Оксана Краснова
Выявление уровня познавательной активности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Для выявления уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования, была использована методика Л. Н. Прохоровой, Т. И. Бабаевой, О. В. Киреевой.
Критерии, уровни развития познавательного интереса (по методике Л. Н. Прохоровой, Т. И. Бабаевой, О. В. Киреевой).
Высокий уровень (2,45 – 3 балла) – познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.
Публикация «Выявление уровня познавательной активности у дошкольников» размещена в разделах
Средний уровень (1.45 – 2,44 балла) – в большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковые действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.
Низкий уровень (0 – 1,44 балла) – ребенок включается в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.
Используемая нами методика включает в себя шесть диагностических ситуаций практического характера : «Что мне интересно?» (О. В. Афанасьева, «Что нам интересно?» (О. В. Афанасьева, «Кораблекрушение» (Т. И. Бабаева, О. В. Киреева, «Перевертыши» (Т. И. Бабаева, О. В. Киреева, «Сахар» (Л. Н. Прохорова).
Результаты диагностики исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования на данном этапе отражены в приложении 2.
Данные диагностики свидетельствуют о следующем:
Высокий уровень имеют 2 ребенка (7%).
Савелий и Вова показали одинаково высокий уровень познавательной активности. При проведении диагностических ситуаций «Кораблекрушение», «Перевертыши» мальчики проявляли интерес к экспериментированию, творчество, эмоционально и с удовольствием отвечали на вопросы, активно включались в опытную работу для проверки выдвинутой гипотезы. Однако та часть диагностики, которая предполагала только беседы, либо наблюдения не очень увлекала мальчиков. Ребята справлялись с заданиями только с помощью наводящих вопросов воспитателя.
Средний уровень имеют 24 ребенка (80%).
Результаты диагностики показали, что средний уровень имеет основная часть детей.
У одного ребенка уровень наиболее близкий к высокому. Даяне не хватило одного балла, чтобы достичь показателя аналогичного описанному выше. В начале диагностики она не проявляла активного познавательного интереса, отвлекалась. В дальнейшем заинтересовалась экспериментальной деятельностью. Но все же аргументировать свои суждения могла с трудом, в основном с помощью взрослого.
Основная часть детей (15 человек) в большинстве случаев проявляла активный познавательный интерес. При проведении диагностических ситуаций «Что мне интересно?», «Что нам интересно?», детям были предложены предметы и материалы для экспериментирования: вода, мокрый песок, сосуды разной вместимости, пластилин, кисточка, карандаш, краски, несколько сортов бумаги, цветной полиэтилен, кусочки бечевки. На вопрос воспитателя «Что можно сделать с этими предметами?», дети отвечали не задумываясь:
Павел: «В воде можно руки мыть»
Егор: «В баночку можно жука посадить»
Амир А. : «С песком можно поиграть»
Карина: «Кисточкой и красками можно рисовать»
Когда же воспитатель задал вопрос «Сможешь ли ты их использовать еще интереснее, по-своему?», не все дети смогли внятно объяснить, придуманные ими действия с предметами, понадобилась помощь воспитателя. Дальнейшие диагностические ситуации показали, что дети могут принять задачу и развернуть поисковые действия, но действуют непоследовательно, получают частичный результат.
Результат очень близкий к низкому показали 8 детей.
Ростислав, Ильдан, Олег, Никита, показали низкий результат при проведении опытов в условиях взаимодействия с другими детьми. Боялись проявить самостоятельность, инициативу. В то время, как индивидуальные задания выполняли с удовольствием, хоть и не всегда верно.
Амир, София, Лиза во время проведения диагностической ситуации «Перевертыши» боялись проявить инициативу, действовали только вместе с воспитателем, также с помощью воспитателя аргументировали свои суждения и пользовались доказательствами.
Низкий уровень имеют 4 ребенка (13%)
Дети во время проведения диагностических ситуаций действовали хаотично, переводили экспериментальную деятельность в игровую. У Лены, Ильназа Аю., и Салавата сложности возникали при выдвижении гипотез, дети боялись проявить инициативу. Дамир же, напротив, активно включался в проблемную ситуацию, но интерес его быстро затухал, и он переключался на другой вид деятельности.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых средний и низкий уровень познавательной активности, что говорит о необходимости ее развития.
После проведенного диагностического обследования были определены две группы детей, контрольная и экспериментальная. С контрольной группой специальное экспериментальное обучение не проводилось. С другой группой, экспериментальной, была намечена дальнейшая работа по специально разработанной автором исследования программе.
Вывод. Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента, было выявлено, что дети слабо проявляют интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности. Отсутствует ряд навыков и необходимых компонентов для экспериментирования (умения ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом с направленностью на результат); познавательный интерес выражен недостаточно.
Данные диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию познавательного интереса у детей