Лучший педагог года

Выявление социальной одаренности у детей старшего дошкольного возраста посредством развития коммуникативных умений

наталья мальцева
Выявление социальной одаренности у детей старшего дошкольного возраста посредством развития коммуникативных умений

Развитие социальной одаренности старших дошкольников посредством коммуникативных игр и упражнений

Пояснительная записка

Проблема одаренности сегодня становится все более актуальной. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, умеющих вербально и невербально, грамотно и смело выражать свои мысли. Поэтому необходимо специальное внимание педагогов к организации общения дошкольников. Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.

Публикация «Выявление социальной одаренности у детей старшего дошкольного возраста посредством развития коммуникативных умений» размещена в разделах

Чтобы начать систематическую работу в данном направлении я провела социометрическое обследование детей старшей группы по методике “Секрет” по варианту Т. А. Репиной. Цель методики – изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста.

Кроме этого, провела дополнительное исследование коммуникативных способностей в марте 2014 г. по методике М. В. Корепановой. По итогам обследования в 2014 году уровень благополучия взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста - ниже среднего, а почти 50% детей имеют средний и низкий уровень развития коммуникации.

На основании полученных результатов возникла цель: проведение целенаправленной, систематической работы по формированию коммуникативных умений и углубленной работы с детьми, имеющими задатки социальной одаренности.

Для достижения поставленной цели мы используем в совместной деятельности с детьми различные средства – это и театрализованная деятельность, и развивающие игры, и этюды, и беседы, и моделирование ситуаций, а также организовали кружок «Маленькие гении общения», на котором мы более глубоко изучаем науку грамотного общения, выявляя задатки будущей социальной одаренности детей.

Задачи данной программы :

1. Обучить детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;

2. Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями, ориентируясь на метод сопереживания;

3. Формировать у детей умения и навыки владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения;

4. Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;

5. Помочь в усвоении и реализации адекватного поведения, преодоления противоречий в межличностных отношениях;

6. Формировать умение сознательно регулировать расслабление и напряжение мышц тела;

7. Воспитывать уважение и терпимость по отношению друг к другу.

8. Выявить социально одаренных детей

Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разнообразным содержанием. Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно. Вот их примерная структура:

Часть 1. Вводная.

Цель - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.

Основные процедуры работы — приветствия, игры с именами. (Например игра «Ветер дует на …».Со словами «Ветер дует на …», ведущий начинает игру. Утверждения могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы»- все светловолосые собираются в одну кучку, и т. д.)

Часть 2. Рабочая

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные элементы:

• элементы сказкотерапии с импровизацией;

• элементы психодрамы;

• игры на развитие навыков общения;

• игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;

• рисование, кляксография.

(Например игра «Поварята».Все встают в круг. Это- кастрюля. Сейчас будем готовить суп. Каждый придумывает, кем он будет (мясо, лук, соль и т. д.). Ведущий говорит по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя, впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берёт за руки предыдущего. В результате получается вкусное блюдо.

Часть 3. Завершающая

Цель - создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка

(Например Игра «Дракон». Дети встают в линию, держась за плечи. Голова дракона должна дотронуться до хвоста. Голова и хвост меняются местами.)

На занятиях и в совместной работе с детьми я чаще всего использую такие методические приёмы, как:

• беседы, направленные на знакомство с различными средствами понимания;

развивающие игры (игры-драматизации; сюжетно-ролевые; словесные игры, направленные на развитие навыков общения);

• релаксационные упражнения;

• рисование;

• проигрывание психогимнастических упражнений;

• моделирование и анализ заданных ситуаций;

• подвижные игры;

• рассматривание рисунков и фотографий;

• игровые обучающие ситуации;

• психоэтюды;

• чтение художественных произведений;

• сочинение историй;

• слушание музыки;

• мини-конкурсы, игры-соревнования.

Методическое обеспечение

1. Арушанова А. Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника : Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2011 с. 80 (Модули Программы ДОУ).

2. Бодалев, А. А. Личность и общение: Избранные труды/ А. А Бодалев. – М. : Педагогика, 2001.

3. Венгер Л. А. Педагогика способностей. М. ,1973.

4. Василик, М. А. Основы теории коммуникации : учебник/ М. А. Василик, М. С. Вершинин, В. А. Павлов и др. / под ред. проф. М. А. Василика. – М. : Гардарики, 2006.

5. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. / Н. Ф. Голованова. СПб. : Речь, 2004.

6. Лисина, М. И. Общение и речь/ М. И. Лисина. – М. : Педагогика, 1985. – 208 7. Корепанова М. В,Харлампова Е. ВДиагностика развития и воспитания дошкольников, Издательство:М. :Изд. ДомРАО;Баласс, 2005.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности (из опыта работы)Развитие коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности (из опыта работы) Проблема коммуникативных способностей традиционно находится в центре внимания отечественных педагогов. Человек без коммуникации не может.

Средства развития речевого творчества у детей дошкольного возраста 1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности. Развитие речи начинается с самого рождения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выявление социальной одаренности у детей старшего дошкольного возраста посредством развития коммуникативных умений
Опубликовано: 5 сентября 2014 в 15:15
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД