Ирина Елистратова
Взаимодействие детского сада и семьи по развитию у детей навыков безопасного поведения на дороге.
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие детского сада и семьи по развитию у детей навыков безопасного поведения на дороге.
Елистратова И. В.
Воспитатель
МБДОУ «ДС № 281 г. Челябинска»
Тракторозаводский район
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлена на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Решение задач безопасности на дороге стоит во всех возрастных группах детского сада. Они заключаются в обеспечении базовых знаний и качественной подготовки детей к школе, ведь сразу после детского сада большинство детей начинает самостоятельно ходить по улицам и дорогам города.
Публикация «Взаимодействие детского сада и семьи по развитию у детей навыков безопасного поведения на дороге,» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из самых болезненных проблем в наше время. А дети — это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего является незнание детьми элементарных основ правил дорожного движения.
Умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения необходимо начинать воспитывать с раннего детства. Детей с раннего возраста привлекает разнообразие окружающего: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирования правильных представлений о правилах дорожного движения. Детям трудно самостоятельно познать азбуку дорожного движения, разобраться в смене сигналов светофора, понять их смысл. Это заставляет своевременно начать обучение детей правилам поведения на улице. Приобщение ребенка к безопасному поведению на дороге должно стать систематическим и последовательным. От того, насколько ребенок усвоит правила дорожного движения и станет точно выполнять их, а не только держать в памяти, во многом зависит его здоровье и жизнь.
Прежде всего, обучение должно происходить на личном примере. Как бы часто мы не повторили ребенку о том, что переходить дорогу необходимо только по пешеходному переходу и на зеленый свет светофора, наши слова не принесут пользы в том случае, если мы сами, идем на красный сигнал светофора, да еще и в неположенном месте, держа при этом кроху за руку. Известно, что дети очень хотят быть взрослыми и начинают подражать нам уже в раннем детстве. Свои сведения об эталонах поведения взрослого человека дети черпают из наблюдений за реальным поведением представителей взрослого мира, и прежде всего за поведением самых близких им людей. И что бы ни говорили родители, но если они сами перебегают улицу на красный свет светофора, а ребенку это делать запрещает, то в этом случае именно поведение родителей становится притягательным знаком взрослости, примером действия.
Педагогам детского сада важно проводить работу по профилактике дорожно-транспортного травматизма в тесном взаимодействии с родителями воспитанников.
Исследования показали, что подавляющее большинство родителей, не знают правил дорожного движения. Родители делают ошибки при обучении детей правилам дорожного движения, оценивая дорожные ситуации в качестве водителя транспортного средства, а не пешехода. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде, основные причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо раскрывать причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей, научить родителей дисциплинированному поведению на дороге. Что непременно должно отразиться на воспитании и обучении детей безопасному поведению, выполнению правил дорожного движения на улицах и дорогах.
Следовательно, организуя образовательный процесс с воспитанниками, я как воспитатель обеспечиваю и работу с родителями.
Важно знать и взрослым, и детям, что наибольшее число дорожно-транспортных происшествий происходит по вине пешеходов.
Причины ДТП:
переход перед близко идущим транспортом;
переход в запрещенном месте;
невнимательность пешеходов;
хождение по проезжей части при наличии тротуара.
Там же находятся рекомендации, памятки, информационные листы, напоминающие о правилах дорожного движения.
Эффективной формой работы с родителями являются групповые собрания, на которых я знакомлю родителей с программными требованиями по обучению детей правилам дорожного движения, говоря о важности примера взрослых, о необходимости соблюдения правил поведения на улице.
Образовательный процесс в ДОУ предполагает не только взаимодействие с родителями, но и непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность.
Среди многих интересных методов взаимодействия с родителями на сегодняшний день выделяется проектная деятельность. Это очень эффективный метод взаимодействия с детьми, который позволяет дошкольникам быть активными субъектами образовательного процесса. Обучение детей правилам дорожного движения имеет очень хорошие результаты тогда, когда дошкольник совместно со своими родителями сможет пройти все круги информационного обеспечения. Главное для воспитателей и родителей в приобщении дошкольников к правилам дорожного движения - донести до детей смысл, необходимость знаний и навыков по данной проблеме.
Современные родители достаточно грамотны, они самостоятельно могут найти нужный материал, изучить его. Поэтому в группе проводились консультации-презентации подготовленные педагогом совместно с родителями «Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов», «Внимание! Наступила зима!»
Родители вместе с детьми изготовили альбомы «Улицы нашего района», «Транспорт на улицах города», «Дорожные знаки», сделали макет города Челябинска.
Вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада осуществляется и в досуговых формах взаимодействия. Это объясняется эмоциональным характером досуга, его привлекательностью, доступностью, учетом интересов и способностей родителей. Совместно организованы игры-соревнования «Поле чудес», «КВН», развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков», инсценировки по прочитанным художественным произведениям. Результат этого – приобщение родителей к миру детства, создание условий для развития ребенка, обобщение опыта по соблюдению правил дорожного движения, объединение детей, родителей и педагогов.
В детском саду и группе постоянно обновляются выставки творческих работ по теме: «Пешеходом быть – наука!», «Этого могло не случиться». Они ориентируют родителей на то, чтобы те постоянно решали с ребенком проблемные ситуации на дороге, настойчиво и терпеливо разъясняли ему правила пешехода, пассажира. Соблюдения детьми правил дорожного движения невольно и дисциплинирует родителей. Они еще активнее включаются в процесс воспитания и обучения ребенка, трудятся совместно с воспитателем, помогают в изготовлении атрибутов, дидактических игр.
Таким образом, работа по развитию у детей навыков безопасного поведения на дороге не будет полноценной и эффективной без активного взаимодействия с родителями. Разнообразные формы работы с родителями помогают им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в усвоении знаний ребенком правил дорожного движения, личной и социальной ответственности за него.