Приложение МААМ

Использование народной игры для стимулирования речевого развития дошкольников

Рузиля Зарипова
Использование народной игры для стимулирования речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Нашу жизнь заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с не сформированной связной речью.

Публикация «Использование народной игры для стимулирования речевого развития дошкольников» размещена в разделах

Ежедневно появляется множество инновационных педагогических методик, способствующих быстрому и эффективному развитию ребенка, его коммуникативных и социальных навыков. Безусловно, воспитатель должен научить ребенка жить в эпоху современного динамичного мира, но нельзя сформировать полноценную гармоничную личность, не опираясь на ее национальные, исторические и культурные корни. Как говорил К. Ушинский: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах».

По моему мнению, важно обращаться к народному творчеству как хранителю многовековой народной мудрости.

Фольклор – вместилище истинного языка, самобытных традиций, обеспечивающих и поддерживающих связь и преемственность поколений. Для детей дошкольного возраста малые формы фольклора, такие как потешки, колядки, скороговорки и другие, являются доступными, понятными, легко воспринимаемыми, так как содержат в себе элементы игры. Они помогают развить дыхание, дикцию, темп речи, обогащают словарный запас.

Для меня как для воспитателя логопедической группы неоспоримым фактом является то что речевое развитие – это самая важная образовательная область, которой в ряду других областей должно быть уделено особое внимание и место. В настоящее время все больше детей приходят в дошкольное учреждение с недостаточно развитой, а чаще и вовсе отсутствующей речью. Поэтому я задумалась о том, как стимулировать развитие речи детей и решила обратиться к народному фольклору, а точнее к народной фольклорной игре. Почему? Потому что, по моему мнению, народная игра представляет собой такой вид деятельности, в которой активно развивается речь. Именно в народной игре я обнаружила неисчерпаемый источник образцов языка самого высокого качества, что, безусловно, необходимо для развития речевой деятельности, в которой происходит гармонизация движений тела, мелкой и крупной моторики, речевого аппарата. Это определяет формирование активной и пассивной речи. Мне кажется, с помощью народной игры можно положительно решить все задачи речевого развития, которыми являются:

- воспитание звуковой культуры речи;

- формирование грамматического строя речи;

- формирование связной речи;

- освоение разговорной речи;

- развитие монологической и диалогической речи.

Наряду со специфическими речевыми задачами, с помощью народных игр решаются задачи по развитию познавательных интересов, любознательности. Эти игры позволяют ребенку соприкоснуться с историческим прошлым народа. У детей формируется представление о жизни наших предков, их культуре и быте.

Народные игры я стараюсь использовать практически на каждый день, потому что именно игровая форма помогает детям освоить как современный, так и фольклорный язык. Применение народных игр не только на занятиях, но и в режимных моментах создают позитивный микроклимат и доброжелательную атмосферу в группе.

По моим наблюдениям, потешки способствуют развитию речевого слуха. Мы с моими воспитанниками подобрали приговорку к каждому режимному моменту: к умыванию, одеванию на прогулку, к пробуждению и т. д. Ребята учатся различать близкие по звучанию звуки, чувствуют ритмичность и плавность речи. С помощью потешек можно почувствовать ритмичность и плавность речи.

Малые фольклорные формы помогают уловить интонационную выразительность, повышение и понижение голоса. Для достижения этой цели можно использовать игру «Петух или сон казака».

Для формирования мотивации процесса говорения мы так же использовали игры, в основе которых лежит звукоподражание, например «Полетушки».

Для тренировки словообразования с помощью суффиксов подходит народная игра «Кузовок».

Очень полюбили дети русский хоровод, ведь это особое действие, которое объединяет и дает возможность каждому ребенку почувствовать себя членом коллектива, представить себя сильным и ловким, представить себя добрыми молодцами и красными девицами. В русской традиции существует огромное количество вариантов хоровода: закрутка и путанка, хоровод с выбором, с бегом, с заменой, с изменением количества участников в круге. Например, знакомая с детства игра «Золотые ворота» - это тоже хоровод с постепенным увеличением участников в круге.

В своей работе я использовала такие хороводные игры, как «Мышеловка», «Жучек - Паучек», «Заря – Заряница», «Вейся капуста» и т. д.

Мне хочется выделить полюбившуюся ребятам игру «Идет матушка весна».

Немного пофантазировав, мы решили разнообразить игру. Теперь идет не только «матушка Весна», но и «матушка Лето», «матушка Осень», «матушка Зима». Я изменила слова оригинальной присказки, подставила названия месяцев, дети с удовольствием играют в нее и закрепляют наименования всех месяцев года.

Использование подвижных игр на занятиях по речевому развитию помогает снять эмоциональное напряжение у детей. Подвижная игра позволяет переключаться с одного вида деятельности на другой. В игре быстрее осуществляются мыслительные процессы.

Народные подвижные игры помогают мне и в подготовке к обучению детей грамотности. Веселая, забавная и легкая, но, в тоже время, требующая внимания игра «Летела корова».

Еще одна группа игр, на которые я хотела бы обратить внимание, это динамичные игры с мячом. Этот инструмент способствует развитию мелкой и крупной моторики, скорости реакции, внимания. Дети особенно полюбили игру «Пять имен». В оригинальной фольклорной версии дети должны отбивать мяч, с каждым ударом называя слово, но я видоизменила ее.

Важная функция игры – это социализация детей. Я нередко отмечала, что вовлекаются в игру даже самые малоактивные дети, избегающие коммуникации со сверстниками. Вначале они присматриваются, не проявляя заинтересованности, но постепенно чувствуют себя все увереннее и демонстрируют желание общаться, участвовать в коллективной игре и даже стремятся к победе.

Постепенно игра заняла заслуженное место в жизни наших детей. Они научились организовывать игры самостоятельно, они не только используют традиционные сценарии, но и дополняют их, видоизменяют. Знакомые диалоги и малые фольклорные формы нашли применение в повседневных сюжетно-ролевых играх.

Я заметила, что речь детей стала более разнообразной и выразительной, увеличился словарный запас, обогатилась интонационная палитра. Мои наблюдения в очередной раз подтвердили эффективность народной игры как инструмента развития речи детей дошкольного возраста.

Играйте с детьми, пойте, рассказывайте потешки! Это важное условие для дальнейшей культурной и национальной самоидентификации ребенка. Вы заметите, что малышу легче найти свое место в социуме, он быстрее заговорит и речь его станет богаче.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игры для развития речевого дыханияИгры для развития речевого дыхания Дыхание - это физиологический процесс, который состоит из двух фаз - вдоха и выдоха. Дыхание бывает: грудное, диафрагмальное, диафрагмально.

Игры для развития речевого дыханияИгры для развития речевого дыхания Дорогие гости и читатели блога! Хочу предложить Вам простые игры на развитие дыхания. Все мы знаем, что правильное речевое дыхание необходимо.

Игры и упражнения для развития речевого дыханияИгры и упражнения для развития речевого дыхания .

Использование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольниковИспользование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольников Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Использование карт Проппа в развитии речевого творчества дошкольников при подготовке к школеИспользование карт Проппа в развитии речевого творчества дошкольников при подготовке к школе Обучению рассказыванию в детском саду отводится особое место, потому что именно рассказывание является одним из действующих средств развития.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Мастер-класс по изготовлению игры для развития речевого дыхания для младших дошкольников «Оживи картинку»Мастер-класс по изготовлению игры для развития речевого дыхания для младших дошкольников «Оживи картинку» Мастер-класс по изготовлению игры для развития речевого дыхания для младших дошкольников "Оживи картинку" 1. Для изготовления игры для развития.

Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНРМатериал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Педагогическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество.

Пособия и игры для развития речевого дыханияПособия и игры для развития речевого дыхания Пособия и игры на развитие речевого дыхания Игры на развитие силы воздушной струи, равномерного вдоха и выдоха, силы голоса, эмоциональной.

Игры и упражнения для развития речевого дыханияИгры и упражнения для развития речевого дыхания Сегодня хочу обратить внимание на еще один важный компонент звуковой культуры речи - речевое дыхание. Речевое дыхание - это дыхание в процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование народной игры для стимулирования речевого развития дошкольников
Опубликовано: 13 марта 2023 в 18:44
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование народной игры для стимулирования речевого развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Рузиля Зарипова (УИ 239698) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД