Зезина Анастасия
Опыт работы педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, меня зовут., я работаю педагогом-психологом в детском саду №. Сегодня я хотела бы поделиться небольшим опытом работы с родителями детей с ОВЗ. Но для начала я хотела бы рассказать про методы, формы работы которыми пользуюсь в работе с родителями.
Публикация «Опыт работы педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определенных вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.
Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Понятие «партнерство» наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Партнерство - это стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний.
Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, врач, др., однако главная роль в этом процессе принадлежит психологу, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей.
Определена общая цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей : повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач :
научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком;
вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
сформировать адекватную самооценку.
Используются различные формы работы с родителями детей с ОВЗ.
Беседы: коллективные и индивидуальные.
Консультации: коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные. Данные формы работы преследуют цель информирования родителей об этапах психологического развития ребенка, организации предметно-развивающего пространства для ребенка в семье.
Родительские собрания в форме : тренинга, «круглых столов». В ходе тренинга решаются многие задачи. Это выработка активной родительской позиции, снятие чувства вины, повышение самооценки участников и т. д. Участие в тренинге помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребенком, научиться эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию. Во время таких встреч как «круглый стол» родители детей с ОВЗ имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, что дает родителям ощущение того, что «они не одиноки». Работа, построенная таким образом, помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать определенные социальные навыки для преодоления трудностей в воспитании детей с ОВЗ.
Индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери: подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребенка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям;
Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями.
- создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;
- наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.
В результате такой работы : родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
Проведенное мною занятие для родителей проходило в форме тренинга на тему общения с ребенком.
Цель - повышение педагогической компетенции родителей в вопросе общения с детьми.
Задачи: научить родителей конструктивным методам общения со своими детьми. Дать родителям возможность задуматься над проблемой общения с детьми, познакомить родителей со структурой «Я-сообщения», поделиться друг с другом опытом общения с детьми дошкольного возраста.
Структура моего занятия такова:
1 этап - Знакомство
2 этап – Информационный
3 этап – Практический
4 этап – Разминочный
5 этап – Заключительный
Знакомство
Для того чтобы настроить участников тренинга на положительный настрой, я использовала упражнение и игру, которые способствовали сплочению и снятию напряжения.
Упражнение «Давайте познакомимся»
Цель: дать возможность родителям познакомиться друг с другом, положительное начало мероприятия.
Игра: «Меняются местами те, кто…»
Цель: снятие напряжения через движения, организация игрового взаимодействия
Информационный этап
Роль общения в детско-родительских отношениях.
Цель: получить представление о том, что такое общение, виды общения и какую роль оно играет в детско-родительских отношениях.
Практический этап
Изготовление куколок из ниток
Цель: – воплотить все свои светлые мысли при изготовлении данной куколки, чтобы показать насколько родители любят своего ребенка, заботятся о нем.
Разминочный этап
Игровое упражнение «Выбери адекватный ответ»
Цель: научение осознанию своего эмоционального состояния во время негативного поведения ребенка; обучение методам «я-сообщения»; отработка навыка использования «я-сообщения» в общении с ребенком.
Притча «Про морские звёзды»
Цель: навести на мысль, о том, что нужно обязательно прислушиваться к своему ребенку, научиться слушать и слышать его.
Заключительный этап
Обратная связь
Цель: подведение итогов
Упражнение «Аплодисменты»
Цель: положительное завершение занятия