Папки-передвижки

Знакомство детей среднего дошкольного возраста с играми, обычаями, этикетом мордовского народа

Марина Иванова
Знакомство детей среднего дошкольного возраста с играми, обычаями, этикетом мордовского народа

Одной из важных задач современного общества является воспитание растущего человека, как развитой личности. Важнейшим элементом воспитательного процесса является обучение этикету, главная цель которого состоит в том, чтобы дети не только знали, как нужно вести себя в обществе, но и умели это делать. Формирование представлений о нормах и правилах поведения и общения влияет на отношения ребенка с друзьями, родителями, окружающими людьми, при этом помогая ориентироваться в обществе.

Этикет h– это манера поведения. К нему можно отнести правила учтивости и вежливости, которые приняты в обществе.

Публикация «Знакомство детей среднего дошкольного возраста с играми, обычаями, этикетом мордовского народа» размещена в разделах

Актуальность исследования проблемы формирования речевого этикета у старших дошкольников обусловлена сложившейся в стране социально-экономической и культурной ситуацией, которая характеризуется конфликтами на фоне духовно-нравственногоmкризиса общества, связанного с потерей культуросообразных методов регулировки отношений между субъектами общения, как на личностном, так и на межгосударственном уровнях.

Мордва — финно-угорский народ, проживающий в Республике Мордовия и сопредельных с нею областях.

Культура мордовского народа тесно переплетается с русской культурой, однако отличается своей самобытностью. Духовная культура основана на народных обрядах, состоящих из устно-поэтического творчества, игр, плясок и декоративно-прикладного искусства. Большинство обрядов связано с временами года, семейными традициями и религиозными праздниками.

В настоящее время в процессе воспитания дети с раннего возраста должны испытывать духовное влияние своей нации, её культуры, быта, обычаев и традиций. Этнокультурное развитие детей через использование традиционных форм народного творчества (народных подвижных игр, устно-поэтического и музыкального фольклора, игрушек и изделий прикладного искусства и т. д.) – в образовательном процессе одно из условий формирования национального самосознания.

Если не развивать в детях интерес к национальному искусству, обычаям, культуре, не использовать опыт народной педагогики, выработанный тысячелетиями и бытующий в народе до наших дней, мы рискуем воспитать поколение людей, не помнящих своего родства, своей истории, людей бездуховных, не способных противостоять влиянию современной агрессивной псевдокультуры.

Возможности игровой деятельности в формировании речевого этикета у детей дошкольного возраста

Игровая деятельность является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, главной формой организации обучения воспитанников дошкольной образовательной организации.

По содержанию игровая деятельность может быть:

– комбинированной, когда сочетаются разные виды детской деятельности или нескольких дидактических задач, которые не имеют логической связи между собой.

– комплексной, когда реализация задач происходит посредством разнообразных видов деятельности при ассоциативных связях между ними. Например, беседа с детьми о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката на эту тему. При этом один вид деятельности является основным, а второй его просто дополняет и создает эмоциональный настрой;

– интегрированной, соединяющий знания из разных образовательных областей на такой основе, которая дополняет друг друга, так например рассматривание понятия «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи. Такое объединение не является необоснованным или механическим. Следует учитывать интеграцию знаний так, чтобы они имели возможность дополнять друг друга во время решения дидактических задач.

Наряду с игровой деятельностью, огромное значение имеет обращение к литературным произведениям, начиная с малых форм фольклора в раннем возрасте – потешек, песенок, прибауток, к старшему возрасту становится доступен смысл пословиц и поговорок, сказок, авторских рассказов и повестей.

По мнению В. В. Гербовой после чтения и обсуждения литературного произведения необходимо обязательно подвести итог. Сами дети могут это сделать, рассказывая о том, что они узнали нового. Воспитателю же необходимо четко указать на самое главное, что должны понять и усвоить дети, помочь понять мотивы поступков героев, смысл литературного произведения, его воспитательное значение.

Таким образом, в формировании речевого этикета у детей дошкольного возраста наиболее эффективными средствами являются речь воспитателя, дидактические и сюжетно-дидактические игры и упражнения, создание коммуникативных ситуаций, взаимодействие с родителями воспитанников, чтение и обсуждение литературных произведений, целенаправленное педагогическое руководство деятельностью детей.

Свою работу по формированию речевого этикета я начала с того, что выявили исходный уровень сформированности речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.

Получены следующие результаты:

- Из 24 дошкольников средней группы 3 (12,5 %) характерен высокий уровень сформированности речевого этикета. Для 11 (45,9 %) дошкольников характерен средний уровень сформированности речевого этикета. Также для 10 (41,6 %) дошкольников характерен низкий уровень сформированности речевого этикета.

- У детей частичные представления о речевом этикете, о вежливости; знание речевых этикетных формул. 87,5 %, не могут употреблять слова и выражения в соответствии с обозначенными явлениями; не умеют связывать между собой предложения по смыслу; не могут высказать свое отношение к взрослым и сверстникам в вежливой форме, грубят; не могут в доброжелательной форме отстоять свое мнение; употребляют языковые единицы, не соответствующие ситуации и условиям общения.

Это доказывает необходимость разработки методики по формированию речевого этикета у детей дошкольного возраста.

Мной был составлен перспективный план работы в соответствии с педагогическими принципами, определенными ФГОС дошкольного образования.

