Ирина Балыбина
Выступление на педсовете «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Публикация «Выступление на педсовете „Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова и др.).
Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.
Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
В работе для повышения уровня речи детей, мы решили использовать театрализованную деятельность.
Работа, по развитию речи через театрализованную деятельность, основана на программе «Детство» .
Начала работу с составления плана работы.
Определила основные направления деятельности : постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя к освоению роли как созданного простого «типичного» образа в театрализованной игре.
Поставила следующие задачи:
• Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
• Обогатить словарь детей, активизировать его;
• Совершенствовать диалогическую речь, ее грамотный строй;
• Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;
• Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.
Детей для занятия делю на подгруппы (это позволяет осуществлять индивидуальный подход к ребенку, причем каждый раз группы формирую по разному, в зависимости от содержания занятия.
Наметила примерный план занятия: (в занятия включены)
- музыкально-ритмическая разминка;
- дыхательная и речевая гимнастика;
- литературно-художественная практика (связная речь);
- игры, минута шалости, физическая минутка;
- театрализованная деятельность.
Музыкально ритмическая разминка включает в себя ритмические, музыкально практические игры и упражнения, которые:
а) развивают двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость);
б) развивают пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции и др.);
в) развивают воображение (способности к пластической импровизации).
Дыхательная и речевая гимнастика помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляция, орфоэпия).
В литературно-художественной практике дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т. д., а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идет речь, расширять словарный запас, сделать речь ярче, образнее.
В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам.
В совместной деятельности с детьми провожу логопедические пятиминутки и в первой половине одного из дней недели (пятница) - «художественно-театрализованная деятельность».
Исследованиями ученых Л. Ворониной и Р. Смгуткиной, установлено, что если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, сказки, потешки, а во второй младшей группе, используя игрушки, фигурки плоскостного, настольного театра, театра Петрушки, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная.
Для самостоятельной деятельности детей необходимо создать условия, в которых театрализованная деятельность будет протекать успешно. При проектировании предметно пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность, учитывала:
• индивидуальные социально психологические особенности ребенка;
• особенности его эмоционально-личностного развития;
• индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
• любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
• возрастные и поло-ролевые особенности, которые отвечают требованиям программы и потребностям детей.
Итак. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.