Взаимодействие детского сада и семьи, как необходимое условие развития ребенка

Светлана Новожилова
Взаимодействие детского сада и семьи, как необходимое условие развития ребенка

Инновации в образовании на сегодняшний день опираются на разработку новых, современных форм взаимодействия с родителями.

Отметим, что семья – это коллектив, связанный между собой системой отношений, помогающей ребенку постигать мир. В этом главное значение семьи для дошкольника.

Множество социальных исследований посвящено вопросам педагогической компетентности родителей. Во многих исследованиях понятие компетентность родителей сводится к понятию «образование, просвещение родителей» (Данг Лан Фыонг, Е. А. Кудрявцева, М. А. Бурд, В. И. Сметанина).

Родительская компетентность – это грамотность в вопросах развития, образования и воспитания своего ребенка.

Целый ряд авторов – психологов, педагогов изучали данную проблему. Это А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Л. С. Алексеева, И. А. Андреев, Н. И. Болдырев и др., а также современники – Степанов О. В., Рогов Е. И., Будик И. Б., Белоусова О. В., Гончарова Е. Ю., Алексеенко. Данные авторы изучали образование родителей в вопросах воспитания. Они писали об ответственности родителей, о роли семьи в воспитании, о воспитательном значении личного примера, о роли авторитета родителей; другие – о такте родителей, о взаимоотношениях между членами семьи, о возрастных особенностях, о методах воспитания, о типичных ошибках родителей.

Компетентный родитель, на наш взгляд, это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит это чувство на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его малыш и предпринимать усилия для того, чтобы ее изменить в лучшую сторону.

Постоянно общаясь с родителями, педагог не может не учитывать недостаток родительской компетентности в вопросах развития ребенка.Педагоги отмечают: родители, зная и понимая цели и задачи развития и воспитания, затрудняются в их практическом осуществлении. В беседах с родителями должно подчеркиваться, что развитие ребенка всегда творческий поиск, который не терпит бездумности и скороспелых решений. Родители должны понимать, что если не помогает одно – надо пробовать другое.

Чтобы помочь родителям стать более компетентными, в современном образовании используются новые формы взаимодействия: проектная деятельность, использование информационных технологий (он-лайн конференции, блоги, сайты ДОУ, электронные коммуникации и многое другое).

Любое взаимодействие опирается на понимание. Сотрудничество педагогов и родителей в детском саду требует взаимного понимания и взаимных отношений. Взаимодействие с семьей – одна из сложных проблем современного образования. Поэтому,одним из ведущих умений педагога является: выстраивание диалога, конструктивное взаимодействие, умение грамотно отвечать на вопросы, интересующие родителей.

Из опыта своей работы, могу сказать, что родителей интересует все, что касается развития и воспитания детей. Они интересуются успехами своих чад, задают вопросы, участвуют в мероприятиях группы и ДОУ, предлагают идеи участия в образовательном процессе.

Кроме форм взаимодействия с родителями, таких как проектная деятельность, использование информационных технологий, я использую мастер-классы, практикумы и совместные НОД. Предлагаю одну из форм взаимодействия – семинар-практикум, который представлен в приложении 1.

Практикум был разработан по запросу родителей. Направлен на повышение педагогической компетентности по развивающим играм, которые используются при реализации образовательной программы ДОУ («Сложи узор», «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша»).

В ходе практикума родителям была представлена презентация по играм, которая отражала содержание и специфику развивающих игр.

После презентации был предложен для просмотра видеоролик, где дети решали поставленную задачу при помощи вышеописанных игр. Отметим, что родителей ролик приятно удивил, тем, что дети легко и просто управляются с играми. Затем родители сами попробовали выполнить задания, некоторые из которых вызвали у них затруднения. В целом практикум оставил у родителей хорошее впечатления, которыми они поделились в отзывах.

Таким образом, использование различных методов работы (опрос, видеопросмотр, практическая игровая деятельность) позволили родителям показать приемы развития детей в домашних условиях и актуализировать необходимость взаимодействовать с ребенком в семье.

Использованная литература:

1. В. А. Деркунская «Современные формы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОО», изд-во «Детство-пресс», 2018

2. Л. Ф. Островская «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников», М. Просвещение, 1990

3. Ш. А. Амонашвили «Созидая человека», «Здравствуйте, дети!», «Обучение и воспитание», 1982

4. «Я - компетентный родитель», библиотека ДОУ

5.Интернет-ресурсы: сайт KazEdu https://www.kazedu.kz/referat/128271/2

https://melkie.net/;

https://ped-kopilka.ru/blogs/oksana-stol/roditelskaja-kompetentnost.html

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2013/01/17/razvitie-roditelskoy-kompetentnosti-v

Приложение 1

Сценарий семинара – практикума «Забавные игры для развития ума»

Цель: Повышение педагогической компетенции родителей по развивающим играм.

Задачи:

1. Познакомить родителей с развивающими играми «Сложи узор», «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша».

2. Способствовать практическому применению развивающих игр.

3. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с детьми через развивающие игры.

Ход семинара-практикума:

Для знакомства проводится игра «Броуновское движение» (родителям предлагается передвигаться по группе в хаотичном порядке и тем, кого встретят на пути, назвать свое имя)

1 часть: вводная

Беседа «Какие игры вы считаете полезным для развития ума

2 часть: презентация развивающих игр

Мы хотим вас познакомить с дидактическими играми, в которые мы играем с детьми, рассказать о способах и методах работы с играми.

Просмотр презентации

Итак, игра «Сложи узор»

Кубики помогают развивать пространственное воображение, умение анализировать, логическое мышление, навыки счета и графические способности, цветовосприятие.

Сначала необходимо просто рассмотреть кубики. Обратить внимание на то, в какие цвета они раскрашены.Вот и первые игры с кубиками для совсем маленьких: учим и закрепляем цвета; считаем кубики - учим понятие количества, формируем начальные навыки счета.

Затем можно показать, как из кубиков строить дорожки (одноцветные, после разноцветные). Тут открывается большой простор для изучения понятий закономерности и последовательности.

После освоения этих этапов можно приступать непосредственно к составлению узоров из кубиков.

Игра «Палочки Кюизенера»

Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», «цветными палочками», «цветными числами», «цветными линеечками». Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.

Вот несколько причин, почему для воспитания и образования детей необходимоиспользовать палочки Кюизенера:

1. Палочки – одни из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребенка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным.

2. Многие математические представления (число и его состав, натуральный ряд чисел, величина, операции над числами и т. д.) ребенок получает, играя.

3. Палочки учат ребенка ориентироваться как в двухмерном, так и в трехмерном пространствах.

4. Палочки обеспечивают возможность получать знания в результате исследования.

5. Благодаря палочкам, развивается логическое мышление.

6. Игры с палочками дают возможность детям объединяться, что позволяет им научиться работать в команде, содержательно общаться.

7. Палочки содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи.

На начальном этапе (2-4 года) занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

- Детям предлагается выложить по образцу простейших изображений: стул, домик, цветочек.

- Сравнение палочек по длине, высоте, по количеству (одна, много).

- Выкладывание квадратов, прямоугольников, ориентировка на листе бумаги (в середине – красная, слева – голубая, упражнение «продолжи ряд».

Воспитатель: А теперь предлагаю посмотреть, как с этим справляются дети.

Показ фрагмента видео, где дети работают с кубиками «Сложи узор» и палочками Кюизенера.

Воспитатель: Чтобы продолжить практикум нам надо объединиться в группы и сделаем это мы с помощью игры «Атомы и молекулы».

Сначала все игроки – атомы. Они беспорядочно перемещаются по группе. По команде ведущего «атомы» должны объединиться в молекулы.По команде: «Молекулы по два!» - объединиться в пары, «молекулы по три» - в тройки. В молекулу могут объединиться и пять, и шесть атомов.

С помощью этой игры воспитатель объединяет родителей в три группы: палочки Кюизенера, кубики «Сложи узор» и блоки Дьенеша.

После игры родители начинают выполнять задания с кубиками и палочками в подгруппах

Задание №1: Сложите узоры из предложенного набора кубиков по карточкам – схемам («Дом», «Ёлочка», «Фонарик», «Цветок», «Бабочка», «Пароход», «Золотая рыбка») и зарисуйте один из узоров в тетрадь.

Задание №2: Сложите узоры по нерасчлененному образцу (лебедь, светофор, чашка).

Задание №3

Из цветных палочек составьте числа 6,7, 8 из двух наименьших чисел

Воспитатель: А сейчас перейдем к логическим блокам. Что же это такое?

Просмотр презентации об игре «Логические блоки Дьенеша»

Логические блоки Дьенеша.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из фигур,различающиеся четырьмя свойствами:

- формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные

- цветом – желтые, красные, синие

- размером – большие и маленькие

- толщиной – толстые и тонкие

Основная цель использования дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Основное знание, чему учат эти игры – это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам.

Сначала детям предлагаются самые простые игры:

- Найди все фигуры, «как эта» по цвету (по размеру, форме);

- Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету);

- Построить как можно длинную цепочку из фигур: чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины)

- Разделить фигуры, чтобы у одного героя были все круглые, у другого все большие и т. д.

С логическими блоками ребеноквыполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т. д., а по ходу действий рассуждает.

Практические задания:

-Построить дорожки от дома медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке.Но:

- родителям предлагается построить дорожку так, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством,

- чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету блоков (оперирование сразу двумя свойствами,

- чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами).

Воспитатель: А сейчас еще одно видео.

Показ фрагмента видео, где дети работают с блоками Дьенеша и решают игровые задачи (нахождение фигур-«печенья»по двум свойствам: цвет и форма, форма и величина, цвет и величина)

3 часть: Рефлексия

Педагог раздает родителям листочки с вопросами, на которые они должны ответить.Родителям были предложены вопросы:

1. Что сегодня было для вас полезным?

2. Будете ли вы применять полученные знания?

3. Какие еще вопросы вас интересуют?

4. Ваши впечатления от мероприятия

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию детейВзаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию детей Художественно-эстетическое развитие дошкольника имеет широкий смысл, так как оно предполагает не только введение ребенка в мир искусства,.

«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО» из опыта работы«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО» из опыта работы Новые требования к образованию детей дошкольного возраста продиктованы Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного.

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Организация условий для развития слабослышащего ребенка в группе детского садаОрганизация условий для развития слабослышащего ребенка в группе детского сада Организация условий для развития слабослышащего ребенка в группе детского сада. Подготовила воспитатель средней группы Анацкая Людмила.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Домашние животные
  • Домашние животные
Автор публикации:
Взаимодействие детского сада и семьи, как необходимое условие развития ребенка
Опубликовано: 26 февраля 2021 в 07:35
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 апреля. День тапочек

«Они у порога нас преданно ждут, но только навстречу нам не бегут» — очередной тематический день посвящен домашним тапочкам. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы научить ребенка правильно...

18 апреля. День отпечатка пальца на МААМ

18 апреля 1902 года – день рождения дактилоскопии, универсального метода установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Это удивительно, но они сугубо индивидуальны, восстанавливаются при...


Горячие темочки