Бубнова Елена
Агрессия. Технологии социальной коррекции агрессивности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время мы очень часто слышим понятие «агрессия». Для того, чтобы раскрыть смысл данного понятия мы должны рассмотреть его значение. В настоящее время в науке отсутствует однозначная трактовка понятия «агрессивность», что вполне объяснимо сложностью и многообразием форм проявления. При этом наиболее признанным считается понятие агрессии, предложенное В. Ф. Пирожковым: «. это мотивированное деструктивное поведение индивида, противоречащее принятым правилам и нормам существования людей в социуме, причиняющее моральный, физический, материальный или психологический ущерб другим людям». Агрессивное поведение понимается как специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.
Публикация «Агрессия, Технологии социальной коррекции агрессивности у дошкольников» размещена в разделах
Агрессия -это
Агрессия – это нанесение ущерба не только человеку или животному, но и любому неодушевленному предмету. Э. Фром
Агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Д. Басс.
Агрессия - это любую тенденция (стремление, проявляющеюся в реальном поведении или даже в фантазировании, с целью подчинения себе других, либо доминировать над ними. Е. В. Змановская
Агрессия представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой. Р. Бэрон и Д. Ричардсон. агрессия, в какой бы форме она не проявлялась,
-Это своеобразный сигнал SOS?
-Крик о помощи
-О внимании к своему внутреннему миру,в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций,с которыми самостоятельно ребёнок справится не в силах.
Агрессивное поведение у ребё нка проявляется в следующих действиях:
• драки
• укусы
• грубые выражения
• агрессивные действия, направленные на себя (ребёнок может расцарапывать себе руки и ноги, кусать себя, дергать за волосы, биться головой)
• ссоры со сверстниками и др.
Характерные особенности агрессивного поведения ребенка :
• Отказывается от коллективной игры.
• Слишком говорлив.
• Чрезмерно подвижен.
• Не понимает чувств и переживаний других детей.
• Часто ругается со взрослыми.
• Создает конфликтные ситуации.
• Перекладывает вину на других.
• Суетлив. - Импульсивен.
• Часто дерется.
• Не может адекватно оценить свое поведение.
• Имеет мускульное напряжение.
• Часто специально раздражает взрослых.
• Мало и беспокойно спит
Классификация проявления детской агрессии.
• Дети, склонные к проявлению физической агрессии
• Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии
• Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии
• Дети, склонные к проявлению негативизма
Факторы способствующие формированию детской агрессивности
• Ситуативные факторы
• Семейные факторы
• Тип темперамента
• Личные факторы
Выделяют следующие виды агрессии :
• Физическая агрессия (нападение)
• Вербальная агрессия
• Прямая агрессия
• Косвенная агрессия
Игровая терапия
Это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности
Игра способствует:
• Созданию положительных отношений между сверстниками;
• Снимает у ребенка напряженность, тревогу, испуг перед другими детьми;
• Повышает самооценку;
• Позволяет поверить в себя в всевозможных ситуациях общения, снимая угрозу социально важных последствий
Распространенными технологиями социальной коррекции агрессивности у дошкольника являются : арттерапия, сказкотерапия, игротерапия, коммуникативные и психогимнастические игры, ролевые игры, методики релаксации.
Чаще всего в своей коррекционной работе с агрессивными детьми я использую метод игротерапии, этот метод один из эффективных средств коррекции агрессивности детей дошкольного возраста.
Игровая терапия – технология коррекционного влияния на детей с внедрением игры.
Коррекционный эффект игровых занятий у дошкольников достигается благодаря установлению позитивного чувственного контакта между ребенком и взрослым,корректирует подавляемые отрицательные эмоции, страхи, неуверенность в себе и своих силах, расширяет возможности ребенка в общении. Используется как помощь для снижения агрессивности в поведении, применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Игротерапия поможет осмыслить ребенку свое настоящие «Я», повысить его самооценку и развить у ребенка потенциальные возможности, отреагировать внутренние конфликты, тревоги, агрессивные тенденции и уменьшить ощущение ребенком чувства вины.
Я в своей работе по коррекции агрессивности детей дошкольного возраста использую игровые пособия, как подушки, коврики, мешочки для отреагирования ребенком негативных эмоций, а также коррекционно-развивающую программу «Агрессивность дошкольников : коррекция поведения» М. Н. Заостровцева, Н. В. Перешеина и методические пособия авторов: Смирнова Т. П. «Психологическая коррекция агрессивного поведения детей», Хухлаева О. В. «Практические материалы для работы с детьми», Панфилова М. А. «Игротерапия общения».
Коррекционную работу по снижению агрессивности у детей старшего дошкольного возраста посредством игры провожу в трех направлениях:
1 направление. Для работы с гневом.
Я использую такие игры как
• «Волшебные подушки»,
• «Мешочек гнева»,
• «Коврик злости»,
• «Коврик радости»,
• «Нарисовать или слепить из пластилина»,
• «Обзывалки»,
2 направление. Для обучение детей навыкам распознавания и контроля гнева и агрессии, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
Я использую такие игры как:
• «Мы – актеры»,
• «Задавака»,«Снеговик»,
• «Гномики», «Шарики»,
• «Зайчики»,
• «Угадай чувство»,
• «Бумажные мячики».
3 направление. Для формирования способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т. д.
Я использую такие игры как
• Игра «Кто подарил добрые слова?»,
• Игра «Взрослые и дети»,
• Игра «Школа дружбы»,
В заключение хочу подчеркнуть, что для результативной работы с агрессивным ребенком необходимо, взаимодействие не только педагога-психолога, но и работа с родителями и педагогами. Поэтому коррекционная работа должна носить системный,комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребенка.
Спасибо за внимание.