Папки-передвижки

Возрождение духовно-нравственных ценностей через приобщение детей среднего дошкольного возраста к культуре родного края

Елена Бездетко
Возрождение духовно-нравственных ценностей через приобщение детей среднего дошкольного возраста к культуре родного края
▼ Скачать + Заказать документы

Отторжение подрастающего поколения от Отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений - одна из серьёзных проблем нашего времени.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру.

Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Одной из актуальных и важных задач, стоящих перед современным

Публикация «Возрождение духовно-нравственных ценностей через приобщение детей среднего дошкольного возраста к культуре родного края» размещена в разделах

обществом, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного творчества.

Народное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. Шло время, сменялись исторические эпохи, поколения людей. Но всегда существовала потребность украшать свой быт. Назначение и смысл многих вещей и предметов не всегда понятны современному человеку. Свое умение мастера передавали от отца к сыну, от деда к внуку, буквально из рук в руки. Народные мастера создавали и создают настоящие чудеса. Добрую магию вещей сработанных искусным мастером люди чувствовали издревле и верили, что рукотворная вещь не только не обходима в быту, украшает

жизнь, но защищает от зла. Немного осталось сегодня в России островков традиционного ремесла, хотя существуют еще старинные очаги народного творчества, где создаются золотая хохлома, вологодское кружево и другие. Тайны ремесла, уникальные открытия безвестных мудрецов -мастеров прежних времен- перешли в надежные руки художников, бережно развивающих традиции русской художественной культуры. Воспитатели нашего детского сада посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать гордость за свой народ, интерес к его истории и культуре.

Целью нашей работы является возрождение духовно-нравственных

ценностей через приобщение детей и родителей к мировой культуре,

традициям, обычаям народов населяющих родной край.

В рамках муниципального эксперимента по теме «Формирование

личности дошкольника на материале русской культуры» мы уделили особое внимание направлению «Русские народные ремесла и промыслы», тем самым дополняя основную общеобразовательную программу детского сада. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем

станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, общение, непосредственно образовательную деятельность, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Так, на занятии «Кукла из глубины веков» использовались следующие формы работы с детьми: беседы о ранее изученных куклах и глиняных игрушках, составление описательных рассказов детьми «Кукла Бессонница», «Кукла Коляда», «Кукла Травница», и т. д., использование в речи новых слов этнокультурной лексики : берегиня, безликая, оберег, обряд. Знакомство с пословицами о труде: «Делу время, потехе час», «Ремесло не коромысло,

плеч не оттянет», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Без труда, не выловишь и рыбку из пруда», использование схем, пение беседной песни «Рябинушка», изготовление обрядовой куклы «Отдарок на подарок», создание выставки, народная игра «Как у дяди Трифона».

Это способствует развитию кругозора детей, монологической речи, обогащению словаря этнокультурной лексикой, cенсорного опыта детей, формированию проявления эстетического отношения к игрушкам, развитию эстетического восприятия, эстетических эмоций и чувств, эмоционального отклика на проявление красоты собственных работ, обогащению игрового опыта.

B группе создана такая развивающая среда, которая способствует

развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал. Благодаря неподдельному интересу детей к истории и культуре родного края, создали уголок тряпичных кукол, оформлены альбомы различных промыслов, изготовлены дидактические игры. Одним из запоминающихся моментов в памяти детей было посещение «Купинского центра народного творчества», где дети познакомились с различными видами свистулек, изделиями гончарного промысла, предметами народного быта. Увидев много удивительных вещей, ребятам захотелось на собственном опыте испробовать работу экспонатов (жернова, ступу с колотушкой, маслобойку). Детям было разрешено самостоятельно, под

присмотром мастера вылепить изделие на гончарном кругу.

Встречи с мастерами своего дела являются одной из форм увеличения языковой активности детей и повышения их культурного уровня. Только мастер, получивший свои знания и ремесло от своего отца и деда, владеющий секретами красоты природного материала, культурной памятью, этнографическими традициями, издавна является самым уважаемым человеком в обществе. Поэтому само общение с ним представляется всегда духовным и эмоциональным обогащением для подрастающего поколения.

Особо важную роль играют занятия практического характера, такие как лепка, рисование, аппликация. Дети лепят, раскрашивают глиняные игрушки, составляют узоры из цветной бумаги. После посещения Купинского центра, мы организовали встречу детей с местными мастерами по корнепластике, лозаплетению. Дети учились технике изготовления веников, плетения корзин и изготовлению поделок из корней деревьев.

Воспитатели совместно с родителями помогают детям получить

представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Для привлечения родителей воспитанников к совместной деятельности, провели консультации и беседы с родителями. В ходе таких бесед выяснилось, что родители проявляют настолько большой интерес, что они стали оказывать посильную помощь в создании уголка кукол, изготовлении дидактических игр, оформлении

фотовыставок. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями. Дети, вовлеченные в процесс изготовления народных игрушек и других предметов приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и

полезные вещи.

Каждый момент ознакомления дошкольников с народным искусством, с ремеслом и промыслом своего народа воспитывает любовь к прекрасному, уважение к человеку труженику, защитнику Родины и достойному гражданину.

Таким образом, полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов. Воспитать любовь к прекрасному. это значит, ознакомить детей с различными видами искусства и в первую очередь с произведениями народного творчества. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. Небольшие вещицы - доски, мисочки, ложки - похожих не найдешь нигде - стали любимыми подарками, сувенирами, разносящими далеко за пределы нашей Родины славу исконных мастеров.

Народное искусство- великая сила, которая связывает прошлое,

настоящее и будущее.

Сохранение исторических и национальных корней зависит от того,

научимся ли мы понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. Но чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным, необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем. Именно поэтому, мы думаем, что родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Публикации по теме:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа»Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа» 21 ноября 2019 г. в МБДОУ "Атяшевский детский сад №2" проходило МО педагогических работников ДОУ. Тема МО "Этнографическое воспитание дошкольников.

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа)Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа) Актуальность: В настоящее время перед системой образования остро обозначилась проблема этнокультурного воспитания и обучения детей с целью.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре» Познавательно-исследовательский проект «Приобщение детей к русской народной культуре». Автор проекта: Голоева Р. Т. Продолжительность проекта:.

Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность»Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность» Предлагаю вашему вниманию педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект – это начальная ступень патриотического.

Создание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного краяСоздание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края Создание гербария, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края. В нашей группе дети, совместно с воспитателем,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возрождение духовно-нравственных ценностей через приобщение детей среднего дошкольного возраста к культуре родного края
Опубликовано: 5 марта 2023 в 21:54
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Возрождение духовно-нравственных ценностей через приобщение детей среднего дошкольного возраста к культуре родного края» (включая файлы) размещена пользователем Елена Бездетко (УИ 164167) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД