Встреча с родителями «Развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в игровой форме»

Елена Харькина
Встреча с родителями «Развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в игровой форме»

Автономное учреждение

дошкольного образования

муниципального образования

Заводоуковский городской округ

«Центр развития ребенка – детский сад «Золушка»

Автор конспекта: воспитатель Харькина Е. Д.

Приглашенные: старший воспитатель Хмелева Н. И;

воспитатель Печерина Н. В. ;

родитель: Ратникова Е. П.

Цель: воспитание звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.

Задачи:

развивать артикуляционный аппарат;

формировать речевое дыхание;

развивать мелкую моторику;

отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков;

В последнее время у большинства детей возникают проблемы нарушения звукопроизношения. К четырем - пяти годам ребенок должен четко произносить все звуки речи.

Чтобы ребенок лучше и правильно произносил звуки, нужно развивать артикуляционный аппарат. Для этого проводится артикуляционная гимнастика. Проводить гимнастику с ребенком необходимо ежедневно по несколько минут. Упражнения рекомендуется выполнять в игровой форме.

Упражнения для губ:

* Улыбка.

Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видно.

* Трубочка.

Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой (зубы сомкнуты). Если у ребенка не получается это упражнение, пусть попробует дотянуться губами до конфеты и взять ее губами.

* Заборчик.

Улыбнуться без напряжения, обнажая передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произнести звук и).

Упражнения для языка:

* Лопатка.

Открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести "лопатку" в рот и опустить за нижние зубы, стараясь не напрягать язык.

* Чашечка.

Широко открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Приподнять края языка, не касаясь верхних зубов.

* Наказать непослушный язык.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать широкий и расслабленный язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до десяти. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе, без задержек.

* Горка.

Открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы, а сам язык приподнять вверх.

* Трубочка.

Открыть рот и немного высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся "трубочку".

* Лошадка.

Открыть рот и поцокать языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Нижняя челюсть и губы не двигаются, работает только язык. Кончик языка надо поднимать прямо, не поворачивая, и цокать за верхними зубами.

* Часики.

Приоткрыть рот, растянуть губы в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта. Взрослый приговаривает: "Тик-так, тик-так". При движении язык не прикасается к губам и зубам.

* Конфета.

Губы сомкнуть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.

* Чистим зубки.

Губы сомкнуты, языком совершаются круговые движения языка между губами и зубами. Рот приоткрыть нижние зубы с внутренней стороны, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх. Нижняя челюсть и губы неподвижны. Движущийся из стороны в сторону кончик языка должен находиться у десен, а не скользить по верхней кромке зубов. Движущийся снизу вверх кончик языка должен быть широким и начинать движение от корней нижних зубов.

* Маляр.

Открыть рот. Широким кончиком языка, как кисточкой, водить по небу вперед-назад, не отрываясь. Нижняя челюсть не двигается.

* Вкусное варенье.

Слегка приоткрыть рот, широким передним краем языка "Слизать варенье" с верхней губы сверху вниз, но не из стороны в сторону, и спрятать язык. Губы и нижняя челюсть не двигаются (можно придерживать ее пальцем).

Нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.

Также речь ребенка невозможна без правильного речевого дыхания. Для произнесения свистящих и шипящих звуков необходимо ребенка научить сильному длительному выдоху. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют специальные упражнения.

* Загнать мяч в ворота.

Возьмите, пожалуйста, фольгу и скатайте ее в шарик. Вытянуть губы вперед трубочкой и плавно дуть на шарик, загоняя его между двумя кубиками.

То же, но дуть следует резкой, отрывистой струей. Загонять шарик надо на одном выдохе, не прерывая воздушоую струю.

Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки. При необходимости их можно слегка придерживать пальами.

* Прокололи шину.

На выдохе произносить звук ш-ш-ш-ш. ИЗменяя силу звучания.

* Игра “Бабочка лети”.

Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка летает. Игру можно сопровождать стихотворным текстом:

Бабочка летала,

Над (Вовочкой) порхала.

(Вова) не боится –

Бабочка садится.

* Топор.

Встали. Ноги на ширине плеч. Руки в замок. При взмахе делаем носом вдох, на выдох наклоняемся вперед произнося резко звук ух.

* Насос.

Стоя. Взять в руки воображаемый насос за ручки. На вдох поднимаем ручки вверх, на выдох опускаем вниз.

В древних писаниях говорится: “Физическая мощь человека, жизненные его проявления зависят не столько от пищи, сколько от правильного дыхания. Управляя дыханием, мы управляем всем телом ”.

Пальчиковые игры - уникальное средство для развития речи. Развивая пальчики ребенка, тем самым мы помогаем ему быстрее и успешнее овладеть речью.

Выполним несколько игр.

* Пальчики в лесу

* Солим капусту

Мы капусту рубим, рубим.

Мы капусту жмем, жмем.

Мы капусту солим, солим

И в кадушечку кладем.

* Посуда

Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной.

А в заключении мы хотим сказать, что самые главные педагоги - это родители! Незабывайте об этом. Как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалисту.

Ноябрь 2012 г.

Публикации по теме:

Герб нашего детского сада Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2». "Грибок в песочнице". Грибок. -Символизирует основной.

Стихотворение «Вместе мы сможем всё!» Администрация муниципального образования городского округа «Воркута» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Праздники
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Встреча с родителями «Развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в игровой форме»
Опубликовано: 7 января 2015 в 12:56
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 августа. День Государственного флага Российской Федерации

Государственный флаг – бело-сине-красный триколор – для каждого из нас символизирует новую Россию. Ту, что смогла не пропасть, а возродиться после «перестройки» и «лихих 90-х». С этим флагом прочно...

22 августа. День поделок из спичек на МААМ

Спички детям не игрушка, а благодатный материал для творчества. Обыкновенные спички, которые есть в каждом доме, можно использовать для совместного творчества с детьми. Причем в ход идут и сами спички, и...

Сценарий интеллектуальной игры по русскому языку для учеников 1 класса «Умники и умницы»
Интеллектуальная игра по русскому языку для учеников 1 класса «Умники и умницы». Цель: развитие интереса к русскому языку. Задачи: -закрепить знания детей,...
Фотозарисовка «Моё увлечение — вышивка салфеток»
Два цветочка, три листочка – Вот и композиция. Я в рисунке самоучка, Вышиваю лучше я. Переход от тона к тону Разукрасит вышивку. Незаметен будет...
Мастер-класс по изготовлению сувенира-оберега «Подкова»
Для работы нам понадобятся следующие материалы и инструменты: Картон гофрированный ( можно использовать коробки) Простой карандаш, ножницы ( может...