Анастасия Кирилова
Применение интерактивных игр в приобщении детей к истокам русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Применение интерактивных игр в приобщении детей к истокам русской народной культуры»
«…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
К. Д. Ушинский
Актуальность: Народная мудрость гласит: настоящее, как некогда прошлое, творит традиции будущего. В настоящее время дети всё чаще подвержены влиянию иноязычных культур на русскую культуру.
Публикация «Применение интерактивных игр в приобщении детей к истокам русской народной культуры» размещена в разделах
К сожалению традиции русской культуры отодвигается на второй план, это считается устаревшим прошлым. С экранов телевизора мы всё чаще видим героев для подражания персонажей иностранных мультиков и фильмов. И сразу задаётся вопрос, а куда делись наши сказочные герои из наших добрых мультиков и сказок?
В дошкольном детстве идет активное накопление нравственного опыта. И от того что видит и слышит ребёнок с рождения, будет зависеть его мировоззрение, отношение к окружающему миру и к себе.
Здесь уместно вспомнить слова академика Д. С. Лихачёва, который в свое время сказал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета, достойно завоеванного русским искусством. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, языке, живописи…»
Наши национальное отличия сохраняется и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний.
Исходя из выше изложенного следует, что фольклор является очень значимым материалом для духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивающее их социальное развитие и гармоничное формирование их личности в целом.
Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, рождающим личность.
Актуальность данной проблемы побудила меня особенным образом начать работу по формированию художественно-эстетических чувств дошкольников средствами фольклора.
Прежде всего, надо было найти ответы на вопросы:
1. Как повысить детский интерес к фольклору?
2. Какие формы и методы использовать для повышения познавательной активности детей?
3. Как влияет развивающая среда на развитие художественных способностей средствами фольклора?
4. Как может влиять участие родителей на результаты работы по ознакомлению детей с народным творчеством?
Изучив опыт работы педагогов, работающих в этом направлении:
- О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой, которые создали программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»;
- Л. С. Куприной, Т. А. Будариной, которые создали сборник практических материалов для работы с дошкольниками «Знакомство детей с русским народным творчеством»;
- педагогические исследования по формированию у дошкольников художественного вкуса, эстетического осознания прекрасного Н. А. Вершинина, Н. М. Зубарева, Т. С. Комарова, И. А. Лыкова, О. П. Радынова, Т. А. Копцева.
- прослушав вебенары по данной теме;
- опыт работы педагогов г. Хабаровска по данной проблеме.
На основе изученных материалов, практических исследований определила цель:
Цель: создание условий для художественно -эстетического развития старших дошкольников в процессе использования интерактивных средств в ознакомлении с фольклором.
Для решения цели сформулировала следующие задачи:
Задачи:
- продолжать приобщать детей к миру народной культуры через детский музыкальный фольклор, народные игры, расширяя кругозор детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа;
- повысить познавательный интерес к русскому народному творчеству;
- обеспечить художественно-эстетическое и эмоциональное развитие ребенка средствами фольклора;
- повысить педагогическую культуру родителей;
- продолжать формировать целостное восприятие народной культуры.
Свою деятельность поданной проблеме построила следующим образом:
условно разделила свою работу на несколько направлений:
1) Слушание народной музыки, песен, в том числе и колыбельных. («Во кузнице», «А я по лугу», «На горе-то калина» и т. д)
2) Знакомство с музыкальными играми и хороводами. (Бабка-Ежка, «Золотые ворота», «Гори, горя ясно», «Плетень» и т. д.)
3) Знакомство с народными музыкальными инструментами.
4) Знакомство с традициями и обрядами русского народа.
5) Использую музыкальные интерактивные средства
6) Знакомство с играми коренных малочисленных народов.
В своей работе использую разные жанры:
• Русская народная песня
• сюжетно-ролевая игра,
• игры и оркестровые композиции с детскими музыкальными инструментами
Главной проблемой в моей деятельности стал вопрос: «Как заинтересовать дошкольников, чтобы тема «Фольклор» стала для них особенно интересной!
Обратив внимание на то, что все внимание современных детей, в первую очередь привлекают компьютеры и все, что с ним связано.
Поэтому, в своей работе, по данной проблеме. решила прибегнуть к возможностям ИКТ в сочетании с традиционными методами обучения детей.
Для реализации поставленных задач из ИКТ использую компьютеры (в компьютерном классе, слайдопроектор, планшет.
С помощью которых провожу:
- виртуальные экскурсии;
- презентации, видеопрезентации, игровые и интерактивные презентации;
- электронные энциклопедии.
Для знакомства детей с миром фольклора? Использую ресурсы сети Интернет. Многие сайты (margo@d-seminar.ru, www.maam.ru, https://www.prodlenka.org, https://nsportal.ru) позволяют нам увидеть ценности русского фольклора, его красоту, величие, значимость…
Заметила, что проводимые мною интерактивные экскурсии такие как «В музее народных музыкальных инструментов», «Русские узоры» и др. активизирует дошкольников, формирует интерес к миру фольклора и представление об изучаемой теме, стимулирует на поиски дополнительной информации.
Родители и педагоги не всегда имеют возможность сходить с детьми в музей. На помощь снова приходят виртуальное посещение музея. Благодаря чему, дети видят весь процесс в динамике, виртуально занимают место в выставочном зале. Они имеют возможность разглядеть предметы фольклора в деталях, наблюдают за их формами, красками.
Если возникает трудность, как рассказать детям о русских народных инструментах и истории их возникновения и главное не имея возможности их показать? Виртуальная экскурсия для нас снова находка.
Например, в ходе одной из НОД вместе с воспитанниками виртуально посетили выставку народных музыкальных инструментов, смогли заглянуть внутрь каждого музыкального инструмента, рассмотрели как и из чего его изготавливают? И т. д.
После виртуальной экскурсии в музей, стараюсь закрепить пройденный материал в процессе интерактивных игр в компьютерном классе. Где на индивидуальном компьютере дети могут остановиться на понравившейся им эпизоде, картине, увеличить изображение и детально его рассмотреть.
Чтобы познакомить дошкольников с народными костюмами, использую видео-презентации работ мастеров. Например, показываю детям видеофрагмент, где мастер поэтапно изготавливает элемент народного костюма. Обратила внимание, что во время видео-презентации дети с особенным интересом и вниманием наблюдают за процессом изготовления народного костюма.
Особенный интерес у детей вызывают видеообращения с экрана сказочных персонажей. Они создают высокую мотивацию и переносят детей в мир сказки.
Чтобы расширить представления дошкольников о предметах, событиях, явлениях, использую игровые презентации. Так, например, на занятии по ознакомлению с музыкальными инструментами включаю презентацию со звучанием отдельных инструментов. Это помогает отрабатывать приемы коллективной согласованной игры (например, на ударных инструментах). Кроме того, видеофрагменты помогают познакомить детей с редкими музыкальными народными инструментами, которых нет у нас в наличии (арфой, органом, волынкой). Дети имеют возможность увидеть, как выглядит инструмент, как извлекается звук и др.
Помимо этого представляю интерактивные презентации-задания, авторы которых — специалисты по дошкольному образованию. Данные задания помогают развивать у детей логическое и абстрактное мышление, помогают сформировать навыки, необходимые для обучения в школе: принимать самостоятельные решения, быстро переключаться с одной деятельности на другую и т. д. Познакомиться с ними можно в Интернете, выбрать с учетом возраста воспитанников группы и использовать для решения текущих задач.
Для того чтобы вызвать интерес у детей к игре на музыкальных инструментах разрабатываю сама или нахожу в интернете русский народный оркестр, который показываю детям на экране проектора. Дети имеют возможность перед игрой на русских народных инструментах увидеть, какие инструменты участвуют в оркестре, посмотреть и прохлопать ритм. На верху изображен ритм, под ним музыкальный инструмент.
Далее, звучит русская народная мелодия и на экране, кружочками изображен ритм те музыкальные инструменты, которые должны играть в данный момент.
Это все вызывает особенный интерес у детей. Они сосредотачиваются, концентрируют свое внимание. В дальнейшем дети самостоятельно смотрят на экран и играют оркестр. Так дети быстрей запоминают ритм, который они должны играть, запоминают последовательность игры на музыкальных инструментах.
В своей работе использую презентации, видео для знакомства детей с культурой коренных малочисленных народов Дальнего Востока.
Дети с большим интересам смотрят видео с их традиционными танцами (выполняем элементы их танцев). С детьми на экране рассматриваем традиционные музыкальные инструменты, слушаем их звучание. Дети с удовольствием играют в нанайские игры, такие как «Хейро» (Солнце, «Ручейки и озёра», «Полярная сова и евражки» и т. д., для игры использую настоящий нанайский бубен, который у меня есть. У детей вызывает еще больший интерес, когда они сначала видят тот же бубен на экране, а потом и на яву.
Для знакомства детей с русскими народными песнями и играми, для лучшего их понимания нахожу или записываю сама видео и показываю их детям на экране. Так например показываю детям р. н. игру «Купила бабка с дедкой», где на экране появляется ростовая кукла Бабушка-Забавушка и отбивает на ложках ритм. Дети вместе с ней простукивают ритм. Потом эта Бабушка – Забавушка приходит на посиделки, развлечения, что вызывает еще больший познавательный интерес у детей, желание быть участниками всех мероприятий.
Для того, чтобы был результат, работа должна быть систематичной и последовательной, должна быть непринужденная обстановка.
В работе по приобщению детей к русской народной культуре я использую следующие методы:
- словесный метод (словесные пояснения, чтение стихов, загадки, пословицы, поговорки и т. д.);
- наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, презентаций, видео, выразительный показ движений);
- игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, игры-хороводы).
- практический метод (упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий).
По мнению исследователя и педагога Е. П. Кашиной, только в соприкосновении с народным творчеством, дети могут получить возможность сменить пассивное восприятие искусства на активную эстетическую деятельность, реализовать свои возможности в самостоятельных художественных формах (пение, танцы, игры и т. д.) не только в ДОУ, но и дома.
Поэтому, одной из задач образовательной работы по приобщению детей к народной культуре является повышение педагогической просвещенности родителей в художественно-эстетическом воспитании и развитии детей.
Очень эффективным воздействием на сознание родителей считаю проведение консультаций – практикумов «Палитра народной музыки», «Муза в доме» и др. в результате которых родители не только знакомятся с теорией того или иного вопроса, но и имеют возможность совместно со своими детьми на практике апробировать всевозможные народные танцы, песни, поиграть в народные игры, познакомиться как можно их использовать с детьми дома, в повседневной жизни, на домашних праздниках и т. д.
В результате проведения таких консультаций – практикумов, родители, заметно стали активнее участвовать в групповых мероприятиях, принимать участие в различных конкурсах на лучший народный инструмент, поделку и т. д.
Также систематически рекомендую родителям совместно с детьми посещать тематические выставки народных умельцев, изготавливать нетрадиционные музыкальные инструменты, народные игрушки, читать сказки, рассматривать книги и иллюстрации. Рассказывать об инструментах, игрушках – кто их делал и как.
Взаимодействие родителей и детского сада по вопросам приобщения детей к народной культуре происходит особенно активно при проведении совместных фольклорных праздников и досугов
(«У гармошки день рождение», досуг «Диво дивное, чудо чудное» и др.).
При подготовке к данным праздникам родители активно вовлекаются в жизнь группы (оформляют костюмы, принимают участие в выставках изделий народного искусства и др.).
Таким образом, данные формы взаимодействия с родителями позволят повысить родительскую компетентность о роли народного фольклора в художественно-эстетическом воспитании и развитии детей.
Все это вместе взятое позволило значительно расширить познавательный интерес детей к народной родной культуре
Таким образом, применение интерактивных музыкальных средств в ДОО возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса детей и их родителей к изучению народного творчества – фольклору.
За время работы по данной проблеме (2019-2021 гг - 2 года) изменились показатели уровня умений и навыков воспитанников в музыкальной деятельности по фольклору.
Показатель количества детей, имеющих высокий уровень развития:
Восприятие с 25% до 50%,
Пение с 35% до 53%
Муз. ритм. деят. с 15% до55%
Игра на ДИМ с 11% до 50%
Песенное тв. с 15% до 48%
Танцевальное тв. 8% до 44%
Средний уровень музыкального развития детей изменился в пользу высокого уровня:
Восприятие с 55% до 40%,
Пение с 52% до 39%
Муз. ритм. деят. с 60% до 40%
Игра на ДИМ с 50% до 37%
Песенное тв. с 45% до 31%
Танцевальное тв. 65% до 39%
Значительно снизился процентный показатель количества детей, имеющих низкий уровень:
Восприятие с 20% до 10%,
Пение с 23% до 8%
Муз. ритм. деят. с 15% до5%
Игра на ДИМ с 39% до 13%
Песенное тв. с 40% до 21%
Танцевальное тв. 27% до 17%
Так же повысился уровень музыкальной культуры, а также общий уровень развития детей…
Результаты диагностики музыкального развития детей по фольклору за 2019-2020 учебный год
Результаты диагностики музыкального развития детей по фольклору за 2020-2021 учебный год
Таким образом, результатом систематической, целенаправленной и планомерной работы произошли качественные изменения показателей музыкального развития и музыкального творчества у выделенной группы дошкольников посредством использования фольклора, как одного из средств развития творческой активности и творческих способностей детей.
Результативность:
Свои опытом я делюсь на выступлении на педсоветах, публикуюсь в интернете : www.maam.ru, https://nsportal.ru, https://PRO-PEDAGOGA.RU.
Мои дети участвуют в конкурсах Фестиваль-конкурс «Оранжевое небо – 2021» - диплом лауреата 2 степени, II международного конкурса «Маленькие звездочки» 2021 диплом лауреата 2 степени, «Амурские зори»
Итог: Проделанная мною работа по данной проблеме результативна, многогранна, интересна. Сделан анализ, выявлены ошибки.
Много новых мыслей, задумок, работу по данной проблеме будем продолжать, совершенствовать, доводить до логического завершения…