Ожидаемый результат:

Дети:

- Получат первоначальные знания о Мордовии, мордовском народе;

- У детей будут сформированы основы речевого этикета, воспитанники научатся пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, употреблять их без напоминания;

- Участники проекта познакомятся с некоторыми традициями, особенностями культуры и быта мордовского народа.

- Дети познакомятся с играми, произведениями художественной литературы по теме;

- Будут развиваться практические навыки детей в общении со сверстниками и взрослыми.

Родители:

- Повышение педагогической культуры родителей в вопросах истории и традиций мордовского народа;

- Ознакомление с основными направлениями работы по развитию речи и формированию речевого этикета у детей;

- Развитие навыков взаимодействия с ребенком.

В своей работе использовала игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры на тему «Знакомство», «Приглашаем к чаю»и т. д., организовывала игры-драматизации, так как, играя, дети - познают, пропускают все образы через свой внутренний мир. Проводила беседы о Мордовии, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня. Все это являлось толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.

Вечером наблюдала, как после прочтения сказок в театрализованных играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей, как они пропускали через себя характер героев. И видела результат своей работы. Как постепенно у детей «растворяется» закомплексованность и дети преодолевают страхи, закрепляют знания о мордовском народе о быте и культуры Мордовии.

Использовала в своей практике речевые упражнения. Упражнения не только повышают умственную активность, но и совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность.

Мы читали мордовские сказки, учились отвечать на вопросы, связанные с содержанием, обыгрывали мордовские обряды, слушали мордовскую народную музыку. В группе была создана мини-среда, обеспечивающая уважительное взаимодействие ребенка со старшими и сверстниками. Это способствует детям не только освоить социально-приемлемые нормы поведения и общения, но и сформулировать собственный подход к ним. Ребенок учился находить общий язык со сверстниками, взрослыми, пытался взаимодействовать и убеждать. В такой микро-среде вместе с дети создали словари про вежливость, папки-раскладушки в картинках, содержащие вежливые поступки. В конце свой работы с детьми провели развлечение на основе мордовского фольклора «Пришли Святки – гуляй без оглядки!»

Оформили фотовыставки для родителей.

На заключительном этапе мы подвели итоги проекта.

Анализируя полученные результаты, мы сделали ряд положительных выводов:

- 100% родителей считают необходимым и значимым ознакомление с основными направлениями работы по развитию речи и формированию речевого этикета у детей.

- Воспитанники приобрели полные представления о речевом этикете, о вежливости, приобрели знание разнообразных формул речевого этикета, получили знания о мордовском народе, познакомились с играми, обычаями, традициями, особенностями культуры, этикетом мордовского народа.

- Речь детей обогатилась новыми словами, стала более эмоциональной, развернутой, грамотной.

- Дети умеет пользоваться формами речевого этикета в общении как со сверстниками, сак и со взрослыми.

- Дети охотно используют полученные впечатления в самостоятельной деятельности (игровой, коммуникативной, художественно-продуктивной, музыкальной).

- Дети замечают и негативно относятся к проявлениям в речи окружающих грубости, неуважения к людям. Напоминают о правилах вежливого тона.

- Стали более гармоничными отношения в семьях, родители принимают заинтересованное, активное участие в жизни дошкольного учреждения.

Публикации по теме:

«Тысячелетию единения мордовского народа с народами Российского государства посвящается…» Педагогическое эссе Педагогическое эссе Балакирева Татьяна Михайловна МДОУ «Детский сад №116 комбинированого вида» «Тысячелетию единения мордовского народа.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с русским народным творчеством и традициями народа» Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с русским народным творчеством и традициями народа» Образовательная область.

Конспект занятия «Знакомство с жизнью и обычаями татарского народа» Возрастная группа: подготовительная к школе Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно – эстетическое развитие.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Знакомство с развивающими играми В. В. Воскобовича» "Мастер – класс для педагогов дошкольного образования «Знакомство с развивающими играми В. В. Воскобовича" Подготовил педагог-психолог Выскорка.

Конспект занятия «Праздники мордовского народа» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 93» БЕСЕДА «ПРАЗДНИКИ МОРДОВСКОГО НАРОДА. РОШТУВА» (в рамках проекта.

Проект для детей среднего дошкольного возраста «Воспитание толерантности через ознакомление с традициями мордовского народа» Актуальность Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде, поэтому воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки,.

Опыт работы «Знакомство дошкольников с обычаями и традициями русского народа» В этом году тема Августовской педагогической конференции называлась «Проектирование и реализация основных и дополнительных программ в дошкольной.

Знакомство детей с русским бытом, традициями и обычаямиЗнакомство детей с русским бытом, традициями и обычаями "Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные.

Знакомство детей среднего дошкольного возраста со сказкой «Зимовье» в обработке И. Соколова-МикитоваЗнакомство детей среднего дошкольного возраста со сказкой «Зимовье» в обработке И. Соколова-Микитова Конспект НОД по теме «Знакомство детей со сказкой «Зимовье» обр. И. Соколова – Микитова» для детей среднего дошкольного возраста Программное.

Знакомство с этикетом детей с ОВЗ подготовительной группы Входят дети в зал под музыку «Песня Красной Шапочки» А. Рыбников Дефектолог: «Доброе утро» - не зря говорят «Доброе утро» велит быть добрей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство детей среднего дошкольного возраста с играми, обычаями, этикетом мордовского народа
Опубликовано: 22 марта 2019 в 18:42
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД