Эльбина Ахмарова
Выступление на педагогическом совете «Формы взаимодействия с родителями в средней группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Живой интерес педагога
к успехам каждого ребенка
- залог интересного
диалога с родителями.
В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка стороны, близкие дошкольнику, родители и педагоги договариваются о методах воздействия, способах обучения и воспитания. Успешно реализуются задачи воспитания, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка, доверяют друг другу, и хотят видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, преуспевающими, разносторонне развитыми личностями.
Публикация «Выступление на педагогическом совете „Формы взаимодействия с родителями в средней группе“» размещена в разделах
Родители и члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении. Становясь активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения. Присутствие в группе родителей имеет для них следующие плюсы:
Они могут наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка. Научиться и дома применять подходящие моменты воспитания;
У родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них; появляется возможность поработать в профессиональной среде, что может побудить к получению дополнительного образования, поступлению на какие – либо курсы или даже превратиться в постоянную работу;
Развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста ; формируется правильное понимание возможностей обучения и сложностей, которые с этим связаны;
Возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада;
Делается выбор детского сада для второго ребенка;
Родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома;
Взрослые знакомятся с друзьями своих детей, о которых знают из рассказов сына или дочери;
Устанавливаются длительные дружеские связи с другими родителями.
Привлечение родителей и других членов семьи к образовательной работе необходимо, прежде всего, детям. С каким уважением, любовью и благодарностью смотрят дети на своих родных.
В их сознании возникает позитивная связь между семьей детским садом: если дети чувствуют, что членов их семьи принимают в саду с открытым сердцем, то у них возникает более доверительное отношение к работающим в группе взрослым.
Присутствие и участие родителей доставляет особое удовольствие, благоприятствует их успехам.
У ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства.
Знакомство с другими взрослыми расширяет социальный опыт и дает положительные модели для подражания.
Дети начинают признавать полномочия других взрослых и относятся к ним как к источнику знаний и опыта.
Взаимодействие с семьями детей, которые представляют разнообразные культурные традиции, создает возможность для формирования толерантности.
Дети из неполных семей смогут частично реализовать свою потребность в общении, внимании, ласке.
Педагог имеет возможность лучше узнать семью каждого воспитанника, понять ее сильную и слабую стороны, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. Вот некоторые положительные моменты, которые возникают при привлечении к работе в группе членов семей воспитанников:
Изменение соотношения «взрослый - ребенок» в группе. Воспитатели получают возможность проводить больше времени с отдельными детьми и работать с малыми группами;
Возможность использования увлечений, талантов, знаний и интересов родителей в процессе занятий с детьми;
Возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома;
Происходит более тесное общение между родителями;
Родители становятся участниками процесса принятия решений по вопросам жизни детского сада;
Возможность понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть, как мамы и папы помогают своим малышам решать задачи;
Возможность узнать, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяют со своими детьми (например, приготовление пищи, игра на музыкальных инструментах).
Кроме того, у педагогов формируется чувство уважения по отношению к семьям воспитанников, это положительно влияет на формирование отношения ребенка к детскому саду.
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при сочетании разных форм взаимодействия всех участников образовательного процесса. Формы взаимодействия с родителями в средней группе ориентированы на реализацию образовательных, развивающих и воспитательных задач, обеспечивающих целостное развитие личности.
Для ознакомления родителей с особенностями воспитательно-образовательной работы и повышения компетентности родителей в области воспитания, мы использовали одну из основных форм взаимодействия с семьей, какинформирование родителей о ходе образовательного процесса.
Провелиродительские собрания на темы «Возрастные особенности детей 4-5 лет» (организационное, «Как воспитать самостоятельного ребенка», «Достижения детей к концу учебного года».Фрагменты работы с дошкольниками показали на Дне открытых дверей. Познакомили родителей с правилами и традициями детского сада. В свою очередь, родители делились впечатлениями, задали вопросы.
Изучить особенности развития ребенка, приемы и методы воспитания помогают информационные стенды. Мы подобрали в этом учебном году статьи, отражающие возрастные проблемы детей, проблемы взаимоотношения родителей и детей. Это «Режим дня в средней группе», «Портфолио дошкольника», «Драчуны. Как исправить ситуацию», «Здоровье ребенка в ваших руках» и т. д. При возникновении вопросов у родителей проводилииндивидуальные беседы, создавалипамятки «10 золотых правил воспитания».
С развитием творческих способностей ребенка родители знакомились в ходе организации выставок детского творчества. Параллельно приглашали взрослых к участию в семейных выставках, организованных детским садом или педагогом : «Лучшие цветы Осени», «Зимние снежинки», «Такие разные птицы». Такая форма работы позволила привлечь родителей активно участвовать в жизни детей, наиболее тесно взаимодействовать с ребенком, а нам выделить творческие достижения не только детей, но и взрослых.
Одним из распространённых форм работы с родителями является приглашение на праздники. Такую форму мы использовали во второй половине учебного года. Это способствовало раскрытию возможностей ребенка, возникновению ярких эмоций, как у взрослых, так и у детей, отклику родителей на проведение последующих праздников и активной подготовки к ним, слушанию музыки, проявлению интереса к театральным постановкам.
Другой основной формой взаимодействия с родителями является совместная деятельность, активная форма работы педагога и родителей.
Активность родителей проявилась, как было уже сказано, в участии в выставках. Например, в фотовыставке «Я – самостоятельный!». Это ориентирует взрослых на совместную деятельность с ребенком, на его интересы и желания. Подобные задачи решаются при привлечении родителей к оформлению группына праздники, на различные темы. В нашей группе взрослые и дети участвовали в изготовлении газеты «Моя семья», оформлении группы к Новому году.
Не осталась без внимания и познавательная сфера. Провели диагностику и анкетирование родителей, выявили пробелы в познании окружающего мира, разработали проект. Для приобщения родителей к объектам природы, для диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями использовали форму работы взрослых в проектной деятельности.
- провели экологическую акцию «Птичья столовая».
- провелидни добрых дел «Кормушка для пернатых друзей»
Дни добрых дел проводились не только в рамках проектной деятельности, но и в повседневной жизни. К примеру, родители помогали оформить зимний участок и создали постройки из снега для игр и зимних забав детей.
- провели совместно с родителями викторину «Удивительный мир птиц»
Привлекать к сотрудничеству родителей и детей помогает одна из форм работы взаимодействия – посильное участие в оформлении альбомов, коллажей. Это альбомы «Необычная прическа», «Моя Барда», «Посуда», «Мои пернатые друзья»; коллажи «Животные моря и суши», «Самый лучший папа мой!».
Создавать атмосферу для свободного общения родителя и ребенка позволяет одна из форм используемых активно инструктором по физической культуре, как привлечение родителей к участию в совместных с детьми спортивных развлечениях. Такая форма ориентирует родителей и детей на формирование положительного отношения к физкультуре и спорту.
В конце учебного года провели анкетирование для определения эффективности форм взаимодействия педагогов и родителей, проанализировали результаты. На вопрос: «Как Вы оцениваете необходимость сотрудничества родителей и педагогов в процессе воспитания ребёнка в ДОУ?» все родители выбрали ответ «считаю нужным». На второй вопрос: «В какой степени Вы удовлетворены качеством предлагаемых Вам форм взаимодействий педагогов с родителями?» - 95% родителей ответили «вполне удовлетворен», и лишь 5% родителей - «скорее удовлетворен». В третьем вопросе: «Отметьте, каким из форм взаимодействия педагогов с родителями Вы отдаете предпочтение?» большинство родителей заинтересовали консультации и приглашения на праздники. Без внимания не остались семинары, родительский клуб и литература для повышения компетентности в воспитании ребенка.
проведение индивидуальных и групповых консультаций
проведение совместных праздников, вечеров досуга
участие в родительском клубе, семинаре, практикуме
библиотека для родителей
памятка
другое (экскурсии, походы)
В целом родители положительно отнеслись к участию в жизни группы и ДОУ, и готовы в дальнейшем сотрудничать.
Взаимодействие участников образовательного процесса можно осуществлять по-разному. Каждый из участников ценит только то, что удалось сделать самому. Следовательно, чем больше мы будем предоставлять родителям возможности для самореализации, тем выше они будут оценивать эффективность образовательной работы педагогов. Это создаст атмосферу заинтересованности и сопричастности их к образованию ребенка. Если воспитатели хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, им необходимо установить персонифицированный, непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителями. Для этого педагоги должны находить способы документировать и сообщать информацию о ежедневных успехах воспитанников так, чтобы менялись представления родителей об их с собственной роли и их взгляды на опыт, который приобретают дети в ДОУ.