ТАТЬЯНА ПЕТРОВА
Выступление на педагогическом совете «О здоровье всерьёз»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 54 «Дружба» города Смоленска
О здоровье всерьёз
Выступление на педагогическом совете
Выполнил
старший воспитатель
Доронич Татьяна Анатольевна
2015 год
1. Значение здоровья в жизни детей и взрослых
Публикация «Выступление на педагогическом совете „О здоровье всерьёз“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
«Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие»(Толковый словарь русского языка). Здоровье – основа физического развития ребенка. Полноценное физическое развитие ребенка взаимосвязано с его общим психическим развитием. Сформированное сознание, развитой интеллект, понимание значимости здоровья – основа культурной личности. Обращенность современного общества к культуре, человеку, его здоровью и духовному миру становится доминантой цивилизованного общества. Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. А чтобы понять всю многогранность этой проблемы, давайте уточним, что такое здоровье. Наиболее всеобъемлющей и общепринятой во всем мире является формулировка: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия». Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого. Чаще всего мы судим о здоровье как об отсутствии на данный момент заболевания. А ведь критериями здоровья являются :
- предрасположенность к болезням;
- уровень физического и психического развития;
- состояние сопротивляемости организма к болезням и многое другое.
В дошкольном возрасте:
• закладывается фундамент здоровья,
• происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма,
• развиваются его адаптивные возможности,
• повышается устойчивость к внешним воздействиям,
• формируются движения, осанка,
• приобретаются физические качества,
• вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания,
• приобретаются привычки и представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
У биологии жестокие законы: за нездоровье детей мы платим ослаблением генофонда населения, теряем самое дорогое богатство – здоровье нации. В последнее время учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8 % зависит от здравоохранения; в то же время более чем на половину – от его образа жизни. Сегодня четко установлено, что 40 % заболеваний взрослых своими истоками уходит в детский возраст, в первые 5-7 лет. По данным научно-исследовательского института гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков, молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось, увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания. В среднем по России на каждого из детей приходится не менее 2 заболеваний. Заболеваемость детей растет. Приблизительно 20 – 27 % детей относится к категории часто болеющих. На первом месте во всех возрастных группах стоят органы дыхания. У часто болеющих детей наблюдаются:
- поражение носоглотки;
- функциональные нарушения нервной и сердечно-сосудистой систем, отклонения со стороны желудочно-кишечного тракта, а также различные проявления аллергии.
Из-за такого состояния здоровья в последние годы сохранение и укрепление здоровья человека является приоритетным направлением государственной политики.
Разработка эффективных промышленных технологий, нарушения экологии и целый ряд других объективных факторов привели к тому, что образ жизни современного человека все более активно провоцирует гиподинамию, нарушение рационального питания, психологическое перенапряжение – всё то, что способствует увеличению смертности не только среди взрослых, но и среди детей. Отсутствие личной заинтересованности в сохранении здоровья привело к тому, что в настоящее время во всем мире большую обеспеченность вызывает тенденция к его ухудшению.
В нашей стране, к сожалению, долгие десятилетия не существовало приоритета здоровья, отсутствовала система обучения способам сохранения здоровья на разных этапах возрастного развития человека.
Всё вышеперечисленное свидетельствует о том, что воспитание здорового ребенка было и остаётся актуальной проблемой образования и медицины. Данную проблему мы решаем и в нашем ДОУ. Этому и посвящена тема нашего педсовета «О здоровье всерьез». (Слайд № 1). Давайте обсудим, каковы же составляющие здоровья и пути их реализации. Для этого рассмотрим виды здоровья : физическое, психическое и социальное. (Слайд № 2).
Цели:
1. Проанализировать работу по сохранению и укреплению здоровья дошкольников в ДОУ.
2. Взаимное обогащение педагогическими знаниями о сохранении и укреплении здоровья детей.
3. Создание атмосферы заинтересованности, поиска, творческих решений по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Пути реализации по сохранению и укреплению здоровья
• Профилактика заболеваний.
• Специально-организованные НОД.
• Самостоятельная двигательная активность детей.
• Дополнительное образование.
• Психолого-эмоциональный комфорт в ДОУ, в группе.
• Любовь и уважение к своему телу.
2. Анализ физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
В нашем ДОУ в работе с детьми применяются следующие виды деятельности: (Место в режиме. Длительность) :
1. Физкультурно-оздоровительная деятельность :
1.1. Утренняя гимнастика. (Ежедневно на открытом воздухе или в помещении по 5-12 минут).
1.2. Двигательная разминка. (Ежедневно в перерыве между занятиями организация подвижных игр по 10-15 минут).
1.3. Физкультминутка. (Ежедневно на занятиях, по мере необходимости 2-3 минуты).
1.4. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке. (Ежедневно во время прогулок 25-30 минут)
1.5. Индивидуальная работа по развитию движений. (Ежедневно в первую и вторую половину дня в группе и во время дневной и вечерней прогулки по 10-15 минут).
1.6. Гимнастика после сна с использование коррекционных упражнений. (Ежедневно, по мере пробуждения 7-10 минут).
2. Обучающие занятия (оздоровительные) :
2.1. Занятия по физкультуре 3 раза в неделю, по 10 - 30 минут
2.2. Познавательные занятия на тему: «Познай себя» (знакомство с собственным телом и его строением). (1 раз в 1 или 2 недели со старшей группы по 20-30 минут).
2.3. Музыкальные занятия 2 раза в неделю по 10-30 минут
2.4. Индивидуальная работа по музыкально-ритмическим движениям. (Ежедневно 10 - 15 минут)
3. Самостоятельные занятия:
3.1. Самостоятельная двигательная активность. (Ежедневно на прогулке в личное время ребенка. В зависимости от желания и индивидуальных особенностей ребенка).
3.2. Двигательная активность по закреплению основных видов движения под руководством воспитателя. (Ежедневно).
4. Развлечения
4.1. Спортивные праздники и развлечения 1 раз в месяц 20-40 минут
4.3. Игры-соревнования. (В течение года 40 минут).
5. Дополнительное образование
5.1. Посещение секций и кружков с родителями. (По расписанию работы секций и кружков 30-40 минут).
6. Участие родителей в образовательном процессе
6.1. Совместные развлечения. (По плану ДОУ).
3. Деловая игра
1. Кроссворд «Ступени здоровья» (Слайды № 3 - 12)
1 И Г Р А
2 О Б Р У Ч
3 С Е К Ц И Я
4 М Е Т А Н И Е
5 А Э Р О Б И К А
6 Б А С К Е Т Б О Л
7 Г И М Н А С Т И К А
8 З А К А Л И В А Н И Е
9 П Р О Ф И Л А К Т И К А
1 – основной и любимый вид деятельности детей
2 – гимнастический предмет для совершенствования талии
3 – кружок физического воспитания
4 – один из видов движения
5 – гимнастические танцы под музыку
6 – вид спорта
7 – один из способов пробуждения организма
8 – один из видов профилактики заболеваний
9 – то, что предотвращает заболевания
2. «Спрашиваем – отвечаем»
1. Что обязаны сделать родители как первые педагоги своего ребенка? (Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка).
2. Приведите отрицательные примеры из жизни родителей, когда в семье здоровье не пользуется приоритетом? (Алкоголь, курение, наркотики, лежание с книгой целые выходные, не делают утреннюю гимнастику, несоблюдение режима дня, многочасовые просмотры телепередач и т. д.).
3. Перечислите действия родителей при формировании здорового образа жизни в семье:
1). Доброжелательный психологический микроклимат в семье.
2). Соблюдение режима дня.
3). Сбалансированное питание экологически чистыми продуктами.
4). Использование естественных факторов природы для закаливания.
5). Пример родителей в организации здорового образа жизни и отказ от вредных привычек.
6). Формирование мотивации здорового образа жизни.
3. Путешествие в историю
Секретарь Гольштейнского посольства, посетивший Московию в 30-х годах XVII столетия, Адам Олеарий свидетельствовал: «Русские – крепкий, сильный, выносливый народ, способный легко переносить и стужу и жару. Вообще в России люди здоровые, доживающие до глубокой старости и редко болеющие». Перечислите причины долгожительства Древней Руси (натуральная пища, бани, купание в естественных водоёмах – закаливание).
Великий русский полководец А. В. Суворов с детства был слаб здоровьем. Как ему удалось вылечить себя? (Закаливанием.)
Когда Суворов покорял Альпы со своими солдатами, он приказал солдатам пить чай из травы, растущей там. Есть эта трава и на Руси. Как она называется? (Девясил. В народе считают, что она имеет девять волшебных сил и излечивает от многих болезней. Одной из этих сил является повышение сопротивляемости организма к холоду и недостатку кислорода).
О каком растении говорится в этом отрывке: «Откапывать корень предписывалось очень осторожно, костяными лопаточками, соблюдая определённые церемонии, тогда появится мясистое светлое вертикальное тело корня, его «руки» и «ноги», а на длинной «шее» держится круглая «голова». Чем больше оно было похоже на человека, тем дороже оно расценивалось. Но корень всегда было трудно найти». (Женьшень, в переводе с китайского означает «человек-корень».)
4. Памятка для родителей (законных представителей) по формированию здорового образа жизни у своих детей
1. Новый день начинайте с улыбки и с утренней разминки.
2. Соблюдайте режим дня.
3. Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.
4. Любите своего ребенка, он - Ваш. Уважайте членов своей семьи, они - попутчики на вашем пути.
5. Обнимать ребенка следует не менее четырех аз в день, лучше – 8 раз.
6. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания.
7. Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.
8. Личный пример по здоровому образу жизни – лучше всякой морали.
9. Используйте естественные факторы закаливания – солнце, воздух и воду.
10. Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства.
11. Лучший вид отдыха – прогулка с семьей на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребенка – совместная игра с родителями.