Лучший педагог года

Консультация «Возможности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста»

Алёна Сергеевна
Консультация «Возможности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста»

Аннотация. В статье рассматриваются возможности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста в детском саду. Представлен опыт работы педагогов МБДОУ детского сада №49 г. Белгорода по развитию технического мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Публикация «Консультация „Возможности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Ключевые слова: инновация, экспериментальная площадка, конструирование, инженерно-техническое образование, инженерная книга.

Особенность современной ситуации в российской экономике характеризуется сменой технологического уклада, определяющей новое поколение инженерных и технических кадров. В настоящее время наша страна испытывает потребность в инженерно-техническом персонале и высококвалифицированных рабочих кадрах. В этой ситуации нет известных ответов на вопросы, как готовить инженеров, какие применять образовательные технологии.

В г. Белгороде апробируется парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фребеля до Робота: растим будущих инженеров», которая состоит из трех блоков – целевого, содержательного и организационного.

Программа «От Фребеля до Робота» предоставляет возможность отработать образовательные задачи и технологии развития продуктивного мышления и технических способностей детей уже на базовой, первой ступени образования в дошкольном образовательном учреждении; создать такие условия, чтобы при переходе из одного учебного учреждения в другое технические способности и творческие таланты развивались как можно интенсивнее.

Создание экспериментальной площадки в детском саду должно помочь в качественной подготовке кадров для промышленных предприятий и формировать интерес у детей к инженерной деятельности с самого раннего возраста. Доказано, что основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладываются в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. В процессе игровой деятельности у дошкольников формируется и развивается не только логика, но и пространственное мышление, которое является основой для большей части инженерно-технических профессий.

Инженерно-техническое образование в детском саду интересно тем, что, строится на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, что соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Личность формируется в деятельности и эффективность влияния развивающей предметно-пространственной среды на формирование основ технического мышления ребенка обусловлена его активностью в этой среде.

Первоначально, важной задачей стало повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно-пространственной среде, которая обеспечивает воспитание каждого ребенка, позволяет ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

В МБДОУ детском саду №49 г. Белгорода в старшей группе №7 реализуется апробационная программа экспериментальной площадки «Формирование у детей готовности к изучению технических наук средствами парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота» в соответствии с ФГОС ДО». Приобретены наборы «Дары Фребеля», конструкоры «Супер-Гигант» (с помощью конструктора дети могут научиться ориентированию в пространстве, распозновать двух- и трехмерные фигуры, а также работать в команде – помогать друг другу воплощать свои идеи в реальность); Полидрон «Малыш» (позволяет маленьким исследователям строить тысячи моделей, от машинок до самолетов); Полидрон магнитный «Супер» (знакомит с понятием полярности и с различными геметрическими фигурами, дает возможность создавать собственные объемные геометрические фигуры). Подобран материал с пошаговой инструкцией по конструированию модели, оформлены карточки-схемы.

Также на каждого ребенка разработана инженерная книга. Она представляет собой подробный дневник всех занятий, в котором все этапы продвижения инженерного проекта, проблемы, задачи, решения описываются «детским языком». Для этого используются рисунки, схемы, простейшие чертежи. В инженерной книге дети отмечают этапы работы над созданием модели, фиксируют правила техники безопасности, результаты своей деятельности. В книгу заносятся как схематические изображения хода конструктивно-модельной деятельности, так и зарисовки, какие материалы были выбраны, какие инструменты понадобились. Книга ведется регулярно, отражает реальный, живой процесс работы над моделями, фиксируя различные аспекты детской деятельности по созданию моделей.

Возможности формирования основ инженерно-технического мышления мы рассматриваем в трё х направлениях:

конструктивная деятельность

• познавательно-исследовательская деятельность

развитие логико-математического мышления

Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. В процессе строительно-конструктивных игр дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию. Под руководством взрослых дошкольники овладевают точным словарем, выражающим названия геометрических тел, пространственных отношений. Играя, дети становятся строителями, архитекторами и инженерами, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Основы технического моделирования и конструирования ребята осваивают с помощью различных видов конструкторов Полидрон. Эти наборы — идеальное и простое в использовании решение для развития логического и пространственного мышления. Конструктор по своей сути является игрой, но с его помощью дети смогут освоить даже самые необычные математические и пространственные задачи, научатся фантазировать и смогут придумать свои модели и фигуры

Так, с помощью конструктора Полидрон «Проектирование» дети учатся конструировать различные детали и простейшие машины, обучаются основам дизайна. Игры и задания с применением этого набора всегда вызывают интерес у детей, они позволяют сделать игру творческой и активной, следовательно, более продуктивной для развития и социализации ребенка.

С помощью конструктора Полидрон «Гигант» дети имеют возможность возводить огромные конструкции сооружать замки, башни, машины, лодки и даже дома с тоннелями, по которым можно проползти, одновременно осваивая понятия фигур, двух- и трёхмерных объектов, текстуры, а также обучаться работе в команде, претворяя идеи в реальность. В развивающей среде, окружающей ребенка, стараемся заложить возможность того, что и ребенок становится творцом своего предметного мира, в процессе личностно-развивающего взаимодействия с взрослыми, сверстниками становится творцом своей личности. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей. Если в среде рядом оказались дети с достаточно высоким уровнем культурно-познавательного развития, то они смогут создать интересные модели, образы, развернув их в творческую импровизацию или, наоборот, если в ней оказались дети с низким уровнем развития сенсорного опыта, то заложенные в среде поэлементные образцы также позволяют им получить успешный результат.

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольники наблюдают, размышляют, сравнивают, отвечают на вопросы, делают выводы, устанавливают причинно-следственную связь, соблюдают правила безопасности. В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников мы используем комплекс разнообразных форм и методов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач.

Основным содержанием деятельности стали опыты и эксперименты естественнонаучной направленности. Мы взяли некоторые, самые простые разделы физики: механику, магнетизм, электродинамику. В совместной и непрерывной образовательной деятельности знакомились и проводили эксперименты естественнонаучной направленности. После совместной деятельности дети, полученные знания вносили в самостоятельную деятельность и обыгрывали в разных игровых ситуациях. Так, например, познакомив детей с понятием инерции и гравитации, дети уже сами во время прогулки проводили эксперименты с различными предметами, объясняя результаты на своем уровне. Несомненно, познавательно-исследовательская деятельность способствует освоению детьми научно-познавательных знаний, становлению опытно-экспериментальных действий, формирует основы технического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Обобщая вышеизложенное, мы пришли к выводу, что развитие технических способностей детей дошкольного возраста - это поступательное, целенаправленное развитие сенсомоторных возможностей ребенка, его пространственного, логического и творческого мышления, обеспечивающих базис индивидуальных способностей в области создания конструкторских моделей, творческих идей в области освоения техники, механизмов.

Таким образом, созданные условия в ДОО, способствуют организации творческой продуктивной деятельности дошкольников в образовательном процессе, позволяя заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки, осуществить начальное инженерно-техническое образование детей дошкольного возраста в ДОО.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волкова, С. И. Конструирование — М : Просвещение, 2010.

2. Волосовец, Т. В., Карпова, Ю. В., Тимофеева, Т. В. «От Фребеля до Робота: растим будущих инженеров» - Самара: АСГАРД, 2017.

3. Дубровина, И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология. 2-е изд., стер. — М. : Академия, 2003–464 с.

4. Кочкина, Н. А. Организационно-методические основы планирования образовательной деятельности//Управление ДОУ. — 2012. — № 6. — с. 24.

5. Куцакова, Л. В. Занятия по конструированию в старшей группе – М: Мозаика-Синтез, 2007

Публикации по теме:

«Коррекция развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» «КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ». ВВЕДЕНИЕ Зрение дает человеку.

Диагностический комплекс упражнений для исследования состояния развития мышления детей старшего дошкольного возраста Диагностический комплекс I. Классификация геометрических фигур, множеств, предметов. 1. «Найди отличие» (дидактическое упражнение) Цель:.

Дидактические игры как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста По мнению педагогов, ученых –игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования.

Игровой занимательный материал как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Современные дети живут в эпоху активной информатизации и компьютеризации и уже наравне со взрослыми владеют различными гаджетами, планшетами,.

Использование игровых технологий как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста Андреева Мария Николаевна, воспитатель ГБОУ СОШ №1 «Образовательный центр» с. Сергиевск с. п. д/с «Сказка». Использование игровых технологий,.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста. Логические задачи» Известно, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.

«Развитие элементов инженерного мышления у старших дошкольников средствами конструктивно-модельной деятельности». Опыт работы Материалы для участия в региональном этапе Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» 2019 годаОпыт работы на тему:.

Проект «Формирование инженерного мышления у дошкольников в процессе знакомства с городом» Проект «Формирование инженерного мышления у дошкольников в процессе знакомства с городом». Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Консультация «Развитие предпосылок инженерного-математического мышления у дошкольников» «Развитие предпосылок инженерного - математического мышления у дошкольников» Цель профессиональной деятельности (или профессионального.

Возрастные особенности развития мышления у детей дошкольного возраста Возрастные особенности развития мышления у детей дошкольного возраста Основное начало развития мышления у детей дошкольного возраста относят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Возможности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 7 мая 2019 в 09:35
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД