Получи документы

Выбор педагогически обоснованных форм, методов и приемов работы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями

Капралова Юлия
Выбор педагогически обоснованных форм, методов и приемов работы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями

Выбор педагогически обоснованных форм, методов и приемов работы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями

В дошкольном образовании сегодня существенно меняются приоритеты, на основе которых собственно проектируется вариативный процесс воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Внимание обращено на такие формы, методы и средства образования, которые в наибольшей степени учитывают особенности психической и социальной деятельности ребенка. Поэтому образовательный процесс выстраиваем таким образом:

Публикация «Выбор педагогически обоснованных форм, методов и приемов работы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями» размещена в разделах

• в ходе организованной образовательной деятельности учитываем возрастные возможности и интересы детей;

• организуем образовательную деятельность в форме совместной игры;

• организуем игру в совместной деятельности с одним ребенком, небольшой группой детьми или всеми таким образом, чтобы в ней участвовал каждый ребенок;

• обучение проводим в спокойном тоне;

• откликаемся на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, а в случае невозможности их осуществления спокойно объясняем причину;

• в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности находим время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, даем возможность проявить интерес и выполнить задания правильно.

Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Поэтому необходимо создать условия личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Образовательный процесс направлен не только на расширение осведомленности ребенка об окружающем, важны воспитательные цели, ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала. Выстраиваются партнерские взаимодействия взрослого с ребенком.

• Профессиональное взаимодействие педагогов с детьми.

• Психологическое сопровождение образовательного процесса.

• Создание эффективных механизмов социального партнерства с семьями воспитанников. Ребенок в пространстве семьи (ориентация на семью и ценности семейных отношений).

Активное взаимодействие с различными социальными институтами: учреждениями культуры, спорта и т. д.

Программные цели и задачи реализуются при комплексно-тематическом планировании (тематический день, тематическая неделя и т. д.) и организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастными индивидуальным особенностям. В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное).

В своей работе с дошкольниками воспитатели используют фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.

Основной формой организации совместной деятельности педагога и детей является непосредственно образовательная деятельность (НОД). При проведении НОД как основного вида деятельности детей дошкольного возраста мы включаем в процесс обучения эффективные формы работы с детьми : ИКТ, проектную деятельность, игровую, проблемно-обучающую ситуацию в рамках интеграции образовательных областей.

Выбор форм и методов работы, используемых на НОД и в режимных моментах, воспитатель выбирает сам. При организации НОД и в режимных моментах используются традиционные методы и приемы (практические, наглядные, словесные, игровые, перцептивные - чувственное воспитание).

Учитывая особенности организации работы дошкольниками, воспитатель должен уметь интегрировать содержание образовательных областей в целостный педагогический процесс, охватывающий все виды детской деятельности. Интеграция-подчинение единой цели воспитания и обучения элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы. Цель интеграции - способствовать всестороннему развитию ребёнка, который познаёт объект с разных сторон.

Работу в образовательной деятельности с дошкольниками строится так, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволяет сделать работу ребят менее утомительной, насыщенной. Игровые ситуации помогают создать положительную установку на обучение и развитие, что является необходимой предпосылкой успешного усвоения материала.

Наглядные методы и приемы обучения

Методы :

1. Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.

Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.

2. Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ).

Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.

Приемы : показ способов, действий и показ образца.

Словесные методы и приемы обучения

Методы

1. Рассказ педагога.

Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.

2. Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы).

3. Беседа.

По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте). По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.

1. Чтение художественной литературы.

Приемы :

• вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности);

• указание (целостное и дробное);

• пояснение;

• объяснение;

педагогическая оценка;

• беседа (после экскурсии, прогулки, просмотра диафильмов и т. п.).

Игровые методы и приемы обучения

Методы

1. Дидактическая игра

2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

Приемы :

• внезапное появление объектов;

• выполнение воспитателем игровых действий;

• загадывание и отгадывание загадок;

• введение элементов соревнования;

• создание игровой ситуации.

Практические методы обучения

1. Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие).

2. Элементарные опыты, экспериментирование.

Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

3. Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.

Формы работы при организации двигательной детской деятельности:

• подвижные игры с правилами;

• подвижные дидактические игры;

• игровые упражнения, игровые ситуации;

• спортивные игры и упражнения;

• спортивные праздники;

• гимнастика (утренняя и пробуждения).

Формы работы при организации познавательно-исследовательской деятельности:

• наблюдение, экскурсия;

• решение проблемных ситуаций;

• экспериментирование, исследование;

• коллекционирование;

• моделирование;

• реализация проекта;

• интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады);

• увлечения.

Формы работы при организации игровой деятельности:

• сюжетные игры, игры с правилами;

• создание игровых ситуаций (используя произведения писателей по режимным моментам);

• игры с речевым сопровождением;

• пальчиковые игры;

• театрализованные игры.

• беседа, ситуативный разговор;

• речевая ситуация;

• составление и отгадывание загадок;

• игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные);

• этюды и постановки.

Формы работы при организации трудовой детской деятельности (самообслуживание, бытовой труд и труд в природе) :

• дежурство;

• коллективные и индивидуальные поручения, задания;

• совместные действия.

Следующие формы организации образовательного процесса – проектная деятельность и педагогическая игра.

Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от :

• содержания учебного материала;

возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения);

формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы;

• оснащенности педагогического процесса;

• личности воспитателя.

Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы исходят из того, что эти формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально – коммуникативного, познавательного, речевого, художественно – эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Надо дать возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства.

Таким образом, в дошкольном возрасте необходимо организовать оптимальные условия для дальнейшего формирования учебной активности, развития творческой, инициативной личности ребенка.

Публикации по теме:

Использование приемов и методов обучения, соответствующих ФГОС до В рамках проекта "Наставничество", реализуемого в МБДОУ № 14 в 2018-2019 учебном году, молодые воспитатели нашего учреждения подготовили.

Практика применения интерактивных форм и методов профилактической работы с детьми «группы риска» На сегодняшний день мы столкнулись с дефицитом знаний в области педагогического воздействия с детьми девиантного поведения и «группы риска».

Экспериментальная деятельность дошкольников в соответствии с возрастными особенностями «Экспериментальная деятельность дошкольников в соответствии с возрастными особенностями» Особенности детского экспериментирования в разных.

Использование игровых методов и приемов в организации театральной деятельности «Использование игровых методов и приемов в организации театрализованной деятельности» Уважаемые коллеги! Все мы знаем, что детство — время.

Использование приемов и методов мнемотехники в развитии связной речи у дошкольников Этапы работы по мнемотехнике Первый этап использования мнемотехнических приёмов – мнемоквадрат. Это понятная картинка, изображающая одно.

Мастер-класс «Современные педагогические технологии в инклюзивном образовании с применением методов и приемов работы»Мастер-класс «Современные педагогические технологии в инклюзивном образовании с применением методов и приемов работы» Современные методы работы с детьми имеют широкий диапазон. Я предлагаю окунуться в мир фантазии и творчества. 1. Ритуал приветствия Цель.

Конспект занятия по ФЭМП «Использование игровых приемов и методов» в подготовительной группе Методические приемы: Наглядные: показ картинок, пример взрослого. Словесные: вопросы, объяснение, беседа, отгадывание загадок. Практические:.

Особенности форм и методов работы по речевому развитию старших дошкольников МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «СКАЗКА» ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ.

План конспект открытого урока в ДМШ «Разнообразие форм и методов работы с детским фольклорным ансамблем» План конспект открытого урока «Разнообразие форм и методов работы с детским фольклорным ансамблем» по хору «Свирелька» преподавателя МБУ.

Использование нейропсихологических приемов и методов в работе учителя-логопеда Использование нейропсихологических методов и приемов в работе в коррекционной работе учителя- логопеда. Количество детей с нарушениями.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Выбор педагогически обоснованных форм, методов и приемов работы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
Опубликовано: 6 декабря 2019 в 13:59
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД