Папки-передвижки

Экспериментальная деятельность дошкольников в соответствии с возрастными особенностями

Махова Ксения
Экспериментальная деятельность дошкольников в соответствии с возрастными особенностями

«Экспериментальная деятельность дошкольников в соответствии с возрастными особенностями»

Особенности детского экспериментирования в разных возрастных группах Дошкольникам присуще наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Оно позволяет обобщать представления о предметах и явлениях, устанавливать связи между ними [21,96 ]. В каждом экспериментировании можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов:

1. Осознание того, что хочешь узнать.

Публикация «Экспериментальная деятельность дошкольников в соответствии с возрастными особенностями» размещена в разделах

2. Формулирование задачи исследования.

3. Продумывание методики эксперимента.

4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.

5. Прогнозирование результатов.

6. Выполнение работы.

7. Соблюдение правил безопасности.

8. Наблюдение результатов.

9. Фиксирование результатов.

10. Анализ полученных данных.

11. Словесный отчет об увиденном.

12. Формулирование выводов Каждому возрасту соответствует определенная специфика формирования данных этапов.

Рассмотрим это подробнее: 2-ая младшая группа. На четвертом году жизни возникает наглядно-образное мышление. У детей ярко проявляется любопытство (слово «любознательность» еще не применимо). Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы, что свидетельствует о трех важных достижениях: - у детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает); -сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях; -появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого человека. Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Взрослый помогает малышу продумать методику проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия. Дети второй младшей группы еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это совместно со взрослыми, поэтому педагогу участие в совершении любых действий является обязательным. Дети уже способны улавливать простейшие причинно-следственные связи, поэтому впервые начинают задавать вопросы «Почему?» и даже пытаются сами отвечать на некоторые из них. Приобретая личный опыт, дети четырех лет уже могут иногда предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения взрослого более осмысленно; однако сами следить за выполнением правил безопасности совершенно не способны.

Из вышесказанного можем сделать вывод: стремление к познанию присуще детям от рождения и задача простого экспериментирования состоит в том, чтобы с раннего возраста сформировать эмоционально-познавательный отклик на разнообразные объекты и явления окружающего мира. Развивать познавательные способности ребенка и вооружить его способами познания. Средняя группа. В средней группе все наметившиеся тенденции усиливаются: количество вопросов возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. У каждого складывается свой стиль в работе. Появляются первые попытки действовать самостоятельно. Непосредственное участие взрослых в работе уже не так важно, если, конечно, процедуры просты и не опасны. Однако визуальный контроль со стороны взрослого пока необходим - и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырехлетнего ребенка затухает, как останавливаются часы, когда кончается завод. В средней группе впервые начинают проводить эксперименты по выявлению причин отдельных явлений. При фиксации наблюдений чаще всего используют готовые формы, но в конце года постепенно начинают применять рисунки, которые взрослые делают на глазах у детей. А также первые схематические рисунки тех детей. У которых технические навыки развиты достаточно хорошо. Определенные усложнения претерпевают и последние этапы экспериментирования : давая словесный отчет об увиденном, дети не ограничиваются отдельными фразами, сказанными в ответ на вопрос педагога, а произносят несколько предложений, которые хоть и не являются развернутым рассказом, но уже приближается к нему по объему. В средней группе можно пытаться проводить длительные наблюдения, которые хоть и не относятся к экспериментам в прямом смысле слова, но создают предпосылки для проведения длительных экспериментов в следующем году. Результатом должно выступить сформированное ценностное отношение к окружающему миру, пробудить желание узнавать, научить высказывать свои мысли, научить действовать в социуме.

Старшая группа. При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задания бывают двух видов: прогнозирование последствия своих действий и прогнозирование поведения объектов. При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам: выслушав и пополнив одно задание, ребята получают следующее. Однако благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Уровень самостоятельности детей повышается. Расширяются возможности по фиксированию результатов. Шире применяются разнообразные графические формы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, консервирование и т. д.) Поддерживаемые доброжелательным интересом со стороны взрослого, дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Но мера самостоятельности пока невелика. Без поддержки со стороны педагога - хотя бы молчаливой - речь детей постоянно прерывается паузами. Ребятам старшей группы становятся доступными и двух-, и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им надо чаще задавать вопрос «Почему?». И сами они в этом возрасте становятся почемучками: подавляющее большинство вопросов начинается с этого слова. Появление вопросов свидетельствует об определенных сдвигах в развитии логического мышления. Воспитатель своими вопросами стимулирует этот процесс. В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не только разницу, но и сходство. Поскольку сложность экспериментов возрастает и самостоятельность детей повышается, необходимо еще больше внимания уделять соблюдению правил безопасности. В этом их смысл, но из-за несформированности произвольного внимания часто забывают об указаниях и могут травмировать себя или товарищей. Таким образом, предоставляя детям самостоятельность, воспитатель должен очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности, постоянно напоминать о наиболее сложных моментах эксперимента. Формирование активного познавательного отношения к окружающему, умение ориентироваться в разнообразии явлений и объектов – результат опытно-экспериментальной деятельности. Выводы по разделу экспериментальной деятельности дошкольников :

1. Из приведенных высказываний выдающихся педагогов и психологов, видно, что опытно-экспериментальная деятельность всегда считалась эффективным способом познания окружающего мира у детей; эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции.

2. У детей заложена потребность в новых знаниях: реакция на новизну, то есть на новые объекты, которые можно обследовать, у них развита сильнее, чем на любой другой раздражитель.

3. Результаты экспериментальной деятельности дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Для детей гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ, так как в дошкольном возрасте мышление наглядно-действенное и наглядно-образное, а не словесно-логическое. Именно экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует данным возрастным особенностям дошкольников.

4. Экспериментирование можно рассматривать как один из ведущих видов деятельности дошкольников, так как оно пронизывает все сферы детской жизни.

5. Лишение возможности экспериментирования приводит к серьезным нарушениям в психическом развитии детей, которые сохраняются на всю жизнь. Если в свое время ребенка целенаправленно не готовить к экспериментальной деятельности, он задерживается на предыдущих стадиях умственного развития и не поднимается на более высокий уровень.

6. Овладение каждой формой экспериментирования подчиняется закону перехода количественных изменений в качественные. Возникнув в определенном возрасте, каждая очередная форма развивается, усложняется и совершенствуется. На определенном этапе в ее недрах создаются предпосылки для возникновения нового, еще более сложного способа экспериментальной деятельности

Публикации по теме:

Конспект занятия «Экспериментальная деятельность дошкольников» С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. В настоящее время стоит вопрос о повышении.

Формы и методы работы в соответствии с возрастными особенностями детей по речевому развитию Формы и методы работы в соответствии с возрастными особенностями детей по речевому развитию. Говорить умеют все, но говорить правильно,.

Консультация для воспитателей. Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Грабово Консультация для воспитателей. Опытно-экспериментальная.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность дошкольников» Мастер – класс для педагогов ДОУ. Тема. Экспериментальная деятельность дошкольников. Цель: дать участникам мастер-класса практические знания.

Презентация «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Игры – эксперименты для детей (младший дошкольный возраст) Рисовальнички Цель: вызвать желание рисовать на мокром листе, выяснить что краски.

Проект «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности» Методологическая основа проекта: программа И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир "Детское экспериментирование" (рекомендовано Министерством образования.

Программа по самообразованию по теме «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Программа самообразования по теме «Опытно — экспериментальная деятельность дошкольников» 2-я младшая группа. Автор – составитель:.

Презентация «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности» Стараясь придерживаться слов восточного мудреца: «Ребенок — это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Строю всю.

Экспериментальная деятельность дошкольников. Конспект занятия «Волшебная книга» Тема: «Волшебная книга» Цель: создание условий для развитие познавательных интересов старших дошкольников через организацию экспериментальной.

Экспериментальная деятельность младших дошкольников Из опыта работы по экспериментальной деятельности воспитателя младшей группы «Пчелки» Формагей Светланы Анатольевны Чем больше ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальная деятельность дошкольников в соответствии с возрастными особенностями
Опубликовано: 4 апреля 2019 в 19:15
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД