Папки-передвижки

Технология оригами как средство поддержки инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста

Сергеева Светлана
Технология оригами как средство поддержки инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста

Технология оригами как средство поддержки инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста

«Из обычного листа бумаги можно сотворить целый мир»

В. А. Дегтева

Современная действительность вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее успешными формами работы с детьми становятся те, которые построены на принципе общения и игры. А насколько ощутимым для ребенка будет тот факт, что он самостоятельно, либо с помощью взрослого придумал, изготовил, смастерил атрибут к своей игре? Особую радость ребенку доставляет момент, когда он видит ощутимый результат своего труда: игрушку с которой можно поиграть, либо украсить свою комнату. Полученный результат своего труда поднимает самооценку у ребенка, воспитывает самостоятельность, желание развиваться дальше.

Публикация «Технология оригами как средство поддержки инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

С младшего возраста у детей ярко выражен интерес к познанию окружающего мира путё м исследования: хочется всё потрогать, помять, порвать. Последнее особенно имеет отношение к такому материалу как бумага. Как же реагируют взрослые на это естественное желание малыша? В основном запретами: нельзя рвать бумагу, нельзя портить книги и т. д. Практика и теория вступают в противоречие. Всем хочется, чтобы ребёнок развивался, но желательно «без жертв и разрушений». Это стремление порвать или в лучшем случае смять бумагу наблюдается у детей достаточно длительное время. Почему бы не использовать эту естественную тягу детей к бумаге в развивающих целях?

В дошкольном образовательном процессе конструирование из бумаги один из видов детской деятельности. Оригами – традиционная техника складывания бумажных фигурок. Моё увлечение началось с изготовления нескольких фигур. Затем я захотела более углублённо изучить технологию Оригами. Интересные схемы складывания поделок и разработки занятий можно найти в трудах С Афонькина, Т. И. Тарабариной, Т. Б. Сержантовой, а также большой объем информации по данной теме содержится на специализированных интернет-сайтах.

Что такое оригами?

Оригами — это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Однако, никто достоверно не знает, кто именно и когда придумал эту увлекательную игру.

А знакомство с оригами следует начинать с Древнего Китая, именно там была создана технология производства бумаги. Многие десятилетия под страхом смертной казни китайцы хранили тайну создания белого листа.

И только в 7 веке странствующий буддийский монах пробирается в Японию и обучает монахов изготавливать бумагу по китайской технологии.

Очень скоро в Японии наладили свое массовое производство бумаги, во многом обогнав Китай.

Первые листочки бумаги, сложенные в необычные фигурки появляются сначала в монастырях. Иначе и быть не могло. Ведь в японском языке понятия «Бог» и «Бумага» звучат одинаково, Фигурки из бумаги имели символическое значение. Они становились участниками религиозных церемоний. Украшали стены храмов.

Позднее оригами превратилось в популярный способ времяпрепровождения. Именно тогда изобретается ряд новых фигурок, включая знаменитого японского журавлика, которые позже становятся классическими.

Со временем оригами становится обязательным занятием во многих японских семьях. Мамы передавали свои знания дочкам, показывая немногие известные им фигурки.

Взрыв популярности оригами произошёл после Второй мировой войны благодаря Акиро Йошидзава, который решил посвятить себя оригами и его развитию.

Именно он создал то, что сегодня называется «оригамная азбука». Это замечательное открытие позволило оригами стать универсальным международным языком. И сегодня все книги, посвященные искусству оригами, используют оригамную азбуку Акиро Йошидзава.

Сегодня оригами — это множество различных видов, например: модульное оригами, Кусудама, складывание по развёртке, мокрое складывание и другие. Однако, в дошкольном детстве целесообразней использовать простое оригами, т. к. этот вид доступен ребенку-дошкольнику.

Многие фигурки, известные в оригами, начинают складываться одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки – это базовые формы. Очень важно научить детей складывать базовые формы. Умение их складывать – залог успеха в достижении результата. Обучение складыванию базовых форм лучше проводить индивидуально, чтобы быть уверенным в том, что ребенок научился их складывать. Выбирать базовые формы для поделок необходимо с учетом возрастных особенностей воспитанников. В дошкольном возрасте в основном я применяю простые и средние базовые формы.

Техникой оригами я увлекаюсь несколько лет. Своих воспитанников в данное время искусству оригами обучаю третий год. Начинала работу с индивидуальных занятий и небольшими подгруппами. Дети боялись работать с бумагой: сгибать, проглаживать складки. Чтобы заинтересовать детей использовала игровые приемы, худ. слово, привлекала родителей.

На первом этапе, в младшей группе, познакомила детей с бумагой, с основными ее свойствами. Это знакомство проводила через игру «Обезьянки». Мы сминали бумагу, опускали ее на стол, а потом дети воображали, на что похож этот комочек. Это помогало расширить кругозор детей, развить любознательность, желание работать с бумагой, узнать а что же будет дальше. Затем мы начали мастерить простые поделки. Работу начала с простейших сгибов и постепенно усложняла. Малышам нравилось работать с бумагой, т. к. на новом занятии получалась новая поделка. Главным моментом в этом возрасте было – положительные эмоции, радость детей от результата.

На втором этапе мы с детьми начали усваивать базовые формы. При знакомстве с новым приемом складывания занятие проводила в виде сказки, где два уголка являлись братом и сестрой. «Перегибание» - это встреча брата и сестры, они путешествовали в горы – соединение нижнего угла с верхним и долины – соединение верхнего угла с нижним, переплывали реки (линии сгиба). Или использовала такую сказку: жил-был Квадрат, и было у него четыре братца-близнеца – четыре уголочка. Жили они дружно и часто ходили, друг к другу в гости. Вот пришё л братец Верхний Уголок в гости к Нижнему Уголку: «Здравствуй, Нижний Уголок!» Этот игровой момент соответствует следующему тексту: согните квадрат пополам, опуская верхний угол к нижнему. Многие понятия нужно заменять доступными фразами, например: «перегнуть» - для детей это выполнение даю в два действия, «согнуть и разогнуть». Образец выполнения действия, индивидуальный и повторный показ использую с учётом необходимости. Ребята в игровой форме легко усвоили понятия: диагональ, базовая форма. Так мы приступили к изготовлению различных игрушек и начали использовать их в игровых ситуациях.

На занятиях в старшей группе дети осваивают основные умения складывать квадрат в разных направлениях, подравнивать стороны, углы на основе базовых форм. В этот период начинаем мастерить по операционным картам, где показана последовательность создания фигуры: какую фигуру надо взять, с чего начать работу, что сделать потом. Познакомившись с базовыми формами и основными приемами, дети стали применять навыки в самостоятельной игре, например, прочитывали сказку и изготавливали этих сказочных героев. Потом спектакль показывали детям младшего возраста. В результате работы у детей повышается уровень внимания, памяти, мелкой моторики, проявляется инициатива и самостоятельность.

В течение всего периода работы мы проводим с детьми разные мероприятия с использованием технологии оригами : коллективные работы на разные конкурсы и выставки, поделки к праздникам, дидактические и сюжетно-ролевые игры, показ театра, открытые занятия для сотрудников ДОУ и других садов, консультации для родителей. Знакомя детей с данной технологией, мне хотелось, чтобы дети использовали оригами в повседневной жизни, в игре. В этом огромное значение имеет организация пространства в группе. Для этого в группе оборудовала уголок с необходимым материалом: цветная бумага, карандаши, ножницы, книги по оригами. В уголке для родителей помещала необходимую информацию для изучения этого искусства. Для меня главное, что у детей появилась потребность творить, использовать поделки в повседневной жизни, дарить родным и знакомым.

В своей работе по оригами я не ставлю основной целью количество сложенных форм, главное это способствовать самореализации и саморазвитию детей, средствами бумажной пластики. И каждый новый этап формирования навыка в технике оригами – это усложнение фигур на основе использования разных базовых форм.

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста : самостоятельность, инициативность, творчество. Проявить инициативу, ребенок может в любом виде деятельности, к которому у него интерес. Главная задача педагога вовремя отметить и поддержать. Предлагая свои идеи ребенок хочет, чтобы его услышали и поняли, поддержали. Чувствуя, что с его идеями согласились, у ребенка возрастает интерес к деятельности, повышается самооценка и желание проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. И сейчас я предлагаю вам смастерить фигурки, используя технологию оригами, проявить свои творческие способности. А мои воспитанники проявили желание и готовы вам в этом помочь.

Публикации по теме:

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Детский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативыДетский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативы Недавно вашему вниманию были представлены: выступление на РМО и консультация по развитию и поддержке детской инициативы. Сегодня предлагаю.

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Стремление к самостоятельной деятельности у детей проявляется очень рано. Малыш после исполнения одного года, сам уже пытается пользоваться.

Создание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельностиСоздание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельности В дошкольном возрасте движение является средством познания окружающего мира, поэтому необходимо уметь создавать условия для поддержки детской.

Способы поддержки детской инициативы с примером проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности В Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,.

Занятие по развитию творческой деятельности, инициативы и самостоятельности средних дошкольников «В гостях у бабушки Арины»Занятие по развитию творческой деятельности, инициативы и самостоятельности средних дошкольников «В гостях у бабушки Арины» Власюк Марина Конспект НОД "В гостях у бабушки Арины" Цель: Проявление детской инициативы и самостоятельности в игровой и творческой деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология оригами как средство поддержки инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 октября 2021 в 14:06
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД