Папки-передвижки

Формирование основ ценностно-смысловой сферы младших дошкольников

Виктория Фролова
Формирование основ ценностно-смысловой сферы младших дошкольников

Младший дошкольный возраст — от двух до четырех лет — важный период в ценностно – смысловом развитии. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам.

2 слайд

Одной из важнейших задач, поставленных современным обществом перед образованием, является приобщение подрастающего поколения к социально значимым ценностям. И мы, педагоги, прекрасно понимаем, что поведение любого из нас обусловлено выбором конкретных ценностей и приоритетов, присвоенными ранее нормами и правилами поведения.

Публикация «Формирование основ ценностно-смысловой сферы младших дошкольников» размещена в разделах

Факт значимости и актуальности обуславливается запросами общества и государства. Поэтому можно смело говорить о том, что нам, педагогам, доверено общее дело государственной важности: воспитать маленького человека с присвоенным багажом ценностных приоритетов.

Мы с вами хорошо осознаем, что действовать в данном направлении необходимо уже сейчас, важно оптимально использовать уникальную возможность дошкольного периода в приобщении детей к социально-значимым ценностям.

В настоящее время среди наиболее актуальных проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает вопрос становления у дошкольников ценностного отношения к семье, вовлечения детей младшего дошкольного возраста в процесс познания семейных ценностей и традиций, воспитания основ гражданственности.

3 слайд.

Формирование основ ценностно-смысловой сферы ребенка сложный и длительный процесс усвоения и активного воспроизводства ребенком социального опыта.

Ценностно-смысловые представления у дошкольников формируются на личностном уровне и являются продуктом их непосредственных контактов с окружающим миром.

Ценностные ориентации - эта главная ось сознания, которая обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов.

4 слайд

Перечень задач государственной политики в сфере образования, на решение которых направлена реализация данного педагогического опыта, сформулирован в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, а именно создание системы работы, направленной на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

5 слайд.

ФГОС ДО, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» постулируют самоценность, индивидуальность развития, воплощение возможностей развития ребенка, акцент сделан, прежде всего, на специфику дошкольного детства : пластичность, гибкость развития ребенка

6 слайд

В отобранных для будущей моей деятельности технологиях предлагаемые конспекты НОД связаны между собой тематически и представляют целостную картину сведений о себе, о семье, родном крае, родной стране - России, ее прошлом и настоящем.

А главное в их основу положены идеи гуманного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста.

7 слайд.

Следовательно была определена цель моей работы, а именно формирование основ ценностно-смысловой сферы личности дошкольников.

Исходя из вышеуказанной цели были обозначены образовательные, развивающие и воспитательные задачи работы с детьми в данном направлении:

8 слайд.

Реализация содержания программного материала осуществляется по принципу расширения представлений ребенка 3-5 лет о себе, семье, микро- социуме.

Для детей 6-7 лет будут включаться задачи формирования и расширения представлений ребенка о мезо- и макросоциуме.

Под микросоциумом мы понимаем понятия: «Я», «Я и моя семья», «Мой дом».

Под макросоциумом понимается: «Мой город».

Под мезосоциумом понимается: «Мой двор», «Мой детский сад», «Мой микрорайон», «Природа вокруг меня».

Устанавливается у дошкольников взаимосвязь между объектами микро- и мезосоциумом, определение собственной социальной роли и социальной позиции).

9 слайд.

Формирование ценностных ориентаций — процесс длительный. На самом первом этапе ребенок получает от нас, педагогов и от своих родителей определенные знания, дающие ему представление о жизни, происходящей вокруг него, о нормах и правилах поведения и общения в обществе сверстников и взрослых и о многих других ценностных приоритетах. Ведь с самого раннего возраста ребенок уже способен запечатлевать нравственные нормы, определенные ценности, правила, отношение к ним и образцы нравственного проведения.

Наши дети по своей природе жаждут новых впечатлений, ярких эмоций, активной деятельности, они стремятся подражать и готовы осуществлять выбор. Восприимчивая душа детей впитывает всю гамму человеческих переживаний. Поэтому, мы в своем детском саду через разнообразные формы деятельности стремимся показать им дорогу к подлинным, возвышенным, человеческим ценностям, стараемся зародить у них интерес к социальному миру (своей семье, своему народу, истории Родины и государства, пробуждаем понимание характера российского человека, и желание стать гражданином – патриотом. В первую очередь – через ведущий вид детской деятельности – игру, мотивируя дальнейшее участие ребенка в совместных делах и приближая его к высотам самоотверженной любви и патриотизма.

10 слайд.

Реализация системы предполагает большую предварительную работу. Целенаправленно организуются решение всех образовательных областей, через различные виды детской деятельности в течение всего режима пребывания ребенка в детском саду.

Процесс познания Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда ребёнок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий, мир, воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг и пособий и т. д. Так воспитываются любовь к Родине, её природе, истории, культуре, людям.

Наконец, организация такой деятельности способствует развитию у ребёнка науки общения со сверстниками, взрослыми, окружающим миром, создаёт возможность для проявления патриотических чувств в добрых делах (прежде всего – в заботе о ветеранах, людях старшего поколения, соблюдении чистоты в микрорайоне, лесопарке и т. д.).

11 слайд.

Работа организуется через приобщение детей к истокам народной культуры, через организацию народных игр и физкультурно-оздоровительных мероприятий, построенных на основе фольклора.

В праздничных обрядах, ритуалах, играх в яркой эмоциональной форме дети осознают свою национальную принадлежность.

12 слайд.

Вопрос о формировании ценных ориентаций у дошкольников ставится с особой остротой не только учёными и педагогами, но и родителями.

ФГОС ДО, подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Поэтому работа с родителями является важнейшим аспектом в реализации моего опыта работы.

Образцом поведения для детей служат взрослые, их поступки и взаимоотношения, и прежде всего это близкие люди: родители, бабушки, дедушки. Опираясь на потребность детей в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, стараюсь совместно с родителями и другими старшими членами семей воспитанников, обеспечить условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.

Способствовать обогащению культуры семьи, содействовать преемственности поколений, возрождению и развитию семейных традиций призваны все педагоги детских садов.

Непосредственная реализация разработанного плана работы с детьми, основанного на принципах гуманной педагогики, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, подразумевает активную включённость взрослых и инициативность детей. При этом я соблюдаю «золотые правила» : быть рядом, не спешить отвечать, учить анализировать, обращаться к общественному опыту, стимулировать детскую активность, дарить радость творчества.

13 слайд

Совместно с педагогами ДОУ создаем ситуации, побуждающие родителей активно участвовать в жизни группы и детского сада посредством разнообразных форм работы.

14 слайд.

Не маловажным фактором успешности моей деятельности является сотрудничество с педагогами ДОУ; повышение их интереса к формированию основ ценностно-смысловой сферы личности дошкольников в целом.

15слайд

Целенаправленная систематическая педагогическая работа по формированию основ ценностно-смысловой сферы личности дошкольника посредством ознакомления воспитает в детях любовь к своей семье, к своему дому, к своему детскому саду, городу, чувство восхищения родным краем, его природой, культурой, земляками. Закладываются основы гражданственности и патриотизма.

Каждый ребенок для нас почемучка, и надо, по сути дела,

не погасить почемучек, а дать им возможность стать уверенными в себе людьми!

Публикации по теме:

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников посредством дидактических игр и игровых пособий «Мир здоровья»Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников посредством дидактических игр и игровых пособий «Мир здоровья» Одной из задач ФОП ДО по формированию основ здорового образа жизни, является: расширение, уточнение и закрепление представлений о факторах,.

Формирование патриотического воспитания младших дошкольников через реализацию проекта «Георгиевская ленточка» Формирование патриотического воспитания дошкольников через реализацию проекта «Георгиевская ленточка» От прошлых дней – до вечности – И.

Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ ценностно-смысловой сферы младших дошкольников
Опубликовано: 4 марта 2024 в 20:19
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД