленького размера, миниатюрных. Эти игрушки должны быть такими же, какие используются в быту и жизни. В классической песочной терапии существует определенная классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин :

игрушки, изображающие людей, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных, позы могут быть как динамические, так и статические;

животные, живущие и передвигающиеся по земле (домашние, дикие, доисторические);

летающие животные (дикие, домашние, доисторические);

обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);

строения (дома, дворцы, замки, другие постройки);

мебель (различных эпох, культур и назначения);

домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);

деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);

транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);

объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);

объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);

аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);

естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные стеклышки и пр.);

фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;

игрушки и фигуры, изображающие отрицательных героев (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).

Все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Чем больше игрушек, предметов, тем лучше. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги. [3]

Структура занятий разрабатывается с учетом возрастных особенностей детей, исходя из целей и задач. Занятия можно рассчитывать на детей разного возраста, задания можно усложнять или упрощать в зависимости от проблем и успехов детей. Занятия можно проводить как с небольшой подгруппой детей (3-4 человека, так и индивидуально.

Занятия рекомендуется проводить по следующей схеме:

Введение в тему занятия (демонстрация песочницы, коллекции фигурок);

Знакомство с правилами игр на песке;

Формулировка темы занятия, инструкции к играм;

Содержание занятия;

Итог занятия, ритуал выхода.

Примеры игр с песком

«Узоры на песке»

Учитель-логопед пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры. Ребенок должен нарисовать такой же узор рядом, или продолжить узор учителя - логопеда.

«Лошадка»

Щёлкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать» по песку.

«Что спряталось в песке?»

Ребенку предлагается опустить руки в песок и найти то, что ему попадется. Затем логопед просит назвать все предметы, которые были найдены в песке.

«Необыкновенные следы» :

«Следы медвежат» - ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на

песок;

«Следы зайцев» - кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

«Ползут змейки» - ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;

«Жучки–паучки» - ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

«Добрый великан»

Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь.

«Садовник»

Дети изображают действия садовника: «копают ямки», «сажают плодовые деревья», «опрыскивают деревья» и т. д., используя игрушки и фигурки.

«Сбор урожая»

Дети изображают, как ставят лестницу, срывают яблоки, складывают их в ящики, грузят их в машину, везут в магазин.

«Найди предметы»

Нужно из песка достать предметы: те, в нaзвaнии которых есть звук [ш], — положить в мешок; те, в названии которых есть звук [с], — в сундук.

«Что лишнее?»

Песочница делится на три зоны, дети строят в каждой зоне домик. В одном живут слова со звуком [м], [мь] в начале слова, в другом – слова со звуком [м], [мь] в середине слова, в третьем – слова со звуком [м], [мь] в конце слова. Из набора игрушек дети выбирают и распределяют предметы по домикам.

«Помоги Незнайке»

Логопед сообщает детям, о том, что им пришло письмо от Незнайки и зачитывает его: «Здравствуйте дорогие ребята! Помогите, пожалуйста, составить рассказ об одном из животных, живущем в лесу. Я хочу принять участие в конкурсе «Моё любимое животное». Для этого я должен сочинить рассказ об этом животном, но у меня не получается. Я надеюсь, что вы мне поможете.» Затем логопед предлагает детям по очереди отыскать любое животное в песке и составить описательный рассказ опираясь на схему. Во время выполнения задания логопед задает наводящие вопросы. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не расскажут о своём животном.

«Качели»

Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

«Полоски»

Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

Занятия песочной терапией развивают не только речь, но развивается и взаимодействие учителя –логопеда, воспитателя и ребенка. Ребенок учится выражать свои мысли, может развить свою фантазию и создавать неповторимые творения, которые актуальны именно здесь и сейчас. Этот метод подходит для всех детей, но наиболее актуален для детей, которые замкнуты, не хотят выполнять различные задания на традиционных занятиях[5].

ЛИТЕРАТУРА

1. Бессонова А. Д. Специфика использования песочной терапии на логопедических занятиях // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 662-665.

2. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми : рук. Для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. - СПБ: Речь, 2008. - с. 20.

3. Козионова Л. В. Нетрадиционные логопедические технологии. Использование пескотерапии в работе логопеда / Л. В. Козинова. - https://www.logoped.ru/kozilv01.htm

4. Машкова Н. П. Занятие с элементами песочной терапии для детей 6-7 лет с ОНР / Н. П. Машкова // Логопед. – 2018. - №2. – С. 13-17.

5. Пожалостина А. В. Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ОНР / А. В. Пожалостина // Логопед. – 2018. - №7. – с. 32-35.

6. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Игры с пеком для обучения пересказу детей 5-7 лет / О. Б. Сапожникова, Е. В. Гарнова. – М. : Сфера, 2017. – 64 с.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Использование песочной терапии в работе с младшими дошкольникамиИспользование песочной терапии в работе с младшими дошкольниками К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Почему это именно так? Да потому, что игры с песком в песочнице оказывают.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Мои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУМои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУ Всем известно, что ведущий вид деятельности у детей в ДОУ- игра. Еще А. С Макаренко сказал :«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движенийВзаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возможности песочной терапии в работе учителя-логопеда и воспитателя с дошкольниками с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 7 ноября 2021 в 16:02
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Возможности песочной терапии в работе учителя-логопеда и воспитателя с дошкольниками с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Петровна Иванова (УИ 676205) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД