Экспериментальная деятельность младших дошкольников

Светлана Формагей
Экспериментальная деятельность младших дошкольников

Из опыта работы по экспериментальной деятельности

воспитателя младшей группы «Пчелки»

Формагей Светланы Анатольевны

Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большем количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность.

- писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выгодский.

Ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Развивая эту активность, мы развиваем и детскую любознательность. Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. В этом возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка.

Целью моей работы – развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования по экологическому воспитанию в повседневной и в не повседневной образовательной деятельности.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

А) подобрать познавательный, игровой материал экологического содержания;

Б) способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов;

В) формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. В такой работе я использую обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовую посуду, целлофановые пакеты, воронки, трубочки, шары, миски, камни и т. п.).

В группе младших дошкольников опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы, опыты провожу как с подгруппой, так и с 2-3 детьми. Большую радость и удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших открытий.

В своей работе я проводила разные игры: экспериментирование с водой, песком, воздухом и камешками.

Тема: «Вода» - с помощью предметно-манипулятивной деятельности дети убедились в том, что в воду можно опускать различные предметы (предметы могут плавать и тонуть, можно вылавливать, вода может литься, а может брызгать, вода не имеет вкуса, запаха, бесцветна, жидкая, прозрачная, но может быть и мутной.

Тема: №Песок» - с помощью дид. игры «Следы», дети убедились, что на песке остаются отпечатки разных предметов (мокрый песок). Мокрый песок через сито не сыпется, а сухой – сыпется. Песок – это множество песчинок (рассматривание через лупу).

Тема: «Воздух» - при проведении дид. игры «Поймаем воздух», дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты, убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух.

Тема: «Камни» - в игре «Легкий – тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие, что камни имеют различную форму. Камни тонут в воде и поэтому вода поднимается выше.

Большое значение придаю провидению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях происходящих в живой и неживой природе.

Например: таянье снега (снег стал мокрым и липким, в мороз снег сухой и скрипучий. Летом, наблюдение за насекомыми в песке (из сухого песка насекомое легко выбирается наружу, а из под мокрого не выберется).

И еще многое, многое другое наблюдаем и экспериментируем. Сейчас готовлю фотоальбом детской экспериментальной деятельности «Волшебный мир природы», поместим в родительский уголок.

Я уверена, что знания, умения, навыки поисковой деятельности, полученные воспитанниками, будут полезны в дальнейшей жизни.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений младших дошкольников через исследовательскую деятельность Важным фактором успешного формирования элементарных математических представлений является их актуализация. В дошкольном возрасте ребёнок.

Презентация «Исследовательская и экспериментальная деятельность дошкольников как условие развития познавательной активности» Организация развивающей среды для экспериментирования в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование.

Опыт работы «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Пояснительная записка Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Ребёнок-дошкольник активно стремится.

Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. А. Сухомлинский Детское экспериментирование является одним из.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность дошкольников» Мастер – класс для педагогов ДОУ. Выполнила: Первушкина Е. М Тема. Экспериментальная деятельность дошкольников. Цель: дать участникам мастер-класса.

Опыт работы «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников» Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников “Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить,.

Экспериментальная деятельность «Опыты c водой для дошкольников» Прозрачность воды Перед ребенком стоят два прозрачных стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить ложечки или.

Проект по теме «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Вид проекта: краткосрочный (февраль 2018 г., творческий, ролево – игровой Участники проекта - дети второй младшей группы - родители воспитанников.

Программа по самообразованию по теме «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Программа самообразования по теме «Опытно — экспериментальная деятельность дошкольников» 2-я младшая группа. Автор – составитель:.

Презентация «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности» Стараясь придерживаться слов восточного мудреца: «Ребенок — это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Строю всю.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Экспериментальная деятельность младших дошкольников
Опубликовано: 16 декабря 2018 в 15:42
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы

«И вот пришел победный Май, великий, долгожданный» — очередной тематический день посвящен священному для нашей страны празднику, Дню Победы. Воспользуйтесь этой специальной подборкой игр и занятий, чтобы...

9 мая. День салюта Победы на МААМ

В этот майский день вся наша огромная страна с радостью отмечает праздник Победы. Один из главных его символов и многолетняя традиция – это праздничный салют. Ему мы и посвящаем наш очередной тематический...


Горячие темочки