Галина Паничкина
Выступление на родительском собрании в младшей группе «Воспитываем и развиваем малышей вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители, подготовить ребенка к школе – это значит помочь ему полноценно прожить каждый год из дошкольных лет его жизни. Уже в три года малыш – индивидуальность. Он живет в семье. Семья для него должна стать «Домом радости».
«Дом радости» - это дом, в котором каждого ребенка понимают, принимают его самобытность, уважают и любят таким, какой он есть со всеми его недостатками и достоинствами.
Публикация «Выступление на родительском собрании в младшей группе „Воспитываем и развиваем малышей вместе“» размещена в разделах
«Дом радости» - дом, в котором малыш живет каждый день своей жизни максимально активно. Помните, у него нет второй жизни. Эту жизнь надо прожить ему так вместе с вами, чтобы максимально себя реализовать, удовлетворить потребности не только органические (дышать, питаться, расти, двигаться и др., но и человеческие (играть, общаться и познавать). Главная потребность малыша как Человека – это потребность в самореализации, защите и развитии себя как индивидуальности. Тогда он будет радостным, т. е. довольным своей жизнью. Поэтому «Дом», дарующий ребенку и его родителям радость (удовлетворение, преумножает силы и способствует развитию каждого его жителя (не только малыша, но и его родителей) как неповторимых индивидуальностей.
Помните: здоровье – одно из основных условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребенка. И в то же время оно является результатом процесса нормального развития. Поэтому забота о здоровье и содействие обогащению физического и психического развития каждого малыша четвертого года жизни как неповторимой индивидуальности – первое, на что должно быть направлено внимание родителей в семье – «доме радости».
Особого внимания требует эмоциональный мир ребенка. восприятие им окружающего мира всегда эмоционально окрашено. Эмоции регулируют его поведение. Они имеют непосредственное отношение к психическому здоровью малыша. Но эмоции трехлетнего ребенка быстро вспыхивают и столь быстро угасают. Старайтесь не заражать малыша вашими негативными эмоциями. Он слишком восприимчив к эмоциональному состоянию близких людей. Капризы, упрямство, неподчинение вам свойственны ребенку данного возраста. Проявляйте разумную требовательность и терпение.
Стремитесь к тому, чтобы он чувствовал себя в своем доме эмоционально защищенным. Его позитивное мировосприятие складывается под влиянием эмоционального положительного климата между вами, уважаемые родители.
Малыш успевает пройти огромный путь в своем развитии и к концу третьего года обычно уже готов к переходу в новый период детства. За прошедшие годы он заметно окреп и развился физически. Быстрота роста на четвертом году несколько замедляется: рост ребенка достигает примерно 100-102 см., вес 16-16,5 кг. В дальнейшем прибавка в росте и весе колеблется. Накапливание массы тела идет одновременно с увеличением роста. Однако костная система ребенка еще надолго сохраняет в отдельных местах хрящевое строение. Наиболее длительно идет окостенение кистей рук, а также берцовых костей и некоторых частей позвоночника. Это легко вызывает искривления при длительном сохранении неправильной позы или при неудобном лежании в кровати.
Особое значение для всей жизнедеятельности малыша имеет работа его легких и сердца. В сравнении с предыдущими годами, работа сердца меняется. Частота сокращений заметно падает до 90-120 ударов. При этом сокращения становятся все более равномерными, ритмичными. Так же меняется глубина, частота и ритм дыхания. Трехлетний ребенок делает 28 дыхательных движений в минуту. При этом объем выдыхаемого и вдыхаемого воздуха (в сравнении с годовалым малышом) к 4 годам увеличивается в 1,5 раза. Вместе с тем, у четырехлетнего ребенка дыхание остается еще поверхностным, неровным и довольно частым.
Данные возрастные физиологии говорят о быстром и усиленном процессе обмена веществ, который совершается в организме трехлетнего ребенка. он требует неослабного внимания не только врачей, но и родителей ко всем сторонам гигиены, профилактики и ухода за ребенком. Ему необходимы длительные прогулки в течении дня (5-6 часов, включая вечернюю, свежий воздух в спальне, регулярное питание, высококалорийная пища, водные процедуры и легкая гимнастика.
Продолжается интенсивное развитие структуры и функций головного мозга. К четвертому году уже оформляется такое строение клеток мозга, которое характерно для взрослого человека. В это время в мозгу ребенка происходит чрезвычайно быстрое образование нервных волокон – проводящих путей нервной системы.
К трем года мозг увеличивается на столько же, на сколько вырастет за последующие 14 лет. Чем старше становится ребенок, тем многообразнее его встречи с внешним миром и тем более сложной становится работа его мозга, в процессе которой совершается его развитие.
Двигательная активность детей характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий. В среднем за день объем двигательной активности его составляет в этот возрастной период 10-14 тыс. условных шагов, продолжительность – 240-250 мин. (более 4 час., интенсивность – до 40-55 движений в минуту. Показатели суточной двигательной активности подвержены сезонным колебаниям и зависят от содержания и характера деятельности.
Для формирования здорового образа жизни важнейшее значение имеют гигиеническое и физическое воспитание малыша, ежедневное закаливание, гибкий и дифференцированный режим для ребенка в зависимости от состояния его здоровья, типологических и личностных особенностей. Любая нагрузка, как умственная, так и физическая, имеет тренирующий характер, соответствующий степени морфофункциональной зрелости организма и распределяется с учетом биоритмических колебаний работоспособности трехлетнего малыша. Одним из ведущих условий формирования здорового образа жизни является оптимальная двигательная активность малыша в доме и на улице.
Имейте в виду, что питание – важнейший фактор, влияющий на правильный рост, развитие и выносливость организма детей, их устойчивость к инфекционным заболеваниям и работоспособность. Организм ребенка чувствительнее к неправильному питанию, чем организм взрослого человека.
Обратите внимание, что уже в три года ребенок учится пользоваться во время еды салфеткой и всеми столовыми приборами.
Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка, с присущими им способностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно любить. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем. Для мальчика - самый значимый стимул его деятельности – смысл, ответ на слово: ЗАЧЕМ? Девочке же важно, как ее оценит взрослый. Поэтому она в деятельности руководствуется вопросом: КАКАЯ Я? А главное они по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уже, конечно, не так, как мы, взрослые. Помните, что, каждая женщина воспитывает и обучает мальчиков, ей мало пригодится собственный детский опыт, и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.
Поверьте, что создаваемые в этот год уникальные условия для реализации в ребенке заложенных природой возможностей, больше не повторятся и потому индивидуальность четырехлетнего малыша окажется в чем-то узкой, несовершенной. Учитывая современные научные данные о значении дошкольного детства, основное значение имеет поддержка и всемерное развитие качеств, специфических для детей четвертого года жизни, так как доказано: то что будет «недобрано» в этот период, наверстать в дальнейшем трудно или вовсе невозможно. Поэтому, родители, воспитывая малыша дома, должны содействовать всестороннему развитию и саморазвитию младшего дошкольника в разных видах его самостоятельной деятельности (игровой, трудовой, конструктивной, изобразительной, речевой, музыкальной и др.)
Не сравнивайте своего малыша с другими, хвалите его за успехи и достижения. Имейте в виду, что отец (мать, который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что он болен. Прежде, чем ругать малыша, попытайтесь понять природу его трудностей. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?
Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «Ленность» ребенка – сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним. Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим. Мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока недоступны нашему пониманию. Поэтому главное – стремитесь выполнять заповедь «не навреди»!
Никогда не забывайте, что особого внимания требует умственное развитие ребенка, особенно его когнитивная сфера. Это особое целостное образование, включающее в себя весь накопленный ребенком за три года познавательный опыт. Этот опыт характеризуется наличием двух противоположных полюсов. На одном сосредоточены ясные, стабильные (консервативные, четкие знания и умения, на другом – подвижные, развивающиеся психические образования – зарождающиеся знания и умения (неясные или подвижные, развивающиеся знания). «Неясные» знания выполняют чрезвычайно важную функцию – создают так называемую зону неопределенных, неустойчивых знаний. Ребенок, стремясь прояснить и уточнить для себя данные знания, проявляет высокую умственную активность и творчество. Таким образом, для активации мышления дошкольника необходимо соблюдение меры неопределенности какой-то части его знаний. Если вы хотите, чтобы активность малыша в процессе обучения не ослабевала, необходимо строить этот процесс таким образом, чтобы одновременно с формированием ясных, отчетливых знаний оставалась зона так называемых неопределенных знаний, чтобы удовлетворение полученными знаниями в конце очередного занятия со взрослым сочеталось со страстным нетерпением его узнать, а что будет на следующем занятии и вообще в любом режимном процессе.
Помните, что содействовать обогащению развития и саморазвития каждого малыша как неповторимой индивидуальности – значит открыть ему разнообразные виды, прежде всего, продуктивной деятельности, в которой результат наглядный (самообслуживание, конструирование, лепка, аппликация, экспериментально-поисковая в предметном мире). Необходимо обучать ребенка выполнению каждого вида деятельности как систему взаимосвязанных компонентов на основе модели, формулируемой взрослым постановкой вопросов:
Что хочешь сделать? (замысел).
Из чего или чем будешь делать? (предмет или материал).
Чем будешь делать? (орудия или инструменты).
В каком порядке… что сначала, что потом? (система поступков, преобразующих материал).
Получилось ли у тебя то, что ты задумал? (осуществить анализ продукта, соответствие замыслу (рефлексия) и адекватно оценить его (сформулировать самооценку).
Никогда не забывайте, что малыш, овладев продуктивными видами деятельности (конструированием, лепкой, аппликацией, рисованием) – одновременно учиться планировать последовательность выполнения ее. Однако этому он может научиться только, если вы его научите выполнять каждый из компонентов деятельности в последовательности.
В обучении малыша любому виду деятельности вам поможет использование пальцев на руке, сжатых в кулак: разгибаете свой мизинчик и спрашиваете у малыша : «Что мы хотим с тобой сделать?», потом разгибаете безымянный палец: «Из чего будем делать?» и т. д.
В разных видах деятельности дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания цель может «теряться», ребенок может быстро отвлекаться, оставлять одно дело, ради другого.
Помните, что трехлетний дошкольник медлителен в своих действиях любого содержания (предметных, двигательных, речевых и т. д.). он не ищет короткой дороги, идет всегда по длинной. Для него значимо лишь указание, что делать. Поэтому вопросы (Что сейчас делаю, из чего, чем, как, что же получилось) позволяют создать у ребенка образ структуры каждой продуктивной деятельности (умывание, одевание, уборка игрушек, конструирование и т. д.). Но успех всецело зависит от терпения и мастерства взрослого.
По тому, как ребенок исполняет деятельность, можно определить, какого уровня он достиг.
I уровень – проявляет интерес, наблюдает, просит повторить показ деятельности;
II уровень – выполняет деятельность с вашей помощью;
III уровень – выполняет самостоятельно: а) по своей инициативе берется за выполнение деятельности; б) выполняет без помощи взрослого, который наблюдает, не вмешивается; в) дает полученному результату адекватную самооценку.
IV уровень – выполняет деятельность творчески: использует, интерпретирует свой опыт осуществления ее в других видах деятельности (в игре, в труде, конструктивной и художественной деятельности) с целью создания нового, оригинального, ранее не существовавшего для самого ребенка продукта (предмета, измененного качества, выразительного образа).
Запомните, наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия малыша приобретают намеренный характер. Если сравнить жизнь ребенка с машиной, то «мотором» в развитии человека является самосознание (самопознание себя-рефлексия) и самооценка результата выполненной им деятельности (завышенная, заниженная или адекватная). А «ключом», который включает самосознание в работу, является самостоятельное выполнение ребенком разных видов деятельности. Помните, что освоение малышом деятельности на уровне самостоятельности – это путь развития самосознания – «мотора» его саморазвития как индивидуальности. На этой основе важно развивать у малыша умение радоваться своим достижениям на основе адекватной самооценке результата, а также ощущение любви, уважения к себе. Более оттого, очень важно поддерживать познавательную активность малыша как таковую, даже если последствия ее будут проявляться в нарушении правил жизни (разорвал всю бумагу, которую приготовили для занятия, ибо опробовал свойства ее; налил много воды на пол, потому что исследовал зависимость милы струи от поворота крана и т. п.).
Никогда не забывайте, что у малыша четвертого года жизни очень важно поддерживать высокую общую самооценку его личности, разделять в оценке ошибочные поступки, как правило, связанные с недостатком опыта, и общее позитивное отношение к нему как личности. («Ты хороший, но в шкафу пока непорядок», «ты хороший, но Матрешка в твоем доме пока не может жить, потому что темно, стеночки непрочные»).
Имейте в виду, что воспитание как содействие обогащению развития и саморазвития младшего дошкольника как индивидуальности успешнее осуществляется при комплексировании разных видов деятельности: игры и труда, учебной деятельности, в которую органически включаются музыкальная, художественная и двигательная деятельность и обязательно игра.
Как содействовать активности малыша в выполнении деятельности? Необходимо каждый раз ставить его перед ситуацией выбора: ему хочется показать, какие белые мыльные перчатки научился делать, но в мыльнице почему-то лежат разные предметы – деревянный кубик и мыло, очень похожие по форме, цвету, сразу и не заметишь. Но «перчатки» не получились, и тогда надо экспериментировать; хочется сделать подарок Мишке – сложить из бумаги лодочку, но почему-то бумага рвется, а другая не складывается, нужно выбрать правильную по свойствам бумагу.
В любом виде деятельности каждый день и всякий раз нужно создавать возможность ребенку выбирать то замысел деятельности, то материал – предмет преобразования, то средства, то порядок, последовательность преобразования и объяснять, доказывать взрослому или персонажу, что результат тот, который от него ждали, и достигнут от потому, что правильно выбирал каждый компонент деятельности. На этой основе формируется самостоятельность поступков, осознание малышом себя как индивидуальности, и как следствие – чувство собственного достоинства.
Никогда не забывайте, что для малыша мир полон чудес. Взрослые, как правило, уже перестали удивляться окружающему. Как преодолеть это противоречие? Поэтому нужно научиться играть для малыша спектакли так искренне, чтобы он вместе с вами пережил радость открытия предметов и действий с ними: когда грязные руки превращаются в чистые, грязная подкладка - в чистую, кусок пластилина – в чашку и т. п. если вы создадите ощущение чуда, то это вызовет радость малыша от участия в деятельности.
Имейте в виду, что малыш не замечает порядка, так же, как и беспорядка. В порядке он не видит скрытой красоты и удовольствия. ( В: Поставим ровно игрушки. Вот как красиво стало. Уберем игрушки, а то убегут по дорожке. Вот как хорошо! Вот какой красивый порядок)
Доброжелательная помощь, напоминание поддерживать порядок, а также рефлексия внимания на достигнутом результате сделают постепенно свое дело – малыш будет стремиться поддерживать порядок.
Помните, что малыш хочет быть хорошим. Он все время через систему так называемых «жалоб» (на старших братьев или сестер, одногруппников) корректирует свое поведение. Положительная оценка усилия одного вызовет желание у другого высказаться, назвать свои действия, чтобы заметили и его. (реб. : Я тоже сейчас унесу тарелку, мне немножко осталось доесть! В. : Умница. Реб. : Я убрал салфетку! В. :Молодец! Реб. : Я поставил машину в гараж! В. : Хороший шофер.)
Помните, что взрослому очень важно научиться находить и встречать взгляд ребенка, хвалить и отвечать ему улыбкой. Для малыша значимо не слово взрослого, а его мимика.
Никогда не забывайте, что каждый малыш по природе своей имеет одаренность, и благодаря содействию родителей, может развить и обогатить ее. Поэтому в последние годы много говорится о необходимости нового поколения педагогов, которые должны обладать умениями индивидуально подходить к одаренности своих воспитанников, видеть в каждом из них индивидуальность. Именно в дошкольном возрасте при благоприятных условиях жизни и воспитания наиболее интенсивно развиваются различные практические, умственные, художественные способности, формируются важнейшие нравственные качества, закладываются основы, фундамент личности гражданина общества.
Движущей силой психического развития является обучение как необходимый путь «присвоения» ребенком общечеловеческих способностей. Но не всякое обучение, а только то, которое ориентируется на «зону ближайшего развития», на созревающие, а не уже созревшие функцию обучение ребенка может происходить и стихийно, и целенаправленно, но всегда в сотрудничестве с другим человеком, взрослым или сверстником.
Введение в обучающий процесс персонажа «Мишки» (или любого другого персонажа, выполняющего роль «ученика», а ребенок «учителя») как средства внешней представленности внутреннего процесса самосознания ребенка, значительно стимулирует обогащение развития предметного сознания, которое обогащает одновременно самосознание.
Имейте в виду, что у ребенка четвертого года жизни зарождается и получает всемерное обогащающее развитие его индивидуальность. Потребность малыша быть индивидуальностью, чувствовать себя активной личностью определяется в двух основных тенденциях его развития : с одной стороны, быть непохожим на других, обнаруживать уникальность, самостоятельность поведения, делать «по-своему» и, с другой стороны, быть значимым для других людей, эмоционально созвучным с ними, участвовать в их жизни, быть признанным ими. Необходимо содействовать ребенку в овладении умением обозначать мимикой, жестами, интонацией, системой поступков (сначала в игре, а потом и в жизни) радость, веселье, грусть, нежность, заботливость, благодарность и другие эмоции из многообразной палитры опыта человечества. Малыш учится здороваться и прощаться со взрослым, называть их по имени и отчеству. Поэтому необходимо учить его благодарить взрослого и сверстников за оказанную помощь, внимание; делиться игрушками, поднимать упавшую вещь, уступать место, четко и ясно выражать свою просьбу, пользоваться вежливыми словами.
Помните, что малыш может научиться соблюдать правила организованного поведения: на игровой площадке, на улице и в общественных местах, говорить естественным голосом, без напряжения и крика, вести себя спокойно. В этом возрасте у детей возникают и развиваются гуманные чувства и элементарные представления о доброте, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбия, внимании к взрослым и сверстникам. Поэтому необходимо побуждать их к взаимодействиям друг с другом (в объединениях по 2-3 ребенка, разговаривать друг с другом в приветливой форме, оказывать помощь по просьбе другого ребенка, обращаться к сверстнику, называя его по имени, отвечать на его вопросы.
Не забывайте, что игра – форма организации детской жизни. Если ведущей деятельностью в раннем возрасте признана орудийно-предметная, то у дошкольников – сюжетно-ролевая игра и экспериментально-поисковая деятельность. Развитие ребенка зависит и от других «специфических детских» видов деятельности (изобразительной, конструировании, восприятие сказки и др., которые связаны с ведущей деятельностью, взаимодействуют с ней и содержательно ее обогащают.
Уважаемые родители, помните, что развитие малыша в семье во многом определяются характером вашего общения с ним. Знания об окружающем открываются дошкольнику разными людьми. Понятно, что знания каждого человека имеют границы, кто-то знает больше, кто-то меньше, но ребенок четвертого года жизни может открыть, что их ежедневно можно дополнять, уточнять, исправлять, если послушать взрослого, задать ему вопрос, попросить прочитать книгу, провести опыт и использовать другие каналы для своего познания. Ваша позиция – исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как индивидуальности.
Целостность процесса воспитания обеспечивается со дружественным действием двух тенденций: одна из них – нисходящая – от подражания ребенком вам к собственному поведению, а другая тенденция – восходящая – от рождающихся в самой деятельности ребенка представлений, намерений, эмоций к рождению мотивов более высокого уровня, которые положительно вами оцениваются.
При формировании базиса личной культуры малыша рождаются и развиваются такие главные образующие его личность, как воображение и основанное на нем творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность ребенка активно действовать в мире.